Как национальные проекты изменят госуправление
Опубликовано:
В 2020 году во время послания народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил реформировать систему государственного управления. Перезагрузка касалась как всей концепции государственной службы, так и программ развития, которые привязаны к бюджетному планированию.
Именно тогда глава государства поручил от громоздких госпрограмм, рассчитанных на десятилетия, перейти на формат лаконичных национальных проектов, понятных всем гражданам. Для этих целей были созданы Агентство по стратегическому планированию и реформам (АСПИР) и Высший совет по реформам, куда вошел весь политический топ-менеджмент страны. С момента, как поручения были даны, прошло чуть более года, и вчера президент Токаев подписал указ об утверждении перечня нацпроектов.
Подробностей о национальных проектах пока мало. Известны их названия, которые дают общие представления о направлении работы конкретных министерств — от модернизации общественного сознания и предпринимательства до регионального развития и экологической обстановки в стране. Кроме того, в течение всего года, пока новые стратегические документы находились в разработке, глава государства на заседаниях Высшего совета по реформам регулярно говорил об оптимальном дизайне нацпроектов.
Важен и контекст, в котором принимались все эти решения. Уже к сентябрю 2020 года стало понятно, что с новыми вызовами старая система государственного управления справляется со скрипом. Она, безусловно, позволила выстоять стране в пандемию благодаря налаженным механизмам регулирования и подачи бюджетных средств. Однако из-за перегрузки системы вопросы развития встали на второй план до тех пор, пока в Казахстане не была обеспечена более спокойная эпидемиологическая обстановка.
Учитывая большие тренды, с одной стороны, сильно изменившийся демографический состав населения страны, что требует новых подходов к социальной и региональной политике, а с другой стороны, необходимость прямо сейчас начинать переход к низкоуглеродной экономике, оставлять все как есть было нельзя.
Из-за этого у Агентства по стратегическому планированию была большая задача: снабдить правительство методологической поддержкой при подготовке нацпроектов. Подобный «внешний» взгляд на проводимые политики позволил очистить нацпроекты от огрехов госпрограмм, которые не всегда приводили к желаемому результату и были зачастую оторваны от ежедневных потребностей граждан.
Спустя год поручения главы государства по перезагрузке государственного управления выполнены, и это оптимальный срок по перенастройке такой громоздкой системы. Правительство сумело полностью переписать собственные политики за короткий для подобных задач срок.
Но важно помнить, что такие глобальные изменения не дают быстрого эффекта, и первые результаты мы должны увидеть не ранее чем через год. При этом нацпроекты, рассчитанные на более короткий период в сравнении с госпрограммами, позволили сделать две важные вещи: более четко распределить ответственность между руководителями государственных органов и обеспечить постановку более конкретных целей, связанных с качеством жизни граждан.
Последнее особенно важно. Оценивать национальные проекты проще всего по их социальному эффекту, потому что это конкретный КПД проводимой политики. Например, результатом нацпроекта Министерства здравоохранения «Здоровая нация» стали очень понятные для людей показатели — увеличение продолжительности жизни до 75 лет и рост удовлетворенности медуслугами среди граждан с 50% до 80%.
В нацпроекте Министерства образования есть конкретные показатели по тесту PISA, которые показывают, насколько наши школьники получают хорошее образование в сравнении и со странами ОЭСР, и с ближайшими соседями — Китаем и Российской Федерацией. В случае если эти показатели не будут реализованы, то ответственные министры и руководители ведомств понесут персональную ответственность.
Прозрачность подобных показателей позволяет и гражданскому обществу заниматься мониторингом исполнения нацпроектов, что значительно повысит качество управления. Без качественного анализа нацпроектов со стороны СМИ, неправительственных организаций и экспертов полной реализации политик не будет. В том же прошлогоднем послании глава государства говорил: «Слышащее государство» — это, по сути, концепция строительства «Справедливого государства». Недостаточно просто слышать и видеть проблемы граждан, главное — правильно и объективно реагировать на них». Внимание общества должно быть направлено на действия правительства, чтобы оно могло вовремя скорректировать свою работу и сделать ее более качественной.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1937709-kak-natsionalnye-proekty-izmenyat-gosupravlenie/