Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Куда обращаться казахстанцам за защитой прав потребителей, рассказала эксперт

Опубликовано:

Асем Ершорина
Фото: из личного архива спикера

Вопрос защиты прав потребителей в Казахстане продолжает быть животрепещущей и актуальной темой по сей день. Министерством торговли и интеграции проводится активная работа по совершенствованию законодательства в сфере защиты потребительских прав, создавая новые инструменты и возможности. О том, куда сегодня могут обратиться казахстанские потребители за защитой своих прав, корреспонденту NUR.KZ рассказала главный эксперт Управления по формированию государственной политики по защите прав потребителей Асем Ершорина.

- Насколько изменилось количество жалоб потребителей на качество товаров, работ и услуг в Казахстане в сравнении с прошлым годом?

- Защита прав потребителей – важная задача государства. На сегодняшний день национальная система защиты прав потребителей представляет собой работу всех государственных органов и более 200 неправительственных организаций. Необходимо отметить, что функция по защите прав потребителей есть у каждого отраслевого государственного органа, каждый обязан вести эту работу в собственной отрасли.

Например, если Комитетом по защите прав потребителей (далее – КЗПП) за 2019 год рассмотрено около 6 тыс. обращений, то их количество за 2020 год возросло 21 тыс., а за 10 месяцев текущего года перевалило за прошлогодний годовой объем. В действующей статистике КЗПП, лидируют сферу розничной торговли, бытовых услуг и электронная торговля.

- Куда потребители могут обратиться за защитой своих прав?

- Вся система защиты прав потребителей перестраивается на алгоритм обеспечения прав потребителя здесь и сейчас. Для начала можно уладить конфликт с продавцом, поставщиком услуг самим или с помощью субъектов досудебного урегулирования потребительских споров. Список каждый может найти на открытых сайтах Министерства торговли и интеграции или на сайте КЗПП. Если продавец, услугодатель отказывается рассмотреть претензию вы можете:

  • обратиться в уполномоченный орган, функция по защите прав потребителей есть у каждого государственного органа или акиматы;
  • в Комитет по защите прав потребителей и его территориальные подразделения посредством E-GOV портала;
  • либо зарегистрировавшись в Единой информационной системе приема и рассмотрения обращений потребителей – e-tutynushy.kz.
  • обращение в суд, собственно, последняя ступень рассмотрения жалобы.

- Какая работа планируется Комитетом по защите прав потребителей в данном направлении в будущем?

- На сегодняшний день проводится важная работа по совершенствованию действующего законодательства. Разрабатывается социально важный законопроект, направленный на решения актуальных проблем, встречающихся ежедневно каждому казахстанцу.

1. Прорабатывается вопрос по законодательному закреплению статуса «Национальной ассоциации потребителей» в Законе в форме некоммерческой организации, что возможность консолидировать множество неправительственных организаций в одну мощную организацию наподобие Национальной палаты предпринимателей РК.

2. В рамках поправок в законодательство будет введен институт омбудсмена, который будет служить голосом народа и напрямую доводить существующие системные проблемы отраслей, где нарушаются права потребителей, до первых лиц государства.

По результатам социологического опроса 56% опрошенных из 20 тыс. респондентов поддержали вопрос создания Национальной ассоциации потребителей и института омбудсмена.

3. Приняты во внимание пожелания общественных объединений по реституции нормы прежнего закона о начислении общественным объединениям потребителей вознаграждений от суммы, возмещаемой потребителю, при подаче исков в суды.

4. Предлагается усовершенствовать правовое регулирование с целью недопущения нарушений прав потребителей в сегменте электронной торговли.

5. Пересмотр и упрощение трехступенчатого алгоритма рассмотрения и разрешения жалоб потребителей, что укоротит время соблюдения конституционного права гражданина на судебную защиту.

6. Распространение базовых принципов Закона на сферы коммунальных, транспортных, медицинских, туристских услуг, услуг связи и иных услуг, оказываемых субъектами предпринимательства с сохранением отраслевого регулирования и компетенции соответствующих государственных органов.

В заключение, хотелось бы отметить значительную работу общественных объединений в ежедневной защите потребительских прав граждан.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1945539-kuda-obraschatsya-kazahstantsam-za-zaschitoy-prav-potrebiteley-rasskazala-ekspert/