В Минюсте объяснили, почему инициируется поправка в Закон "О выборах в РК"
Опубликовано:
Прошедший 5 июня общереспубликанский референдум по поправкам в Конституцию РК стал важнейшим этапом для начала политических и социальных преобразований в Казахстане. В числе изменений, коснувшихся главного закона страны, есть те, которые существенно затронули выборную систему в нашем государстве.
Реформирование избирательного законодательства Казахстана должно сделать выборный процесс максимально открытым, привлечь большее количество граждан к активным социально-политическим действиям, а также инициировать появление новых политических партий и институтов гражданского общества.
Одним из нововведений, которое, по мнению некоторых политологов, должно стать триггером правового развития и более эффективного регулирования выборных процессов, является основание института аккредитации национальных наблюдателей.
В Министерстве юстиций РК уже успели озаботиться потенциальной проблемой иностранного вмешательства в выборные процедуры. Именно с этой целью в Минюсте предлагают внести поправку в Закон "О выборах в РК", касающийся, в том числе, независимых наблюдателей. В ведомстве хотят добиться того, чтобы общественные объединения, получающие финансирование от каких-либо международных организаций, не могли выступать в качестве наблюдателей на выборах в Казахстане. Также в Минюсте подчеркнули важность аккредитации исключительно тех неправительственных организаций, которые специализируются на избирательных процедурах.
"Мы хотим, чтобы наблюдатели осуществляли свою деятельность на профессиональной основе. Для нас важны профессионализация самих наблюдателей, знание выборного законодательства. Ведь они наблюдают за соблюдением легитимности всех процедур. В части финансирования у нас в действующем законодательстве предусмотрен запрет на иностранное финансирование, в том числе вмешательство. Если брать закон о политических партиях, там установлен запрет: членами политических партий не могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе установлен запрет на иностранное финансирование политических партий", – пояснил и.о. директора департамента законодательства Министерства юстиций Бауржан Турганбаев.
Основополагающие принципы аккредитации наблюдателей установлены в ходе заседания Венецианской комиссии в 2009 году. Отмечается, что создание института аккредитации сыграет важную роль в обеспечении профессионального наблюдения за избирательным процессом. При этом в системе выборных мероприятий действительно существуют нюансы, на которые необходимо обращать внимание на законодательном уровне.
"Опыт организации и проведения выборов в Казахстане показывает, что они в нашей стране проходили без прямого вмешательства в избирательный процесс. Однако, это не означает, что такое положение дел может существовать всегда. Поэтому нормы, устанавливающие дополнительные требования в части финансовой отчетности, скорее носят превентивный характер и направлены на снижение возможных рисков в этой сфере. Обеспечение максимальной финансовой прозрачности в деятельности всех участников избирательных кампаний, будь то кандидаты, наблюдатели или средства массовой информации, направлено на поддержание внутриполитической стабильности и защиты национальных интересов", – отметил главный научный сотрудник института законодательства и правовой реформы РК Алипаша Караев.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1981382-v-minyuste-obyasnili-pochemu-initsiiruetsya-popravka-v-zakon-o-vyborah-v-rk/