Развитию инклюзивного образования уделяют особое внимание в Казахстане
Опубликовано:
В настоящее время одним из приоритетных направлений в сфере образования является развитие инклюзивного образования. Министерством просвещения Республики Казахстан проведена большая работа по разработке нормативных правовых актов в области инклюзивного образования. В национальном проекте «Качественное образование. «Образованная нация» предусмотрены задачи и индикаторы развития инклюзивного образования, об этом рассказала группа управления проектом "Модернизация среднего образования".
Министерством просвещения реализуется проект «Модернизация среднего образования», который также направлен на поддержку инклюзивного образования.
Цель проекта заключается в повышении качества и достижении равенства в начальном и среднем образовании, в частности в сельских и уязвимых школах.
В рамках проекта предусмотрены курсы по обучению специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП), современным подходам психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, а также планируется оснащение специальных организаций образования оборудованием, необходимым для работы с особенными детьми.
Проведение курсов обусловлено необходимостью обучить педагогов уникальным методикам диагностирования и коррекционной поддержки детей с ООП, в том числе с расстройством аутистического спектра, а также повысить уровень подготовки студентов в вузах, профессиональной компетентности педагогов специального и инклюзивного образования, в особенности, районных и сельских школ. В этой связи, одним из индикаторов проекта является наибольший охват обучением педагогов сельских и уязвимых школ.
В международной практике широко используется АВА-терапия – прикладной анализ поведения для коррекции поведения детей с РАС, а в целях ранней диагностики этого вида нарушений применяют шкалу наблюдения - методику ADOS.
Справочно:
АВА-терапия (Applied Behavior Analysis - прикладной анализ поведения) – прикладная отрасль науки о поведении. В настоящее время это один самых эффективных методов коррекции поведения детей с особыми образовательными потребностями, в частности, с поведенческими нарушениями и аутизмом. Подход очень популярен и является отличным коррекционным методом для людей с ООП, в том числе, для детей-аутистов. Терапия направлена на внесение в жизнь ребенка необходимых отсутствующих навыков, на позитивные изменения поведенческих отклонений ребенка.
Данная методика помогает уменьшить число стереотипных действий, особенно двигательных, при коррекции ребенка с ООП, в частности, с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Диагностика аутизма ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule) позволяет определить форму и степень поведенческих и неврологических отклонений у детей и взрослых, имеющих подозрение на нарушения эмоционально-волевой сферы для подбора индивидуальных коррекционных занятий, реабилитации.
ADOS – шкала наблюдения для диагностики расстройства аутистического спектра. ADOS является стандартизированным диагностическим тестом на нарушения спектрального расстройства (РАС).
Обследование проводит специалист по диагностике и коррекции РАС, прошедший дополнительную подготовку по работе с данной методикой.
На сегодняшний день методика ADOS-2 является международным «золотым стандартом» тестовой диагностики расстройства аутистического спектра.
Ожидается, что в рамках проекта педагоги-психологи, психологи общеобразовательных организаций, ресурсных центров при общеобразовательных школах, кабинетов психолого-педагогической коррекции, а также психологи и врачи-психиатры психолого-медико-педагогических консультаций, преподаватели вузов будут обучены передовым методикам с использованием ABA и ADOS-2.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/2003433-razvitiyu-inklyuzivnogo-obrazovaniya-udelyayut-osoboe-vnimanie-v-kazahstane/