Как в селах Казахстана развивают МСБ
Опубликовано:
Сразу несколько государственных программ действует в Казахстане для развития предпринимательства на селе. Есть обучающие курсы. Корреспондент NUR.KZ встретился с предпринимательницей из села Кос-Истек Актюбинской области Натальей Роде, чтобы узнать ее историю успеха.
Стоит отметить, что обучающие курсы у нас в стране проводятся бесплатно. Есть и такие, благодаря, которым можно получить безвозмездные инновационные гранты на развитие собственного дела. Одна из участниц таких программ является жительница села Кос-Истек, Каргалинского района в Актюбинской области Наталья Роде.
Неимоверной силой воли необходимо обладать, чтобы равнодушно пройти мимо. Аромат свежей выпечки буквально манит заглянуть в пекарню, которая еще даже не появилась в поле зрения, а подойдя ближе аппетит только усиливается.
У входа нам выдали одноразовый халат, шапочку, бахилы – уж очень все тут стерильно. С одной стороны работает печь, в нее только что отправился противень с батонами, с другой стороны работает машина для приготовления теста. Эта пекарня работает уже почти три года. Запустили ее в декабре 2020 года.
«Дети совместными усилиями построили это здание в 2020 году. Долго к этому шли, мечтали, планировали. Не знали, как это будет, с чего начать. Раньше пекла дома. Выпечка нравилась людям. Хотелось запустить свое дело», — вспоминает владелица пекарни Наталья Роде.
Свой путь к осуществлению мечты Наталья начала с бесплатных курсов. Узнала о них она случайно, рассказали сотрудники акимата. Все началось с обучения основам предпринимательства. Помог в этом проект «Бастау Бизнес».
«Пришлось ездить в районный центр на занятия. Месяц они длились. Тяжело, конечно, было. А что делать? У меня было свое хозяйство: коровы, куры. Утром вставала рано, всех кормила. Потом собиралась и шла на автобус, ехать несколько километров», — поделилась Наталья.
Инициативу женщины поддержали и ее дети. Наталья многодетная мама, у нее девять детей. Трое переехали в крупные города. Шестеро остались в селе и помогают в развитии семейного дела. Пока мама постигала азы ведения бизнеса, принимала участие в программе «Ауыл аманаты», а после выиграла грант и получила больше 500 тысяч тенге, открыла пекарню на дому, дети строили полноценное здание, предназначенное для пекарни.
«Брали еще кредит, хозяйство было большое – продавали. Все деньги вкладывали в строительство большой пекарни. Достроили, а денег на полноценное оборудование не было», — призналась женщина.
Тогда в отделе предпринимательства при акимате ей подсказали, что можно стать участником специальной программы – «Дорожная карта бизнеса 2025». Программа подразумевает инструменты государственной поддержки в виде субсидирования, а также гарантирования кредитов. По ней также можно получить государственный грант, обучиться предпринимательству. Все это делают для развития малого и среднего бизнеса в Казахстане. Всего четыре направления: поддержка новых бизнес-инициатив в моногородах и сельских населенных пунктах, отраслевая поддержка предпринимателей, снижение валютных рисков, есть и нефинансовые меры поддержки. Попытать удачу решила и Наталья.
«По этой дорожной карте я выиграла 4 миллиона 175 тысяч тенге. На эти деньги я купила оборудование необходимое. Так и началось наше производство», — делится Наталья.
Вставали, что называется, на ноги семимильными, но уверенными шагами. Сначала обеспечивали продукцией только родной поселок, постепенно расширяя географию.
«Сегодня у нас уже пять поселков. Раньше и в город возили продукцию, когда было две машины. Сейчас пока одна машина, возить сложно бывает. Потому что утром надо за продуктами успеть съездить, потом готовую продукцию по селам развезти. Магазин свой открыли, чтобы и там свой товар реализовывать», — делится владельца пекарни.
Производственная мощность пекарни до тысячи хлебобулочных изделий в сутки. В ассортименте булки, батоны, булочки, сырники, пирожки и пряники. Цены устанавливают на уровне рыночных. На стоимость конечной продукции влияет также колебания прайса на ингредиенты, в первую очередь – муку. В семейном бизнесе задействованы все члены семьи, рассказывает Наталья. Кто-то работает в пекарне, кто-то в магазине.
«Мы всей семьей к этому долго шли. Я сама всегда увлекалась пекарным делом. Да и к тому же семья у нас большая, поэтому всегда старались побольше готовить. Помню, в начале 90-х годов всегда были очереди в магазинах, а иногда и хлеба не было. Средний сын всегда говорил: вот вырасту построю собственную пекарню, чтобы всех хлебом обеспечивать и очередей не было. Так и вышло сегодня. К нам всегда хлеб привозили из города. Бывало, если зимой сильные бураны, заметет трассы, приходится и вовсе без хлеба сидеть. Сейчас уже такого нет», — поделилась Наталья Роде.
В планах у Натальи купить еще одну машину, для развозки готовой продукции по торговым точкам, а также охватить поставками еще несколько районов. Признается, не без трудностей, все цели достижимы, главное – искренне этого желать.
Стоит отметить, что программы «Бастау бизнес», «Дорожная карта бизнеса 2025», а также «Ауыл аманаты» являются одними из наиболее популярных проектов в развитии малого и среднего предпринимательства в сельской местности. Запуск программы «Ауыл аманаты» анонсировал президент Касым-Жомарт Токаев в марте этого года. Это проект по микрокредитованию сельчан. В текущем году из бюджета предусмотрено выделение 143 миллиардов тенге для реализации свыше 1500 проектов.
«В своей предвыборной платформе одной из важных задач я определил развитие сельского предпринимательства через сельхозкооперацию. Для этого будет запущен проект «Ауыл аманаты», в рамках которого сельчанам будут выдаваться микрокредиты под 2,5% годовых сроком на 5-7 лет», — заявил тогда глава государства.
Сельхозкооперативы будут создаваться для оказания сервисно-сбытовых услуг населению, они получат доступ к субсидиям на покупку оборудования и сельхозтехники. На эти цели будет направлено порядка 1 триллиона тенге.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/2028468-kak-v-selah-kazahstana-razvivayut-msb/