Еркин Абиль: Декларация 1990 года послужила юридической основой для провозглашения независимости
Опубликовано:
В преддверии Дня Республики NUR.KZ пообщался с доктором исторических наук, профессором, депутатом мажилиса парламента РК Еркином Абилем, рассказавшим о принятии исторической декларации.
— Еркин Аманжолович, в прошлом году президент Токаев предложил вернуться к празднованию Дня Республики. Впоследствии 25 октября получило статус национального праздника. Тем не менее многие наши соотечественники по-прежнему не до конца понимают разницу между Днем Республики и Днем независимости.
— Действительно, в общественном сознании произошла определенная путаница, связанная с двумя важными праздниками — Днем независимости и Днем Республики. Отчасти это связано с тем, что с 2009 по 2022 год День Республики в нашей стране официально не отмечался. Стоит разобраться, почему для нас так важна дата 25 октября 1990 года.
На тот момент Казахстан все еще входил в состав Советского Союза и, по сути, являлся колонией. Несмотря на то, что суверенитет республики был закреплен конституционно, о реальном суверенитете речи не шло. Большая часть крупной промышленности оперативно управлялась союзными министерствами, а не республиканскими. Тяжелая промышленность, добывающие и отрасли и все, что имело стратегическое значение, находилось под управлением Москвы.
— Кроме того, Москва единолично решала кадровые вопросы…
— Конечно, все более-менее значимые назначения проходили через ЦК компартии СССР. Существовало такое понятие, как номенклатура должностей, согласно которой большие чиновники назначались на посты пленумом ЦК КПСС. Даже менее крупные должности — заместители, директоры предприятий, редакторы центральных газет — назначались секретариатом ЦК. То есть практически не существовало ни одной значимой должности, назначение на которую было бы в компетенции республиканских властей.
Соответственно, ни одно более-менее серьезное решение Казахская ССР не могла принять самостоятельно. Подобная ситуация сложилась во всех союзных республиках. К слову, еще в начале перестройки о чрезмерно централизованном характере управления республиками СССР говорил Михаил Горбачев.
— Расскажите, что предшествовало принятию декларации о суверенитете? Чем был характерен тот исторический этап?
— Уже с середины 80-х годов начал нарастать не только экономический, но и политический кризис. После распада СССР стала популярной так называемая теория заговора: якобы Советский Союз был мощной державой, а разрушен он был из-за деятельности врагов, а также некомпетентности Горбачева и его окружения. На самом деле, если бы СССР имел по-настоящему устойчивую экономическую, социальную и политическую систему, никакой заговор ему не был бы страшен. Горбачев, конечно, пытался реформировать систему, но уже к моменту его прихода к власти масштаб кризиса был огромным. В дальнейшем все становилось только хуже.
К 1987 году советская система начала стремительно разваливаться. В первую очередь, это выразилось в либерализации политической жизни, правда, в Казахстане данные процессы происходили с заметным опозданием. Самой главной причиной этого можно назвать жесткую реакцию власти на декабрьские события в Алма-Ате. Если в Москве, Ленинграде и других крупных городах Советского Союза к 87 году начала набирать обороты либеральная общественная жизнь, то в Казахстане, наоборот, происходило "закручивание гаек". В частности, это выражалось в поиске так называемых националистов. Разумеется, нашей общественностью эти меры воспринимались негативно. О создании каких-либо политических движений речи идти не могло, потому что все попытки властями пресекались.
— Когда ситуация стала налаживаться?
— Ситуация изменится только в 1989 году после избрания Нурсултана Назарбаева на должность первого секретаря. Очень большую роль сыграли выступления шахтеров с социально-экономическими требованиями. Важно отметить, что все эти выступления касались не только экономических вопросов, но и политических: шахтеры в том числе говорили о необходимости суверенитета Казахстана. К примеру, карагандинские горняки требовали передать управление шахтами республиканскому министерству, полагая, что тогда улучшится социальная ситуация.
То же самое можно сказать об экологических акциях: все мы помним об антиядерном движении "Невада — Семипалатинск". Ведь большинство экологических проблем в Казахстане было вызвано деятельностью центральных советских министерств. Это и радиационное загрязнение, и обмеление Аральского моря, и ухудшение экологии в связи с деятельностью крупных промышленных предприятий. Таким образом, даже экологи вливались в политическую жизнь нашего общества.
— Что дало принятие декларации в контексте отношений с еще существующим на тот момент СССР?
— На основе декларации началась работа над заключением нового союзного договора. Здесь Казахстан и другие республики, уже обладающие суверенитетом, выступили в качестве стороны, которая добровольно передает часть функций обновленному союзу. Фактически СССР в тот момент должен был превратиться в конфедерацию. Предполагаемой целью, насколько я понимаю, служила модель отношений в Британском содружестве между Великобританией и ее бывшими колониями — Австралией, Канадой и другими. Ожидалось, что СССР будет трансформироваться цивилизованно и постепенно — в течение 25-30 лет. Но на деле, как мы знаем, все получилось куда более быстро.
— Можно ли говорить, что принятие декларации о суверенитете Казахской ССР стало главным шагом на пути к независимости нашей страны?
— Безусловно. Нужно учитывать, что по декларации 1990 года Казахстан не выходил из состава СССР. Однако наша республика получила суверенитет и возможность эволюции, то есть обретения независимости в более отдаленном времени и по гармоничному сценарию. Но все закончилось тем, что Советский Союз развалился, и после этого в декабре 1991 года Казахстан провозгласил свою независимость. Безусловно, это стало важнейшим моментом в нашей истории. Но вместе с тем последующие годы выдались тяжелыми, так как многие вопросы пришлось решать в авральном режиме. Убежден, что, если бы союзный договор тогда был заключен, мы все равно рано или поздно пришли бы к независимости, просто многие процессы протекали бы более мягко и менее кризисно. Но, видимо, Советский Союз настолько прогнил к тому моменту, что не смог выдержать даже небольшого испытания.
— Что Казахстан фактически получил после принятия документа?
— Казахстан, согласно декларации, принятой 25 октября 1990 года, получил суверенитет, то есть земля, воздушное пространство, природные богатства, промышленные предприятия переходили под контроль республики. Принятие документа стало первым серьезным шагом Казахстана к политической самостоятельности: республика получила право выстраивать отношения с другими государствами, прежде всего дипломатические. В конце концов, декларация послужила юридической основой для будущего провозглашения независимости страны. Кроме того, появилась правовая основа для закрытия Семипалатинского полигона. Когда велась практическая работа по прекращению ядерных испытаний на нем, казахстанская сторона основывалась именно на декларации о государственном суверенитете.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/2042363-erkin-abil-deklaratsiya-1990-goda-posluzhila-yuridicheskoy-osnovoy-dlya-provozglasheniya-nezavisimosti/