Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Общественность Казахстана будет шире задействована в сфере защиты прав потребителей

Опубликовано:

Совещание
Иллюстративное фото: pixabay.com

О том, почему казахстанцы стали чаще жаловаться на качество предоставляемых услуг и за счет чего будет усиливаться роль НПО в области защиты прав потребителей, рассказывает NUR.KZ.

Повышение уровня потребительской культуры

Согласно данным Министерства торговли и интеграции РК, с 1 января по 1 октября текущего года казахстанцы подали около 33 тысяч обращений о нарушении их потребительских прав. В ведомстве отмечают, что количество подобных обращений граждан последовательно увеличивается.

Действительно, если посмотреть статистику за предыдущие временные отрезки, можно в этом убедиться. К примеру, за восемь месяцев 2022 года наши соотечественники подали чуть более 17 тысяч жалоб на нарушение прав потребителя. При этом годом ранее, в 2021-м, подобных жалоб за аналогичный отрезок поступило лишь около 9,5 тысяч. Как мы видим, число обращений существенно выросло в 2023 году.

В Министерстве торговли выделяют две основные причины такого резкого увеличения количества жалоб. Во-первых, свою роль играет повышение уровня потребительской культуры казахстанцев. Люди стали лучше разбираться в том, какие права у них есть согласно действующему законодательству. Соответственно, они более внимательно относятся к их соблюдению со стороны поставщика услуг и, в случае необходимости, подают обращения в компетентные органы.

Вторая причина имеет куда более негативное содержание. Дело в том, что и число недобросовестных предпринимателей растет. Это неудивительно с учетом того, что в целом в республике последние годы наблюдается определенный всплеск предпринимательской активности. Часть компаний, предлагающих населению товары и услуги, не может выдержать требуемый уровень сервиса, из-за чего возникают претензий со стороны граждан.

Любопытно будет рассмотреть статистику обращений в разрезе сфер обслуживания. Так, чаще всего в этом году казахстанцы жаловались на субъекты розничной торговли – 37%. Каждая пятая жалоба имеет отношение к очень популярной в наши дни области электронной торговли. Каждая десятое обращение граждан относится к сфере бытовых услуг. На ЖКХ казахстанцы жаловались почти в 7% случаев, а на услуги связи – в 5%.

О претензиях потребителей к поставщикам услуг интернета и мобильной связи стоит сказать отдельно. По данным Министерства торговли и интеграции, казахстанцы примерно в 2,5 раза стали чаще жаловаться на услуги телекоммуникации – в сравнении с показателями 2021 и 2022 годов. По результатам проведенного социологического исследования каждый третий респондент высказал недовольство качеством услуг, предоставляемых интернет-провайдерами (опрашивались 10 тысяч человек).

В самом деле, в 2023 году жители разных городов и регионов нашей страны неоднократно сталкивались с проблемой слабого сигнала мобильной связи и интернета. Порой речь шла и о полном отсутствии сигнала, причем на регулярной основе. В результате казахстанцы вынуждены все чаще обращаться с жалобами в государственные органы.

Телефон в руках
Иллюстративное фото: pixabay.com

Усиление роли общественников

Жители нашей страны по-прежнему довольно часто сталкиваются с фактами нарушения их прав в сфере продажи потребительских товаров. Согласно сведениям Министерства торговли и интеграции, в результате опроса 10 тысяч респондентов почти треть пожаловалась на несоблюдение сроков годности продуктов питания, а также норм их хранения.

Около 24% опрошенных выразило недовольство качеством товара. Приблизительно каждый пятый респондент (19,2%) обратил внимание на отсутствие информации о продукте, которую продавец должен предоставлять согласно действующему законодательству.

Отмечается, что министерство проводит проверки по всем поступающим от граждан обращениям. Немаловажную работу в сфере защиты прав казахстанского потребителя проводят и неправительственные организации, причем их роль в данном вопросе должна последовательно усиливаться. Неправительственные структуры, как правило, формируются из числа наиболее активных членов гражданского сообщества, которым хорошо знакомы социальные проблемы и которые готовы отстаивать права широкого круга казахстанцев.

Именно для более глубокой интеграции общественников в дело защиты прав потребителей весной 2023 года Министерством торговли был создан ситуационный штаб. Помимо представителей государственных органов в него вошли граждане, представляющие общественные объединения и бизнес-субъекты.

На данный момент члены ситуационного штаба исследовали 68 видов продукции, поступившей из-за рубежа. При этом в 19-ти из них были выявлены различные нарушения, а именно несоответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, неправильная маркировка и т.д. В результате министерство отменило 63 декларации о соответствии продукции, а также признало недействительными свыше 200 документов, касающихся оценки соответствия.

Для более эффективного осуществления защиты прав потребителей в скором времени планируется запустить публичный концепт "Сапалы өнім", а также внести поправки в ряд кодексов и законов республики. Помимо прочего, в Казахстане может появиться официальная должность уполномоченного по защите прав потребителей. А общественным объединением в рамках проведения мониторингов может быть предоставлено право на отбор образцов продукции и закуп услуг, отмечает официальный портал Минторговли.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/2046594-obschestvennost-kazahstana-budet-shire-zadeystvovana-v-sfere-zaschity-prav-potrebiteley/