Сотрудничество с вузом, система распознавания лиц и листы оценки риска: как изменилась работа полиции в Павлодаре
Опубликовано:
В октябре этого года в Павлодаре завершилась реализация пилотного проекта "Казахстанская сервисная модель полиции". О том, как изменилась работа полицейских с внедрением сервисной модели, корреспонденту NUR.KZ рассказал начальник Департамента полиции Павлодарской области Василий Скляр.
— Василий Васильевич, расскажите, пожалуйста, как изменилась работа полиции с внедрением сервисной модели?
— В рамках поручения главы государства в городе Павлодаре реализуется пилотный проект "Казахстанская сервисная модель полиции". Концепция сервисной модели полиции состоит из трех основных взаимосвязанных элементов:
- Первое — это оказание качественных полицейских услуг населению. В этих целях в Торайгыров университет обучили участковых и патрульных новым навыкам коммуникаций, решению конфликтных ситуаций и правовым вопросам.
- Второе — проблемно–ориентированная полиция, переходим от режима реагирования на индивидуальные инциденты к режиму решения проблем безопасности путем выявления и устранения причин.
- И третье — партнерство, то есть вовлечение общественных институтов и государственных органов в совместное решение вопросов безопасности на территории. Достичь которые мы можем только при соблюдении законности, своевременности, информативности, всесторонности и вежливости.
— Какая работа проводится в профилактике правонарушений?
— В целях обеспечения охраны общественного порядка и профилактики правонарушений на основе проводимых анализов разрабатываются рекомендации.
На сегодняшний день проведено 11 анализов на территории УП Павлодара: по увеселительным заведениям, торговым домам, семейно-бытовым отношениям, торговле спиртными напитками, наркотикам, бродячим собакам, работе БПП, ДТП, по общественным местам, ранее судимым, преступлениям, совершенным в состоянии алкогольного опьянения.
Так, в целях профилактики краж чужого имущества крупным торговым домам рекомендовано было установить систему распознавания лиц. В результате этого ТД "Гринвич" и "Смол" установили данную систему. Она помогает выявлять воров, за ними проводится усиленное наблюдение.
Для выявления проблем в сфере быта и оказания помощи жертвам насилия заключен меморандум по взаимодействию с 12 неправительственными организациями и учреждениями по вопросам семейно-бытовых отношений.
Внедрен лист оценки риска (анкета "ЛОР"), который заполняется участковыми инспекторами по всем бытовым происшествиям путем опроса жертвы. "ЛОРы" позволяют более точно сформировать портрет жертвы и агрессоров, а также установить степень риска пострадавших.
В дальнейшем сотрудники полиции совместно с НПО оказывают им психологическую, юридическую и социальную помощь. Посредством "ЛОР" проведен опрос более 2 тысяч пострадавших, установлено 62 жертвы с высоким риском насилия, которым совместно с НПО оказывается психологическая, юридическая и социальная помощь. На сегодняшний день с высоким риском остаются 43 лица, работа с которыми продолжается.
Также с 1 июля внесены изменения в законодательство. Мы перешли от заявительного к выявительному характеру регистрации бытовых правонарушений. Усилена административная и уголовная ответственность, где определены конкретные сроки административного ареста. Исключена возможность повторного примирения сторон.
В рамках партнерства с обществом два раза в месяц психологом и юристом общественного объединения «"УмітУзбеу" организована работа по оказанию психологической и консультативной помощи агрессорам, помещенным в специальный приемник управления полиции Павлодара.
Проведены встречи с управлением архитектуры, государственных доходов и СЭС по решению проблемных вопросов нарушения реализации алкогольной продукции магазин-барами и магазин-кафе. В целях неотвратимости наказания принято решение о предоставлении документов, подтверждающих нецелевое назначение указанных баров и кафе. Разработан механизм принятия мер к недобросовестным предпринимателям.
Исключен бумажный формат проведения профилактических бесед с подучетными лицами. В настоящее время беседы проводятся посредством записи на видеорегистратор. Для участковых разработаны стандарты оперативных процедур (методические рекомендации по проведению бесед).
Изменен регламент работы сотрудников службы пробации, которые теперь 3 дня в неделю занимаются профилактической работой с подучетными лицами в УПП.
— Как участковые отнеслись к изменениям в работе? Оснащены ли они всем необходимым оборудованием?
— Участковые инспектора полиции положительно восприняли изменения в работе.
Изучив криминогенную обстановку административных участков, нами принято решение укрупнить участковые пункты полиции (из 23 действующих участковых пунктов полиции образованы 16), а также поменять режим работы УИП (утвержден 8-часовой рабочий день с 9:00 до 22:00 часов с перерывом на обед с 13:00 до 18:00 часов).
Улучшена материально-техническая база, приобретены компьютерная техника, служебный автотранспорт, произведен ремонт в УПП.
В УПП организовано дежурство трех участковых инспекторов полиции, один из которых постоянно находится в УПП и принимает все поступившие сообщения и обращения граждан (по каналу 102, по городскому, мобильному номеру УПП, личному обращению в УПП), а затем направляет на обслуживание данных сообщений двух дежурных инспекторов. Остальные УИП занимаются профилактической работой на административном участке. К примеру, рассмотрением материалов в суде, проведением комиссии на лечение, поквартирным обходом и др.
В штате нового УПП также предусмотрено по одному сотруднику ювенальной и двух сотрудников патрульной полиции, которые осуществляют патрулирование территории закрепленного УПП в пешем порядке.
Оптимизирован административный процесс, все протоколы об административных правонарушениях, в том числе судебные, составляются в электронном формате.
С июня месяца в учреждения здравоохранения на медицинское освидетельствование в электронном формате направляются бланки, заключение по которым автоматически подгружаются в ЕРАП, что исключает коррупционную составляющую и бумажную волокиту.
В результате передачи групп административной практики и инспекторов ЛРС с Северного и Южного ОП в аппарат УП города Павлодар улучшилось качество и оперативность рассмотрения материалов ДТП и выдачи разрешения на оружие.
— Как новые подходы в работе блюстителей порядка повлияли на взаимоотношения полиции с населением?
— В рамках партнерства подписан меморандум с Торайгыров Университет, достигнута договоренность по обучению полицейских (УИП, ППС, инспекторов дежурных частей, ЦОУ) по 4 направлениям: эмоциональный интеллект, конфликтология, правовой анализ, юридическое письмо.
Для удобства граждан все УПП города Павлодар открыты по 13 часов в день, без перерывов (с 09:00 до 22:00). Еженедельно по субботам в 11:00 часов начальниками УПП посредством Zoom-конференции проводятся онлайн-сходы с жителями микрорайонов, где доводится проводимая работа в рамках сервисной полиции.
Кроме того, при необходимости участковые инспектора проводят сходы во дворах многоэтажных домов. Это было сделано для того, чтобы гарантировать качество сервиса жителям города. Так, принимаются все предложения от жильцов для улучшения правопорядка. Также доводится информация по укрупнению УПП, в едином канале и коллективном сервисе всеми УИП.
Так, с июля месяца проведено 192 онлайн-схода, в которых участвовало более 4,5 тысяч граждан, задан 291 вопрос, из которых решено 200.
Кроме того, в настоящее время внедрена в практику "Обратная связь с заявителем". При получении вызова нарядам БПП направляется электронная карточка по вызову, где сотрудники, которые направились на вызов, звонят заявителю и сообщают ему, какой наряд направился, а после отработки вызова сообщают о принятом решении с предоставлением фото- и видеофиксации на WhatsApp. Данный механизм взаимодействия с заявителями также получил положительный отзыв у граждан.