Состояние, проблемы и перспективы развития инфраструктуры: Ерлан Каримов рассказал о ситуации в стране
Опубликовано:
В Казахстане уделяется особое внимание развитию регионов и инфраструктуры. Каковы реалии на сегодняшний день, рассказал директор центра региональных исследований АО "Институт экономических исследований", эксперт Ерлан Каримов для NUR.KZ.
На сегодняшний день ведется работа по разработке национального инфраструктурного плана, где будут отражены все инфраструктурные проекты в теплоэнергетике, дорожной инфраструктуре, железной дороге, водоснабжении и т.д. По словам директора центра региональных исследований АО "Институт экономических исследований" Ерлана Каримова, это будет главным проектом, где будут отражены все основные и необходимые инфраструктурные проекты. До нового года планируется разработать и утвердить национальный план.
Критически важная инфраструктура Казахстана работает на пределе своих возможностей. Высокие потери и износ основных фондов – основные проблемы сетевой инфраструктуры Казахстана. Ерлан Каримов отмечает, что к 2030 году страна столкнется с острым дефицитом электроэнергии.
Износ теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) составляет более 66%.
"Ориентировочно от деятельности ТЭЦ зависит жизнь 62% городского населения страны (порядка 12,3 млн человек). В зоне городских агломераций проживают 26% сельского населения страны, которое будет формировать дополнительную нагрузку на имеющуюся инфраструктуру городов", - сказал директор центра региональных исследований АО “Институт экономических исследований”.
Он добавил, что износ критически важной инфраструктуры выше 50% нежелателен. Из-за этого увеличиваются риски роста технологических простоев, что, в свою очередь, может отразиться на темпах производства национального продукта и снижению уровня качества жизни населения.
"Отсутствие надлежащего контроля и высокий износ значительной части теплоэлектростанций усиливает возможный сценарий технологического апокалипсиса – масштабной остановке выработки тепла и электричества в регионах, а также приостановке деятельности промышленных предприятий", - прокомментировал Ерлан Каримов.
Ситуацию с теплоэлектростанциями в стране необходимо скорректировать инструментами централизованного планирования и государственного вмешательства. В настоящее время строительство и ремонт ТЭЦ Казахстана зависит от инвестиций, технологий и специалистов иностранных государств.
"С точки зрения пространственного развития страны и создания положительных эффектов необходимо развивать современную транспортную инфраструктуру. Увеличение скорости перевозки товаров, пассажиропотока положительно повлияет на экономические показатели регионов, более развитая транспортная система может привлечь дополнительные иностранные и внутренние инвестиции. Так, например, учитывая значительные расстояния между населенными пунктами Казахстана, низкую связанность регионов, требуется строительство высокоскоростных железных дорог, в том числе по международным и транзитным маршрутам", - поделился директор центра региональных исследований.
Для расширения действующего бизнеса, как производства, так и торговли, вносит низкое качество автотранспортной инфраструктуры. Одна из проблем транспортной инфраструктуры – дефицит битума для дорожного строительства. Ежегодная потребность битума для автодорожных проектов составляет 1,1 млн тонн. Производство в Казахстане составляет всего 750 тыс. тонн в год.
Ерлан Каримов отмечает, что важно обеспечить дозагрузку казахстанских заводов по производству битума до необходимых объемов. А также строительство новых терминалов для хранения битума в целях исключения сезонного ажиотажного спроса и предупреждения роста цен.
К слову, целесообразно рассмотрение безбитумных технологий строительства автодорог. В этой отрасли также важно максимально вовлекать отечественные разработки и обеспечивать обязательную локализацию импортируемых технологий и оборудования.
"Если улучшиться качество электроснабжения, теплоснабжения и сократятся аварийные ситуации, это положительно повлияет на развитие регионов и страны. Единственный момент – сколько средств понадобиться для этого и будем ли мы повышать тариф для улучшения качества", - подытожил Ерлан Каримов.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/2047481-sostoyanie-problemy-i-perspektivy-razvitiya-infrastruktury-erlan-karimov-rasskazal-o-situatsii-v-strane/