Разработан мастер-план транспортного каркаса Алматы до 2030 года
Опубликовано:
Мастер-план транспортного каркаса предполагает переключение населения с личного транспорта на общественный, сообщает Бюро по туризму.
Выступая в ходе презентации мастер-плана перед экспертным сообществом, заместитель акима Алматы Аскар Амрин подчеркнул, что на сегодня важно выстроить гармоничный дорожно-транспортный комплекс, который позволит на практике реализовать принцип "город для людей".
Основной задачей мастер-плана является переключение населения с личного транспорта на общественный. Главным показателем станет увеличение количества поездок в общественном транспорте на 64% до 2030 года.
По результатам исследования компании Future of Mobility, принимавшей участие совместно с НИИ "Алматыгенплан" в разработке мастер-плана, общественный транспорт в Алматы не пользуется популярностью, несмотря на относительную финансовую доступность. В исследовании отмечается, что ездить в автобусах, троллейбусах и метро финансово выгоднее, чем на личном авто при поездках более чем на 4 км.
В целом, эксперты отмечают высокую долю личного автотранспорта, а также необходимость пробивок и спрямлений улично-дорожной сети для обеспечения привлекательной скорости общественного транспорта.
Также отдаленность остановок от мест притяжения трафика снижает привлекательность автобусного сообщения. Районы севернее Райымбека не имеют прямого доступа к метро или другому выделенному транспорту.
В связи с этим на первом этапе реализации проекта планируется строительство БРТ (Bus rapid transit — скоростная автобусная линия) по проспекту Райымбека, на II этапе — строительство в 2025–2026 годах первой линии ЛРТ (легкий рельсовый транспорт, ЛРТ, от англ. Light Rail), которая пройдет по улицам Момышулы, Толе би и проспекту Райымбека до восточной границы города.
"В основе транспортного каркаса лежит развитие скоростного общественного транспорта, такого как BRT, LRT и метро. К 2030 году в городе будут созданы 42 транспортных коридора протяженностью порядка 300 км. Это позволит охватить три четверти жилых территорий города. В остальные части города планируется запустить подвозящие маршруты, которые позволят жителям за 10–15 минут добраться до ближайшей остановки скоростного транспорта", — сообщил партнер компании Future of Mobility Александр Ованесов.
Модель транспортного каркаса формируется на основе анализа наиболее и наименее привлекательных зон в городе, а также концентрации рабочих мест. В целом, создание инфраструктуры потребует от 5 до 7 лет и будет одним из элементов системной трансформации общественного транспорта Алматы.
"В марте следующего года мы уже получим готовый проект БРТ по проспекту Райымбека, в мае рассчитываем начать строительно-монтажные работы на первом участке проспекта. На сегодняшний день также разрабатывается проектно-сметная документация по проекту БРТ на улице Желтоксан, к строительным работам приступим где-то в августе. По пробивке Абая — остались только 600 метров, и мы ставим перед собой задачу к октябрю завершить все работы. Пробивку улицы Саина планируем также завершить в 2024 году. Основные земляные работы по данному объекту выполнены и необходимо сделать работу по асфальтобетонному покрытию и перед собой мы ставим задачу в следующем году ввести этот участок в эксплуатацию. В следующем году мы начнем пробивку улицы Муканова", — сообщил руководитель управления городской мобильности Сагындык Телибаев.
Также транспортный каркас объединит сетью общественного транспорта пять новых полицентров. На границах города будут построены три больших транспортно-пересадочных узла: ТПУ "Барлык", ТПУ "Восточный" на Кульджинском тракте и ТПУ "Север" в районе Гейт-Сити. Это позволит жителям, приезжающим из области, оставлять свои автомобили на специальных перехватывающих парковках и пересаживаться на общественный транспорт.
При создании документа изучались охват остановками, пешая доступность остановок, бесшовность подъездных путей, соблюдение расписания автобусов, экологичность автобусного парка по примеру Сеула, Сингапура, Парижа и других городов мира.
Компания Future of Mobility также предлагает разработать новое тарифное меню, внедрить больше вариантов оплаты проезда, включая возможность в рамках поездки бесплатно пересесть с одного маршрута на другой.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/2052929-razrabotan-master-plan-transportnogo-karkasa-almaty-do-2030-goda/