Цифровая эволюция дорожной отрасли: какие ключевые проекты реализует Национальный центр качества дорожных активов
Опубликовано:
Цифровые технологии проникают во все области экономики, включая дорожный сектор. Национальный центр качества дорожных активов играет важную роль в процессе цифровизации этой отрасли. В статье NUR.KZ вы можете узнать о современных цифровых решениях, которые внедряет данная организация в дорожной инфраструктуре.
Автомобильные дороги играют ключевую роль в экономике страны. Поэтому вопросы их безопасности и качества являются приоритетом для государства и автодорожного сообщества.
РГП "Национальный центр качества дорожных активов" КАД МТ РК направляет усилия на повышение качества дорог, обеспечивая безопасность и комфорт граждан. Сегодня организация контролирует качество выполняемых работ и материалов, проводит диагностику и инструментальное обследование дорожных объектов, используя цифровые технологии.
Одним из ключевых проектов центра является "KazRoadLab" – это система предназначена для цифровизации процесса экспертизы качества работ и материалов, включая отображение результатов лабораторных испытаний материалов и контрольно-измерительных мероприятий на объектах производства работ с электронной базой данных. Она позволяет вносить результаты испытаний, добавлять фотографии, прикреплять их к актам и отправлять данные на центральный портал с помощью мобильных устройств.
По словам директора департамента контроля качества НЦКДА Куаныша Толеуханова, эта инициатива позволила инженерам и лаборантам работать в электронном формате, избавляя от необходимости использовать бумажные носители. Ранее процессы велись вручную: инженеры записывали время отбора проб, наименование участка дороги и вручную проставляли номера проб.
"Мы осуществляем контроль за строительными работами и материалами на всех объектах, связанных с республиканскими дорогами, а также на объектах областного и районного уровня, включая улицы населенных пунктов. В настоящее время благодаря внедрению цифровых технологий наши инженеры направляются на строительные объекты с планшетами. При обнаружении нарушений вся информация немедленно фиксируется на устройстве. Это значительно способствует прозрачности процесса и снижает вероятность коррупционных действий", - поделился Куаныш Толеуханов.
Во всех 20 филиалах НЦКДА внедрен метод штрихкодирования проб дорожно-строительных материалов. Суть метода заключается в том, что отобранные на участках автомобильных дорог пробы ДСМ поступают в испытательные лаборатории без указания их принадлежности к конкретному объекту, подрядчику или заказчику.
Еще одним важным проектом является виртуальный тренажер для лаборантов, созданный для повышения квалификации сотрудников и поддержания их профессионального уровня.
"Тренажер совмещает функции обучения и экзамена. Раньше новым сотрудникам часто не хватало знаний для качественного проведения экспертиз. Теперь мы можем наблюдать, как инженеры выполняют задания в лаборатории или на выезде", - рассказал главный специалист отдела информационных технологий НЦКДА Кирилл Гриненко.
По его словам, учебные заведения проявляют большой интерес к проекту. В перспективе центр планирует сотрудничество с профильными вузами для обучения будущих дорожников.
НЦКДА также занимается диагностикой и инструментальным обследованием дорожного покрытия. К слову, предприятие ежегодно проводит диагностику порядка 17 тыс. км дорог республиканского значения и 1 тыс. км дорог местной сети.
По словам директора департамента диагностики и ведомственной экспертизы НЦКДА Талгата Жусупова, для повышения эффективности и скорости была создана SRDS (Smart Roads Diagnostics System). Это система автоматического распознавания дорожных дефектов, основанная на концептах компьютерного зрения и машинного обучения с использованием искусственного интеллекта. Важно отметить, что данная разработка является собственностью НЦКДА и сегодня успешно применяется во всех регионах Казахстана, а также в России.
"Ранее большое количество времени уходило на ручную обработку видеоматериалов, полученных с передвижной лаборатории. Поэтому для решения этой задачи мы создали систему автоматического выявления дефектов дорожного покрытия, использующую технологии искусственного интеллекта. Это решение позволяет сократить время анализа результатов с 4 дней до 4 часов на участке дороги длиной 100 км. Также с помощью SRDS мы можем выявить участки, которые нуждаются в ремонте", - рассказал о преимуществах SRDS системы Талгат Жусупов.
Для автоматизации и улучшения бизнес-процессов был внедрен электронный портал ведомственной экспертизы, который предназначен для приема и прохождения ведомственной экспертизы на техническую документацию среднего ремонта и взаимодействия в электронном формате между заказчиком и исполнителем. Он увеличивает прозрачность, снижает влияние человеческого фактора и ускоряет подготовку документации, что улучшает качество ремонта и повышает безопасность на дорогах.
Справочно:
НЦКДА имеет 20 филиалов, оснащенных испытательными лабораториями, аккредитованными в соответствии с требованиями стандарта ISO 17025 и международной организации по аккредитации лабораторий ILAC.во всех регионах страны.
За 2019-2023 годы предприятием проведено более 57 тыс. выездов (по республиканской сети– 32 тыс, по местной сети – 25 тыс.), лабораторными испытаниями проверены более 138 тыс. дорожно-строительных материалов (по республиканской сети – 41 тыс, по местной сети – 97 тыс.). По итогам 10 месяцев этого года осуществлено 13 тыс. выездов (по республиканской сети – 4,4 тыс, по местной сети – 8,6 тыс.), в ходе которых были отобраны и испытаны более 39 тыс. проб дорожно-строительных материалов (по республиканской сети – 12 тыс, по местной сети – 27 тыс.). В текущем году была проведена ревизия 404 асфальто-бетонных заводов.