"Моя главная мотивация - видеть как дороги в Казахстане становятся лучше": Бакдаулет Жайлаубеков рассказал о тонкостях работы в дорожной отрасли
Опубликовано:
Качество дорог и дорожной инфраструктуры в стране волнует едва ли не каждого казахстанца. Но как часто мы задумываемся о том, с чего оно начинается, и кто стоит за его улучшением? Один из таких специалистов, который вносит вклад в обеспечение безопасности и комфорта на казахстанских дорогах, Бакдаулет Жайлаубеков – главный менеджер департамента стандартизации дорожного научно-исследовательского института (КаздорНИИ). В интервью NUR.KZ он рассказал о тонкостях своей работы и о роли нормативов в развитии дорожной отрасли.
– Бакдаулет Салаватович, как вы пришли в автодорожную отрасль, и как в итоге оказались в КазДорНИИ?
– Все началось в 2006 году, когда я устроился работать инженером в Павлодарское областное управление Комитета развития транспортной инфраструктуры МТК РК. Именно там я получил свой первый профессиональный опыт и лучшее понимание реальных процессов в транспортной отрасли. Позже, работая на производстве, я принимал участие в реализации крупных инфраструктурных проектов, таких как "Западная Европа – Западный Китай", строительство первого автодорожного тоннеля на перевале Шакпак-Баба, реконструкция дорог Капшагай – Курты, Шымкент – Ташкент и других. Этот опыт стал для меня фундаментом, который сейчас помогает в стандартизации – я понимаю потребности отрасли не только с теоретической, но и с практической стороны.
Со временем я перешел на административные позиции, где сосредоточился на стандартизации и контроле качества. С 2024 года работаю главным менеджером департамента стандартизации КаздорНИИ.
– В чем заключается ваша повседневная работа?
– Цель нашего департамента - реформирование нормативно-технической базы автодорожной отрасли и разработка новых стандартов, соответствующих современным требованиям. Мы не просто занимаемся их внедрением, но также их учетной системой и мониторингом применения. Это требует постоянного взаимодействия с национальным органом по стандартизации, изучения международного опыта и его адаптации к нашим условиям.
Институт, в котором я работаю, — базовая организация технического комитета по стандартизации. Это накладывает на нас большую ответственность. Благодаря высококвалифицированным специалистам и собственной лабораторной базе, мы можем обеспечивать не только профессионализм, но и высокое качество наших разработок.
– Чего удалось достичь вашим специалистам за последние годы?
– На самом деле, поводов для гордости немало. Так, например, мы разработали более 230 НТД. Среди них — уникальная система документов для автодорожной отрасли и новые виды ведомственных нормативов.
Мы также утвердили дорожную карту по реформированию нормативной базы до 2030 года, проанализировали более 1 200 документов и устранили множество противоречий и устаревшей информации. Вы даже не представляете, сколько стандартов раньше содержали недопустимые рекомендации, иногда написанные людьми, далекими от дорожной отрасли.
Сейчас мы приводим все в порядок, основываясь на современных исследованиях и опыте передовых стран, таких как США, Канада, Южная Корея. Это огромный труд, но каждая небольшая победа приносит колоссальное удовлетворение, потому что за каждым стандартом стоят исследования, испытания и работа целой команды института.
– Как ваша работа влияет на развитие инфраструктуры и улучшение качества дорог в Казахстане?
– Качество дорог начинается с нормативов. От того, насколько грамотно и сбалансированно они написаны, напрямую зависит результат. Если требования будут слишком мягкими, качество строительства пострадает. Если слишком жесткими — их просто не смогут выполнить. Одна из наших задач — найти этот баланс. Мы анализируем каждый пункт, сравниваем с международными стандартами и адаптируем под наши реалии. Это сложная, но важная работа, ведь от нее зависит комфорт и безопасность каждого, кто пользуется дорогами Казахстана.
- Кажется, работа у вас непростая, ведь нужно держать в голове столько информации - нормативов, законов, документации...
– Работа у нас и правда нелегкая, но оттого не менее интересная и захватывающая. Помню, как в начале карьеры, когда я занимался техническим надзором, у меня был старший коллега, который часто проверял мои знания и задавал непростые вопросы. То есть я в любой момент должен был быть готовым ответить на них, и не оплошать. Это побуждало меня каждый день изучать нормативы, законы и техническую документацию. Со временем я стал увереннее в своих знаниях и смог применять их на практике. Этот опыт показал мне, что успех зависит от упорства, изучения, постоянного повышения квалификации и глубокого понимания своей работы. До сих пор благодарен тому коллеге за этот урок.
– Что вы посоветуете молодым специалистам, которые только начинают строить карьеру в дорожной индустрии?
– Разумеется, молодые специалисты должны понимать огромную, стратегическую важность своей работы. Ведь дорогами пользуются все, и от их качества часто зависит качество жизни людей. Без самоотдачи и искреннего стремления менять ситуацию в лучшую сторону, никак не обойтись. Поэтому, главный совет - использовать каждую возможность для саморазвития. Знания — сила. В нашей отрасли недостаток профессиональной подготовки часто приводит к проблемам с качеством дорог. Нам нужны специалисты, которые знают свою работу досконально.
– Что вас вдохновляет и мотивирует в вашей работе?
– Моя главная мотивация — видеть как дороги в Казахстане становятся лучше. Я хочу, чтобы наши автодороги были не просто качественными, но и удобными, безопасными для каждого водителя. Я работаю так, чтобы каждый вклад в улучшение инфраструктуры приносил реальную пользу людям. Это большая ответственность, но именно осознание того, что ты участвуешь в создании чего-то значимого, помогает двигаться вперед каждый день.