Алматинский метрополитен: Алмасбек Орынбеков рассказал о 13 годах развития и планах на будущее
Опубликовано:
1 декабря Алматинский метрополитен отпраздновал свое 13-летие. За это время он стал важной частью транспортной системы города. О ключевых изменениях, созданных условиях для пассажиров и планах на будущее в интервью рассказал директор метрополитена Алмасбек Орынбеков.
- Алмасбек Орынбекович, как изменился метрополитен за 13 лет и какие моменты можно назвать наиболее знаковыми?
- За 13 лет Алматинский метрополитен значительно изменился. Ключевым моментом стало открытие новых станций, что позволило увеличить протяженность метро и, соответственно, пассажиропоток. В первую очередь, стоит отметить открытие первой очереди первой линии - 1 декабря 2011 года, где были введены в эксплуатацию 7 станций. Затем, в 2015 и 2022 годах, были открыты новые участки, и сейчас у нас функционируют 11 станций.
- Как бы вы оценили развитие метрополитена в 2024 году?
- В 2024 году Алматинский метрополитен продолжает активно развиваться. Мы внедряем новые технологии, в том числе и в систему оплаты, что делает поездки удобнее. Кроме того, пассажиропоток продолжает расти: в будние дни он достигает порядка 102-107 тыс. пассажиров. Мы также находимся в тесном сотрудничестве с метрополитенами стран СНГ, что позволяет обмениваться опытом и внедрять международные стандарты.
- Сколько сотрудников сейчас работает в Алматинском метрополитене?
- Сегодня в штате метрополитена работают 1 665 человек. С открытием новых станций и расширением сети количество сотрудников стабильно увеличивается, что создает новые рабочие места для жителей города.
- Какой пассажиропоток был зафиксирован в этом году?
- 20 ноября мы зафиксировали рекордный пассажиропоток — 112 517 человек за один день. По состоянию на 18 декабря, пассажиропоток составил более 26 млн человек с начала года. С момента открытия метрополитена перевезены свыше 172 млн пассажиров.
- Какие шаги предпринимает руководство, чтобы сделать поездки более удобными и выгодными для пассажиров?
- С вводом новых станций "Сарыарка" и "Бауыржан Момышулы" количество пассажиров заметно возросло. В ответ на это мы неоднократно вносили изменения в графики движения поездов, стараясь сократить интервалы и улучшить доступность нашего транспорта. Мы ежедневно анализируем данные и регулируем количество составов.
Кроме того, мы активно развиваем различные способы оплаты. Среди новшества – бесконтактные карты, такие как Face Pay от Halyk Bank и специальные транспортные карты. В ближайшее время планируем интеграцию с мобильными приложениями, включая Kaspi Pay и QR-коды. Также все станции оборудованы смарт-терминалами, чтобы минимизировать очереди к кассам.
Обновлены интерьеры станций и вагонов: улучшено освещение, навигация, добавлены зоны отдыха. Хочу отметить, что мы используем современные вагоны, которые соответствуют международным стандартам. Они оборудованы системами кондиционирования и энергосбережения, что обеспечивает комфортное передвижение пассажиров.
- Поделитесь, пожалуйста, ближайшими планами по развитию сети Алматинского метрополитена. Какие инновации вы планируете внедрять в 2025 году?
- Мы активно развиваем сеть метрополитена и работаем над несколькими ключевыми проектами. Сейчас мы находимся на стадии строительства третьего пускового комплекса второй очереди первой линии метрополитена, который соединит станцию "Бауыржан Момышулы" с новой станцией "Калкаман". Завершение строительства мы планируем в 2026 году.
Кроме того, уже ведется проектирование новых станций. В частности, проходят работы по госэкспертизе третьей очереди первой линии, которая свяжет "Калкаман" с рынком "Барлык".
В ближайших планах — расширение второй линии метро. Мы планируем начать работы, которые пройдут в восточном направлении от действующей станции "Жибек жолы", с последующим переходом на улицу Гоголя и далее — до Центрального парка культуры и отдыха, а затем на ВОАД и Кульджинский тракт с выходом в аэропорт. Здесь будут построены 8 новых станций.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/2205408-almatinskiy-metropoliten-almasbek-orynbekov-rasskazal-o-13-godah-razvitiya-i-planah-na-budushchee/