Научный подход и унификация товаров: чего ждут от казахстанского бизнеса ученые
Опубликовано:

Что необходимо для поступательного развития автодорожной науки нашей республики, порталу NUR.KZ рассказала директор департамента дорожно-строительных материалов и новых технологий КаздорНИИ Мейрамгуль Кабдыгалиева.
— Мейрамгуль Кенжегалиевна, разнообразие, которое сегодня предлагает рынок добавок, позволяет забыть о временах дефицита. А как обстоит дело в автодорожной отрасли? Все ли так безоблачно?
— На сегодняшний день рынок нашей отрасли перенасыщен. Если раньше приходилось работать с тем, что предлагали, то сейчас выбор куда более широкий. Это как отечественные, так и иностранные материалы. Конечно, как и любое государство, в приоритете должен быть отечественный производитель. Но в первую очередь нам хотелось бы применять действительно эффективные продукты. С этим имеются трудности.

— Какие именно?
— Все поставщики, как правило, позиционируют свою продукцию как универсальную. Они стараются убедить нас в том, что продукт хорошо зарекомендовал себя при строительстве дорог в США или Европе. Однако у них нет никаких доказательств того, что данные добавки подойдут для местных условий.
К примеру, температурный разбег на территории Казахстана может достигать 104 градусов. Даже виды грунта в разных регионах страны отличаются. Поэтому один и тот же материал для стабилизации основания не может применяться, например, в Мангистауской и Восточно-Казахстанской области. Продукт нужно использовать точечно, с учетом проблемы, которую необходимо решить в каждом конкретном случае. Как не бывает универсальной таблетки от всех болезней, так и не существует универсального материала для строительства дорог.
— А как с этим справляются в других странах, где также есть несколько климатических зон или особенности рельефа?
— В Европе каждый модификатор/полимер битума для асфальта подбирается с учетом вида щебня. В Германии, например, для гранитного щебня применяется полимер-модифицированный битум, а для базальта — адгезионные добавки, учитывается свойство предполагаемого битума, климатические условия.
Для сведения: в городе Хромтау Актюбинской области преимущественно базальтовый щебень, а в окрестностях Караганды — гранит. В странах Персидского залива при строительстве оснований из песка учитывают модуль крупности песка, наличие глинистых частиц, марку цемента. В США существует длинная идентифицированная линейка стабилизаторов для основания, опять-таки с учетом глубины промерзания, классификации грунта, а при использовании материалов старого асфальтобетонного покрытия — и марки присутствующего битума. В Канаде обязательно применяют морозостойкие добавки. И таких примеров множество.

— Можем ли мы говорить о том, что ключевую роль в улучшении качества дорог в Казахстане должен сыграть бизнес, то есть те, кто отвечает за производство и поставки материалов?
— Безусловно. Наше государство динамически развивается во всех отраслях, строятся стратегические объекты, и казахстанские дороги уже давно заслуживают самого лучшего. Действительно, сейчас ход за поставщиками. Кто, как не бизнесмены, должны быть заинтересованы в придании ценности своим продуктам.
То, что сейчас предлагается дорожникам, должно быть не просто товаром. Сейчас сделать или поставить продукт может практически кто угодно. А вот придать ему уникальность, ценность, брендировать его — это удается далеко не всем. Если у вас есть, что предложить, предлагайте уникальное, предлагайте не просто товар, а решения, с учетом климата, вида материала и проблемы. Если нет, вы не задержитесь на рынке.
— А как поставщики действуют сейчас?
— К сожалению, не все бизнесмены дальновидны. Для большинства важна сиюминутная выгода. Подписали договор, поставили товар, забрали деньги и уехали. Из-за их некомпетентности или нежелания углубляться зачастую и случаются ошибки при строительстве автодорог, подрядчик сталкивается с проблемой уплотнения или появления преждевременных дефектов.
Поставщикам все равно: они, как правило, не разбираются в таких нюансах дорожного строительства, как вид щебня, химический состав грунта и др. КаздорНИИ хотел бы, чтобы они развивались, применяли научные подходы, модернизировали производство, могли из одной добавки сделать линейку, а их продукция стала уникальной. Ведь в конечном итоге это положительно скажется не только на качестве дорожного покрытия, но и на развитии науки и экономики Казахстана. А добросовестный поставщик или производитель обязательно займет свое место под солнцем. А еще поставщик, если ему важна репутация, должен сопровождать свой продукт, следить за его правильным применением на участке.

— Возможно, сказывается и конкуренция на рынке.
— Конечно, причем эта конкуренция часто бывает недобросовестной. Доходит до того, что поставщики начинают наговаривать и клеветать друг на друга, — только бы получить объем. Так не должно быть: Казахстан большой — работы хватит всем. Если они унифицируются, прочно заняв свою нишу на рынке, это будет выгодно для всех. Например, производителю лучше сосредоточиться на выпуске материала для стабилизации какого-то одного вида грунта, с описанием проблемы, которую его продукт может решить, с описанием условий применения, рекомендуемыми климатическими условиями, с описанием расходов при той или иной предполагаемой интенсивности движения.
Говоря современным языком бизнеса — придать продукту ценность. А наши специалисты только поддержат его. Все-таки КаздорНИИ — это Институт с 65-летней историей, огромным опытом работы. Мы можем поделиться всей информацией по видам материалов и проведенным ранее исследованиям, а также предоставить свои лаборатории. К примеру, в настоящее время наши ученые изучают грунты 4 областей западного региона страны, делаются подборы с разными добавками, определяются наиболее подходящие. Мы приглашаем всех производителей и поставщиков к сотрудничеству.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/2227719-nauchnyy-podhod-i-unifikaciya-tovarov-chego-zhdut-ot-kazahstanskogo-biznesa-uchenye/
Как вам публикация?
Здесь пока нет комментариев
Чтобы участвовать в обсуждении или оставлять реакции на комментарии, войдите в профиль.