Каким будет "Правительство для граждан"
Опубликовано:
О том, для чего создается еще одна государственная корпорация, о современных трендах в сфере инфо-коммуникационных технологий и новых принципах работы госорганов, рассказал в интервью Today.kz министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев.
- Асет Орентаевич, сегодня центры обслуживания населения называют одним из наиболее удачных проектов, реализованных госорганами, зачем понадобилось рушить устойчивую систему и упразднять ЦОНы для создания новой госкорпорации?
- Во-первых, упразднять центры обслуживания населения никто не собирается, корпорация будет создана путем слияния на базе ЦОНов ключевых РГП, оказывающих услуги в сфере социальной защиты, земельных отношений и движимого имущества. Мы выбрали именно эти услуги, как наиболее востребованные.
- Что даст нам создание госкорпорации? Почему при ее создании вы решили использовать опыт Канады и Австралии?
- Эти страны имеют похожие условия с Казахстаном, когда территория большая и местами малонаселенная. Нас объединяют и схожие стратегии повышения качества госуслуг, среди которых, централизация путем создания единого провайдера, унификация стандартов, развитие IT-инфраструктуры и системы контроля качества услуг.
Сегодня ЦОНы оказывают услуги только фронт-офиса, то есть принимают заявки на оказание услуг и выдают уже готовые документы, а после создания корпорации специалисты смогут еще и выполнять их обработку. Это одно из новшеств.
Также после объединения предприятий в них будут применяться единые стандарты оказания госуслуг, действующие в ЦОНах. Например, если сейчас РГКП ГЦВП оказывает свои услуги с 9:00 до 14:00 часов, а НПЦЗМ с 9:00 до 18:30 часов, то в госкорпорации все услуги будут оказываться с 9:00 до 20:00 часов, включая субботу.
Помимо этого для обеспечения доступа к гражданам, проживающим в отдаленных сельских населенных пунктах, будет использована инфраструктура АО "Казпочта".
- Будет ли увеличена стоимость госуслуг для граждан после создания госкорпорации?
- Нет, не будет, в то же время будут приниматься меры по снижению расходов республиканского бюджета за счет автоматизации и оптимизации услуг. Это позволит расширить перечень госуслуг, получаемых гражданами на бесплатной основе. Простой пример, справка из реестра движимого залогового имущества на бумажном носителе стоила 0,5 МРП и в 2013 году была выдана 28 138 раз. После автоматизации эта услуга стала бесплатной и в 2014 году эту справку получили уже 45 500 человек, при этом в бумажном виде было выдано только 5 835 справок.
- Сколько всего госуслуг будет оказываться через госкорпорацию? Каким образом будет осуществляться их передача в госкорпорацию?
- В настоящее время через центры обслуживания населения оказывается 212 государственных услуг. Планируется поэтапная передача государственных услуг для их оказания через единого провайдера, то есть через госкорпорацию. На первом этапе через госкорпорацию будет оказываться 522 государственные услуги, а на втором этапе их количество будет более 700. Для отбора услуг будет создана межведомственная комиссия, в которую войдут представители всех государственных органов, оказывающих услуги.
Одним из условий передачи услуг в госкорпорацию является их оптимизация и автоматизация. Для этого необходимо завершить работы по оцифровке ведомственных архивов, актуализации баз данных и интеграции информационных систем госорганов, а также создать национальную геоинформационную систему.
Представим себе ситуацию, когда гражданин решил построить частный дом. Нужно получить земельный участок, разрешение на строительство, разработать и согласовать проект, согласовать технические условия с различными сервисными компаниями – поставщиками тепла, света, услуг связи и так далее. При этом все ведомства и организации работают в разных системах, используют разные карты. Более того, часто процессы не связаны между собой и используются только бумажные носители информации. Как результат - Казахстан занимает 154 место из 189 стран в рейтинге Doing business в части получения разрешения на строительство.
Для решения этой проблемы мы планируем создать национальную геоинформационную систему, которая станет единым окном для заявителей, госорганов, коммунальных и частных предприятий. Заявитель будет заказывать и получать услуги на портале "электронного правительства". Запросы будут автоматически передаваться в государственные органы и коммунальные предприятия в единой системе. Служащим не нужно будет сопоставлять различные по масштабу бумажные карты между собой. Объекты будут расположены сразу на карте и видны пользователям. Таким образом, будет создан эффект работы за одним рабочим столом, за одной актуальной электронной картой. Основной особенностью системы будет то, что каждый вновь появившийся объект, будь то дом, дорога или линия электропередач, будет появляться на карте, обновляя ее.
Это позволит сократить количество шагов, времени и стоимости процедур от регистрации заявления на получение земли до ввода объекта в эксплуатацию и значительно повысит позиции Казахстана в рейтинге Doing Business.
Кроме того, появится возможность создавать "проактивные услуги", когда гражданин без каких-либо запросов получает уже готовый результат с уведомлением, сформированный государством автоматически.
- Выходит, примерно такой же подход как и в госкорпорации будет применяться теперь и при создании информационных систем для госорганов? В чем суть внедряемой вашим ведомством сервисной модели информатизации?
- Не совсем, схожесть только в том, что после принятия закона "Об информатизации" у госорганов теперь появятся единые Оператор инфраструктуры и Сервисный интегратор. Как известно, сегодня госорган для внедрения информационной системы сначала разрабатывает техническую документацию, потом объявляет конкурс, затем ждет разработки этой системы IT-компанией. В итоге применить систему в работе он может в среднем через три года, а через два года она уже морально устарела, ведь технологии обновляются каждые пять лет. Внедрив сервисную модель информатизации, мы внедряем новый принцип работы, когда государство сначала получает результат, а потом платит деньги.
Теперь уже Сервисный интегратор, используя архитектурный подход, сможет выстроить ясную картину деятельности госоргана со всеми его функциональными процессами и необходимыми при этом информсистемами, разработать требования к сервисному программному продукту и объявить конкурс среди компаний разработчиков.
Любая IT-компания сможет принять участие в конкурсе и предложить свои системные решения для госорганов. Госорганы смогут получить в аренду уже готовый продукт, который не нужно ждать несколько лет, и ежегодно оплачивать только стоимость его аренды, а государство сможет сэкономить бюджетные средства, не закупая по отдельности сервисы, программы и услуги по их сопровождению.
То есть практически все госорганы, которые сегодня сами создают информационные системы, закупают оборудование и тратят огромные деньги на их обслуживание и модернизацию, теперь будут являться только потребителями IT-сервисов, IT-услуг и всей инфраструктуры, которую для них будут строить IT-специалисты по заявке госоргана и Сервисного интегратора.
- А как будет обеспечиваться безопасность этих систем?
- Тестировать выбранный продукт, обеспечивать безопасность хранения электронных информационных ресурсов и осуществлять сопровождение и системно-техническое обслуживание будет Оператор инфраструктуры. Будет создано государственное "облако" - закрытая и защищенная инфраструктура, на базе которой каждый госорган будет получать услуги, касающиеся именно его сферы деятельности.
- Какова конечная цель этих мероприятий?
- Мы сможем оптимизировать все государственные активы в области информационно-коммуникационных технологий, в частности, повысить утилизацию и использование лицензионного программного обеспечения, повысить их качество и уровень, а также развить рынок IT-услуг.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/904756-kakim-budet-pravitelstvo-dlya-grazhda/