Почему России и Казахстану нужен новый договор о военном сотрудничестве
Опубликовано:
О необходимости подписания нового Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о военном сотрудничестве, его содержании и иных аспектах международных отношений в области обороны интервью политолога Аскара НУРШИ с начальником Департамента международного сотрудничества Министерства обороны РК с полковником Олжасом ХУСАИНОВЫМ.
— Олжас Сагындыкович, расскажите, пожалуйста, о функциях Вашего департамента.
— Если коротко: мы отвечаем за развитие и реализацию международного военного сотрудничества Казахстана с другими странами, в том числе и в рамках международных организаций. Все международные контакты осуществляются через наш департамент.
— Значит, и вопросы, связанные с подготовкой проекта международного договора между оборонными ведомствами Казахстана и России, в вашей компетенции?
— Да, мы координируем эту работу.
— А зачем вдруг понадобилось подписание нового договора, если действует прежний, заключенный в 1994 году? На фоне возникающих очагов напряжения и вооруженных столкновений на постсоветском пространстве, уже появляются высказывания о принятии Казахстаном в этой связи дополнительных обязательств.
— Сразу скажу: новый договор принимается не вдруг. Это плановая работа, и она никак не связана ни с конфликтом вокруг Нагорного Карабаха, ни с событиями в Беларуси или в Украине.
Действительно, в 1994 году между нашими ведомствами был заключен договор, он продлевался. Но мониторинг двусторонней международно-правовой базы показал неактуальность многих договоренностей, в том числе и положений договора о военном сотрудничестве.
Половина мероприятий уже реализована. Поэтому после переговоров с российской стороной в 2018 году мы приступили к работе по исключению устаревших норм и формированию нового проекта договора.
— Очень важный момент: обозначена ли в договоре сфера территориальной ответственности?
— Могу развеять какие-либо сомнения. Сфера ответственности ограничивается территорией двух государств: Казахстана и России.
Вопрос направления и использования вооруженных сил за пределами страны — это исключительное право и компетенция Республики Казахстан. По Конституции решение об использовании и применении вооруженных сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности принимает Парламент на основе предложения Верховного главнокомандующего — Президента РК.
В документе однозначно сказано: «договор не направлен против каких-либо государств и не затрагивает прав и обязательств сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются».
— Предусматривает ли этот договор принятие дополнительных документов?
— В развитие положений договора разрабатывается Программа стратегического партнерства в военной области на трехлетний период. В ней будут обозначены задачи, направления, порядок и формы реализации двусторонних мероприятий в сфере обороны, то есть практические аспекты нашего взаимодействия.
Программа нацелена на обеспечение безопасности сторон, увеличение совместного оборонного потенциала, повышение уровня взаимопонимания и доверия между вооруженными силами, развитие двусторонних отношений в военной области. То есть она определяет ориентиры, к которым мы должны стремиться.
Дополнительно будет принят план конкретных мероприятий по реализации этой программы. Он касается сферы боевой, оперативной подготовки войск и включает встречи экспертов и консультации. Ведь одна из форм нашего сотрудничества предполагает координацию оборонной политики сторон в виде консультаций между руководством ведомств.
Также между нами действуют отдельные международные договоры по испытательным полигонам, по вопросам совместного планирования и применения войск в интересах взаимной безопасности, по статусу воинских формирований и так далее.
— Скажите, пожалуйста, с чем связан отказ России от использования некоторых военных объектов и прекращение аренды полигонов на территории Казахстана?
— Развитие системы обороны вооруженных сил — процесс постоянный и непрерывный. Определенные сферы в области обороны тоже претерпевают изменения. Например, Россия в рамках своей системы противовоздушной обороны разместила современные радиолокационные станции на своей территории. По этой причине отказывается от использования узла Балхаш. И это нормальный процесс.
— И, тем не менее, в общественном мнении наблюдается две крайности: одни говорят о том, что большое количество российских военных объектов ведет к снижению суверенитета, другие утверждают, что отказ России от объектов на территории Казахстана ведет к ослаблению нашей безопасности, к снижению качества контроля.
— В проекте договора указано, что мы не действуем в ущерб безопасности друг друга, наоборот, взаимодействуем для ее укрепления. Поэтому говорить о нанесении ущерба безопасности Казахстана, в том числе военной, в связи с такими изменениями, не стоит.
— В проекте говорится о совместном планировании применения войск в интересах обеспечения безопасности. Насколько это важно, и какие обязательства это может повлечь за собой?
— У нас есть ратифицированное соглашение о совместном планировании применения войск в интересах обеспечения совместной безопасности, подписанное в 2004 году.
Оно предусматривает согласование сторонами перечня документов по совместному планированию применения войск, порядок их разработки, последовательность и сроки ввода их в действие. В этом направлении проводится согласованная работа по обеспечению совместимости систем управления войсками, разведкой и оружием. Осуществляется оперативное оборудование территорий сторон.
Это целый комплекс мероприятий, проводимых в целях создания условий, обеспечивающих перегруппировку войск, сосредоточение и боевое применение коалиционной группировки, а также защиту населения и важнейших объектов.
— Военное сотрудничество предусматривает развитие культурных связей и спорта, что делается в этом плане?
— Такие направления тоже предусмотрены. Аналогичные нормы есть и в договорах с другими странами. Оборонные ведомства наших государств осуществляют взаимодействие, в том числе в области армейского спорта.
В частности, в России и в Казахстане есть центральные спортивные клубы армии. При этом армейский спорт рассматривается не только как спорт высоких достижений, но и как неотъемлемая составная часть процесса боевой подготовки военнослужащих, их уровня физического развития.
Предусмотрено также регулярное проведение культурных мероприятий — это часть воспитательной деятельности, направленной на поднятие морального духа и укрепление патриотизма. Также развивается сотрудничество между военными музеями, вносящими огромный вклад в сохранение истории и памяти о героях Великой Отечественной войны, в которой участвовали воины-казахстанцы.
— А танковые соревнования тоже охватываются
договором?
— Армейские международные игры проводятся по инициативе российской стороны. Они практикуются во многих странах мира. Самое зрелищное и популярное соревнование — это танковый биатлон. Мы рассматриваем участие в нем как процесс боевой подготовки, повышения навыков и обмена опытом.
— Рассматривается ли вопрос ротации участников соревнования? Можно ли выставить две команды от страны?
— Команды, их количество, состав участников оговариваются заранее на планирующих конференциях. Участники соревнований отбираются на конкурсной основе. Так что у каждого есть шанс выступить на них.
— В договоре имеются отсылочные нормы на отдельные международные договоры, в частности в области военного образования, перевозок. Расскажите об этом.
— Да, отсылочные нормы имеются. Это делается для того, чтобы не загружать отдельные международные договоры и исключить дублирование положений в других документах. Такие договоры заключаются по отдельным направлениям.
В частности, по организации и порядку осуществления воинских перевозок у нас есть двустороннее соглашение с Российской Федераций от 1995 года. Также мы участвуем в многостороннем соглашении в рамках ОДКБ по воинским перевозкам войск и других воинских формирований.
У нас есть целый ряд соглашений в рамках СНГ, ОДКБ, а также на двусторонней основе с Россией по подготовке кадров.
— Подытоживая наш разговор, не могли бы Вы в целом сказать: в чем новизна договора между оборонными ведомствами Казахстана и России?
— Прежде всего, мы дополнили направления сотрудничества. Включили положения о миротворчестве, деятельности войск и их всестороннем обеспечении, о взаимодействии в рамках международных организаций, об участии военных делегаций сторон. Будет также продолжена работа по дальнейшему совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы.
Ссылка на интервью: https://radiomm.kz/kzimir/66979/
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/universe/1879875-pocemu-rossii-i-kazahstanu-nuzen-novyj-dogovor-o-voennom-sotrudnicestve/