Казахстанский несырьевой экспорт бьет рекорды
Опубликовано:
За 10 месяцев уходящего года экспорт готовых товаров казахстанского производства составил 15,9 млрд долларов. Это выше чем за весь 2020 (15,4 млрд долларов) и даже за 2019 год (15,8 млрд долларов).
С учетом динамики и того, что в конце года традиционно показатели экспорта нарастают, вполне можно ожидать, что несырьевой казахстанский экспорт «дотянет» по итогам года до 18 млрд долларов.
Активизация международной торговли казахстанскими готовыми товарами высокой добавленной стоимости (впрочем, стоит признать, что экспортируем мы товары разного уровня переработки) связана с двумя важными факторами: реализацией программы "Экономика простых вещей" и усилением господдержки экспорта.
В рамках программы «Экономика простых вещей» (а она реализуется с 2019 года) было выделено 600 млрд тенге на льготное кредитование малого и среднего бизнеса, работающего в выбранных приоритетными отраслях: текстильной, мебельной промышленности, производства стройматериалов, пищепром и т.п. Целью ее было простимулировать появление новых и усиление действующих производителей товаров народного потребления. Это позволит не только обеспечить внутренний рынок отечественной продукцией, в том числе, и заместив импорт, но и создать устойчивый средний бизнес в стране. Именно МСБ, согласно планам развития страны до 2050 года, должен стать основой экономики и ключевым «донором» бюджета и экспортной выручки.
За 2019-2020 годы в рамках программы (стоит добавить, что ее гармонично дополняли и прошлогодние меры по поддержке и стимулированию экономического роста) запущено более 3,5 тысяч проектов, создано 70 тысяч рабочих мест, произведено товаров и услуг на 3,5 трлн тенге.
При этом часть этих товаров и услуг начинают выходить на внешние рынки. И в этом большую поддержку вновь оказывает государство. В стране существует больше 20 различных инструментов господдержки: от обучения начинающих экспортеров и «экспортной готовности» действующих до организации выездов предпринимателей на зарубежные выставки, поиска для них зарубежных партнеров и возмещения затрат экспортеров по логистике.
Практически все эти услуги сконцентрированы в «едином окне» (этакий ЦОН для экспортеров) – на портале export.gov.kz и оказываются единым оператором – компанией QazTrade.
В нынешнем году компания запустила интересный проект для бизнеса, только планирующего выходить на зарубежные рынки – цикл вебинаров «Умный экспорт». На протяжении 2 недель эксперты компании (и приглашенные спикеры) рассказывали об особенностях ведения внешнеэкономической деятельности, учили как получать необходимые документы для выхода на экспорт, как правильно выбирать логистические пути. В общем, постарались ответить на все вопросы, которые озвучивали предприниматели.
В будущем, как сказали в QazTrade, такие обучающие вебинары будут проводиться на постоянной основе.
Также как и программа «Экспортной акселерации». В прошлом, ковидном, году участниками программы стали 35 компаний (они прошли подготовку по выходу на китайский рынок), в нынешнем – 101 компания, ориентирующиеся на рынки ЕАЭС, Центральной Азии, КНР и Ближнего Востока. Все компании проходят диагностику по международной скоринговой модели, для каждого готовится подробный план по выходу на экспорт. Есть международные партнеры, которые обладают базой потенциальных покупателей, и которые содействуют в поиске клиентов для участников программы.
Как рассказала заместитель генерального директора АО «QazTrade» Асель Егембердиева, "Экспортный акселератор" – это программа комплексная, практикоориентированная, предлагающая полное сопровождение бизнеса: от диагностики и разработки экспортной стратегии, до маркетинга, поиска покупателя и заключения контракта.
Первые выпускники – 35 компаний – могут торговаться в Китае. Участники акселерации "Молпродукт" и ДЕП были включены в реестр разрешенных импортеров. Сейчас прорабатывается включение в данный реестр и мясных участников - KazBeef, "Кублей", "Первомайские деликатесы". Уже оказана помощь в отправке пробной продукции казахстанских компаний. Во втором этапе программы принимают участие 100 предприятий. Это компании пищепрома, легкой, химической, машиностроительной промышленности и поставщики услуг.
Есть еще один инструмент, популярный среди бизнеса – участие в торгово-экономических миссиях.
В 2021 году при поддержке государства было проведено 10 торгово-экономических миссий, в которых смогли принять участие 256 казахстанских компании. По итогам всех ТЭМ было заключено экспортных контрактов на 280 млн долларов.
Ежегодно количество предпринимателей, охваченных мерами государственной поддержки экспортеров увеличивается. И все больше среди них предпринимателей из категории МСБ. Это значит, что все больше бизнесменов, при открытии своего дела, ориентируются не только на сбыт на внутреннем рынке, но и на экспорт. Что положительно отражается на качестве производимых товаров и уровне конкурентоспособности продукции.
Ранее в Минторговли сообщали, что к 2025 году экспорт несырьевых товаров и услуг будет составлять не менее 41 млрд долларов.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/universe/1948150-kazahstanskiy-nesyrevoy-eksport-bet-rekordy/