Бопеш Жандаев: Женщины-режиссеры меня вырезают
Опубликовано:
На премьерах кинофильмов поклонники окружают актёров и режиссёров, журналисты стремятся к продюсерам с вопросом о бюджете картины, и всегда в стороне остаются специалисты, своим трудом, вкусом и кругозором создавшие жизнь внутри кадра. Художник-постановщик Бопеш Жандаев рассказывает, как создавался фильм «Финансист. Игра на вылет».
Бопеш, расскажите для дилетантов, чем занимается художник-постановщик в кино?
Художник-постановщик следит за порядком. Цвет, композиция, соответствие времени и пространству. Это по-крупному. Есть ещё мелочи: наполненный наполовину стакан или опустошённый он же наполовину. Часы на стене: какое на них время. Даты на газетах, пепел сигарет, дырки от пуль и прочий «гарнир».
Многие после просмотра «Финансиста» отмечали работу художника-постановщика, а я, наоборот, её не замечала – для меня это показатель высочайшей работы, когда не обращаешь внимания на детали, а следишь за сюжетом. Что важнее вам – когда работа заметна или не заметна?
Если в доме порядок – его и не заметно. Работа любого в кино тем лучше, чем она не заметнее, не мешает следить за историей. Актёр вовремя всхлипнул, оператор вовремя фокус на слезу перевёл, художник салфеточку неяркую актёру в руку вложил. И вот уже зал верит.
Не было ли у вас сомнений, когда была поставлена задача сделать весь фильм серым?
Тональность фильма задала режиссёр. Сомнений не было. Серый, как вариант чёрного – гениальный цвет. Впрочем, как и вариант белого на нейтральном фоне хорош любой яркий акцент. Любая яркая эмоция, деталь, грань формы.
Что же было таким ярким в фильме «Финансист. Игра на вылет»? Или кто? Кроме Дуни, конечно же.
Заводчане, по-моему, получились тёплыми. Эмоциональными. Мятые, приношенные фактуры. Пожившие лица. Простые актёрские эмоции. Работяжьи такие.
Многие, наоборот, посчитали их лишними.
У каждого свой закон восприятия в голове. У меня, видимо, немного левацкое понимание такого рода фильмов. Я всегда на стороне парней из машинного отделения.
Чем, сделанным вами, гордитесь в этом фильме?
Нормальная работа была. Не стыдная. Не провинциальная. Орденов не дадут за это, конечно, и квартиру на левом берегу, но пересмотреть лет через 15 можно будет с чистой совестью.
Достаточно ли в Алматы возможностей, чтобы снимать современное кино в желаемых локациях с желаемым наполнением сцены в плане реквизита и цветовой гаммы?
В Алматы уже почти невозможно снимать Алма-Ату. Но современную городскую историю – можно. Было бы желание и бюджет. Но будь моя воля – я бы строил декорации на студиях. В павильонах, как это и было задумано ещё со времён «Унесённых ветром».
Первая ассоциация с «Унесёнными ветром» - мамушка затягивает корсет на Скарлетт. И сразу вопрос – как у вас проходила работа с художником по костюмам? Согласовывали ли вы цветовое решение интерьера и костюмов?
С художником по костюмам, конечно же, нужно работать в связке. Все мы в ответе за картинку. Как она шевелится, меняется, живёт. Как струится по кадру ткань, какая она. Как сидит на герое костюм, в конце концов, идёт ли ему.
Приходилось ли бороться и отстаивать свое мнение по цвету, реквизиту, заполненности кадра на площадке?
Приходилось. Но все живы, все здоровы, никто не пострадал. Это такой вид спорта – командный. Мы подчиняемся командам режиссёра. Иногда по-своему, но почти всегда беспрекословно. Особенно, если режиссёр вызывает внутреннюю симпатию.
Были ли экспромты во время съемок?
Живопись однажды потерялась со стены. Пришлось восстанавливать за 35 минут. А в остальном, экспромт – это из актёрского арсенала термин. Их конёк. А меня, как актёра, вырезали из фильма. Пополнил коллекцию своих вырезанных актёрских работ у женщин-режиссёров.
Есть такая сцена в фильме – в аквариуме плавают рыбки. И вопреки замыслу режиссёра все рыбки продолжили плавать. Почему?
Ничего не могу сказать. У Тарковского собака бегает. Тут рыбки плавают. Наша задача была их привезти – остальное к режиссёру. Говорящая деталь, так это, кажется, называется.
Они должны были жрать друг друга…
Пираньи должны жрать друг друга. Все так думают и ждут этого. А они не всегда жрут. Как оказалось.
Как в жизни… В этом фильме много рыбы, откройте тайну, почему в сцене с Шахом выжила только щука?
История с щукой сложилась так, как ей и должно было случиться. Всех потом отпустили на волю.
Автора текста: Дина Сабирова
*На правах PR.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/showbiz/career/1757274-bopes-zandaev-zensiny-rezissery-mena-vyrezaut/