Есть ли у казахстанских детей права и как их защищать?
Опубликовано:
Есть ли у казахстанских детей права? Какие и как их защищать? На что может рассчитывать униженный или оскорбленный ребенок? Куда обратиться родителям, которые не знают, как поступить, когда речь идет о защите своего отпрыска? На эти и другие вопросы отвечал на прямой линии директор Департамента по защите прав детей Министерства образования и науки Тлек Увалиевич КАРЫМСАКОВ.
Проникнуться доверием
Наталья Литвинова: Тлек Увалиевич, как попасть к вам на прием? У меня есть проблемы, о которых хотелось бы лично поговорить.
Сообщаю, Наталья, для вас и для всех. При департаменте работает общественная приемная постоянно действующий информационнокоординирующий орган, и в своей деятельности руководствуется общепризнанными нормами и принципами международного и отечественного права. У нас есть квалифицированные специалисты, юрист, психолог, которые готовы помочь. Если консультации недостаточно или вопрос не входит в компетенцию департамента, мы пробуем решать проблемы совместно с другими организациями: управлениями здравоохранения, образования, социальной защиты населения и другими. Кроме того, есть телефон доверия, который работает с 9 до 18.30.
Сауле Бейсембаева: Я хотела узнать, может ли мой сын, которому исполнилось 16 лет, устроиться летом на работу?
Согласно нашему законодательству, уже с 14 лет ребенок может устроиться на временную работу. Но как сказано в законе, чтобы это было не в ущерб занятиям и, самое главное, здоровью.
Акмарал Мажитова: Тлек Увалиевич, моя сестра живет в сельской местности, там нет средней школы. Ее сын, мой племянник, прописан у меня и учится в столичной школе. И мне одно непонятно: почему постоянно моему племяннику учителя или прямо говорят, или намекают, что надо учиться по месту жительства родителей. Как я могу защитить права своего племянника? Он же имеет право жить и учиться в столице?
Конечно, Акмарал, имеет право. Согласно закону об образовании, родители могут выбирать для ребенка любую школу. Но в вашем случае есть один нюанс: у вас должна быть нотариально заверенная доверенность от родителей, что они вам доверяют, а вы отвечаете за жизнь и здоровье ребенка. И учиться он должен по месту регистрации.
Спасибо, я и не знала, что нужна доверенность. Мы-то все решили посемейному, просто.
Айгерим Нурпеисова: Меня интересует вопрос, занимаетесь ли вы усыновлением и оформлением опеки и попечительства?
В наши обязанности это не входит. Усыновлением и попечением занимается Управление образования города. Однако наши специалисты при обращении по данному вопросу дадут квалифицированную юридическую консультацию, объяснят вам механизм этих процедур.
Елена Дмитриенко, президент детского союза "Жулдыз": Будут ли выделять гранты детским общественным организациям по социально значимым проектам? Например, возрождение нравственнодуховных ценностей и тому подобное?
У нас на сегодня ситуация такова, что гранты выделяет Управление внутренней политики. Порядок таков: в СМИ объявляются тендеры, и если вы видите свой профиль, то можете подать заявку и участвовать в конкурсе.
А готов ли ваш департамент сотрудничать с детскими средствами массовой информации? В частности, с изданиями союза "Жулдыз"?
Конечно. Мы с вами и сотрудничаем. Постоянно получаем журнал. Я вам даже посылал статью.
Более тесно это в каком плане? Больше выписывать журналов мы не в состоянии, но информационную поддержку готовы оказывать. То есть какиелибо заметки, статьи о наших семинарах, дебатах. Если это вас устроит. У вас интересный журнал, талантливые юные журналисты
Поддержать сироту
Надежда Перова: У меня погиб муж. На руках остались трое детей: 6 лет, 4 года и 8 месяцев. Сама я сирота, теперь родители мужа отказали мне в жилье. Вы можете нам помочь?
Приходите к нам. Мы готовы представлять ваши интересы в компетентных органах. Помогли же мы семье с четырьмя детьми, которую обнаружили во время рейда на даче. Сама мама - также бывшая воспитанница детского дома. Изза ее беспечности дети не имели даже свидетельств о рождении, и у нее самой нет удостоверения личности. Сейчас мы восстанавливаем документы, послали запрос в ЮжноКазахстанскую область, откуда они приехали. Будут документы, и семья сможет получать социальные пособия. Уже облегчение. Когда семье негде было жить, мы на первое время поселили их в кризисный центр. Так что обращайтесь к нам в департамент. Надо вникнуть в вашу проблему.
А вообще, какие льготы дает государство детямсиротам по выходу из детского дома?
Очень непростой вопрос. Вы должны зарегистрировать заявление на получение жилья по льготной очереди N1. Но по достижении двадцатитрехлетнего возраста эта льгота пропадает. У вас ее, скорее всего, уже нет.
Бибигуль Орынбаева: Я являюсь опекуном девочкисироты. Она учится в колледже, где другие такие же сироты, помимо стипендии, получают пособия от фонда "Бобек". Имеет ли моя девочка право получать такое пособие?
Действительно, фонд "Бобек" помогает детямсиротам, которые воспитывались в детских домах, в приютах, деревнях семейного типа, тем детям, у которых не было опекунов или попечителей и которые затем продолжили обучение. Им такая благотворительная помощь оказывается ежемесячно. Сегодня в Астане 111 ребятишек получают финансовую поддержку от фонда "Бобек". У нас с ним заключен договор, и мы подаем списки ребят, обучающихся в профтехлицеях, вузах и колледжах. К сожалению, ваша девочка не может претендовать на такую финансовую поддержку.
Наши заграницей
Анатолий Давыдович Крунько: Мой внук учится в Германии, подчиняется законам той страны, но если его обижают или вообще он попадет в какуюнибудь передрягу, что ему делать? Это я на всякий случай. Душато болит.
Анатолий Давыдович, если ваш внук не сменил гражданство Казахстана, то имеет возможность обратиться за помощью и поддержкой в посольство РК. Там ему все разъяснят.
В школу, минуя детский сад
Галина Андреевна Калашникова: Моему внуку шесть лет. Ему уже скоро в школу идти, а он в сад так и не попал. В очереди стоят тысячи детей. Нам же к школе надо готовиться!
К сожалению, помочь вам нечем. Положение с детскими дошкольными учреждениями тяжелое. Прирост населения шел так стремительно, что строительство школ и детских садов за этими темпами не успевало. Едва ли вас утешит такой ответ, но другого объяснения нет. Однако в школах и при садиках обязательно будут организованы подготовительные группы, и вы сможете этим воспользоваться.
Для кого комендантский час?
Бабушка Анна: Если учитель повышает голос на моего внука, это считается ущемлением его прав?
За нарушение педагогической этики, нормы которой прописаны в законодательстве, учитель может быть привлечен к ответственности. Он не должен никаким образом унижать ребенка и его родителей. Если есть такие факты, обращайтесь. Назовете номер школы, класс, и мы обязательно поможем.
Завуч одной из столичных школ (не захотела назваться): В некоторых странах СНГ обсуждается тема комендантского часа для детей и подростков. Почему бы и нам ее не обсудить? Я не понимаю, зачем детям в поздний час болтаться по улицам, по компьютерным клубам? Что вы скажете на это?
Может, слова "комендантский час" звучат не слишком приятно, но я за то, чтобы в позднее время дети находились дома с родителями. Они не должны оставаться бесконтрольными и подвергать себя риску. Мы часто совместно с полицией проводим рейды под разными кодовыми названиями. Например, "Дети в ночном городе", "Рынок", "Компьютер". Обнаруживаем ночью детей и в компьютерных клубах, и на вокзалах, и на улицах. Если ребенок местный, то связываемся с родителями, а если приехал из другого города, помещаем в Центр временной изоляции и адаптации для несовершеннолетних. Я за то, чтобы ввели ограничения свободы передвижения детей без сопровождения взрослых в позднее время суток.
Самопознание от осознания
Дауир Сабитов: Тлек Увалиевич, расскажите более подробно об учебном предмете "самопознание". Некоторые говорят, что он очень сложный для ребенка. В чем вообще смысл этого предмета?
Предмет "самопознание" ведется в виде эксперимента с 2002 года. В Астане его проходят в двух школах с русским языком обучения (№22) и казахским (№38), и в двух детских садах с русским языком обучения и с казахским. Главная цель самопознания возродить дух нравственных ценностей, чтобы ребенок с малых лет понимал, что такое доброта, сердечность, любовь, эгоизм Да, он может показаться сложным для детей, но весь смысл этого предмета заключается в том, что он рассчитан на совместную работу ребенка и родителей. Это тесное сотрудничество, без которого обучить этому предмету невозможно. Он и введен для того, чтобы дети и родители шли в одном направлении, чтобы дома и в школе говорили на одном нравственном языке. Для этого в школах проводятся совместные классные часы. Кроме того, этот эксперимент ведется в колледжах и ряде вузов. Там готовят кадры, чтобы впоследствии во всех школах был этот предмет.
Юлия Санькова: Я молодая мама, мой ребенок учится в первом классе. Я знаю, что в 22 школе проводятся уроки самопознания. Почему этот предмет не ведется в других школах?
Сейчас разрабатываются учебнометодические комплексы с учетом накопленного опыта, и ориентировочно с 2010 года будет повсеместно внедряться этот предмет.
Тлек Увалиевич, я работаю учительницей в 50 школе. Постоянно узнаю о какихто интересных семинарах, тренингах. Как бы в них поучаствовать?
Мы действительно проводим много полезных и в познавательном, и в развивающем отношении семинаров для школьных инспекторов, психологов, социальных педагогов. Обычно рассылаем информацию в каждую школу, но доводит ли руководство ее до учителей, это другой вопрос. Можете записать наши телефоны и держать с нами связь непосредственно.
Корреспондент: Давайте уточним. Если нарушены права ребенка, то куда можно обратиться?
Обращайтесь в общественную приемную нашего департамента. Наш адрес: г. Алматы, пр. Абая, 20,каб. 204, 206. Телефоны доверия и общественной приемной: 321409, 321463.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/124830-est-li-u-kazahstanskih-detej-prava-i-kak-ih-zashhishhat/