Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Как выглядят родовые гербы казахстанских топ-менеджеров нефтяного бизнеса

Опубликовано:

Казахские родовые танба стали основоположниками европейских гербов, об этом рассказал мастер геральдики Александр Кандрашев. Более того, сейчас родовые гербы набирают все большую популярность в Казахстане – казахские семьи все больше стремятся к своим истокам.

Александр Анатольевич уже более десяти лет занимается родовыми гербами, а символику и этнографию стал изучать еще в 70-х годах.

«Аналогов уникальной казахской геральдической системе нет больше ни у одного народа. Похожая есть у народов Северного  Кавказа, но она уступает казахской.  Исторически геральдическая система казахов сложилась благодаря тому, что кочевому народу было необходимо обозначать свои территории, и у каждого рода – ру – появилась своя символика, которую использовали в виде клейма для скота. Также по маршрутам откочевки на пастбища расставлялись камни с этими же символами – танба», - рассказывает мастер.

Александр Кандрашев рассказывает, что, кроме того,  у казахов той эпохи был боевой клич, свой для каждого рода. С его помощью они собирали в одном месте мужчин рода для участия в битвах. Таким образом система геральдики сложилась в казахском обществе уже в 12-13 веках. В Европе, отмечает мастер, ничего подобного еще не существовало.

«Племена саков, которые жили на территории современного Западного Казахстана, соприкасались с племенами персов, ассирийцев, и через них система плавно перешла на Ближний Восток, а затем, во времена крестовых походов – и в Европу. Геральдика вошла в быт, а гербы стали опознавательной системой для рыцарских турниров.

Более того, в гербах европейских дворян и государств появились такие персонажи, как единорог, грифон, тигр и лев, которые на территории Западной Европы не водились, а первые два – это вообще мифические существа. Причем грифон был «распространен» в прикаспийском регионе и характерен для саков, а единорог – на юге и юго-востоке Казахстана», - объясняет Кондрашев.

Каждый род у казахов, отмечает мастер, имел свой символ, а когда сыновья отделялись, заводя свои семьи, то каждый использовал танба отца, но добавлял к нему собственные элементы.

«70% работы над гербом занимает исследовательская часть, изучаются родовые истоки. Я порой открываю такие вещи, которые изумляют  самих заказчиков», - рассказывает Кондрашев.

Он вспоминает, насколько колоссальную работу пришлось провести, чтобы создать герб для одного из клиентов – топ-менеджера нефтяного бизнеса.

«Он из рода Табын, что означает на монгольском – пять. Основателями рода было пять семей, а местом, где они обосновались, было подножие горы Тыбын. Потом эти семьи откочевали в верхнюю часть Казахстана и прошли весь путь до Западного Казахстана. Разделились, и одна часть осталась на этом берегу Каспия, а вторая – перешла через Волгу, обогнула Каспий с другой стороны и осталась там, теперь они называются башкиры», - рассказывает мастер.

В результате на гербе появилась гора, родовой знак, пять звездочек – они символизируют семьи. Также был изображен родовой клич и тотемное животное рода.

То, что клиенты вносят что-то свое, порой более современное, в родовой герб – факт. Например, одному из клиентов, тоже из нефтяного сектора, на гербе, в том числе, изобразили две капли нефти и месяц в виде чаши под ними. Это символизирует достаток в семье.

Кроме того, Александр Анатольевич создавал родовой герб и для клиента из рода Кожа, к которому принадлежит, кстати, и жена самого Кондрашева – казашка по национальности.

«Предки этого рода были просветителями. На гербе изображен раскрытый Коран и восьмилучевая звезда. Они принесли само понятие мусульманства, ислам в Казахстан. Но тот ислам, который принесли они, резко отличается от того, что  существует сейчас. Они были суфии. Это было философское учение», - рассказывает Александр Анатольевич.

Он отмечает, что род Кожа пошел от потомков сестры пророка Магомеда.

«Во мне этого нет, но маленькая капелька крови пророка наверняка передалась моему сыну», - говорит мастер.

Мужчина отмечает – в семье нет разделения на нации или религию – каждый ходит в свой храм, но обязательно всей семьей отмечаются такие праздники, как христианское Рождество, Пасха и Крещение, мусульманский Курбан-айт и общий казахстанский праздник Наурыз.

«Любая традиция жива, пока она развивается. Я помогаю людям продолжать эту традицию. У нас, в Казахстане, мы первые и единственные, кто всерьез занимается казахской системой геральдики. Для сравнения, в России геральдических студий масса, в одной только Москве порядка 150. У людей появилось самосознание и понимание того, что герб - это символ и консолидирующая часть семьи, те  материально-духовные ценности, которые отец хочет передать своим потомкам», - говорит мастер.

По словам Кондрашева, в Европе, например, гербы изначально были распространены не у королей или князей, а ремесленников – простых работяг. Сегодня  в Казахстане родовой герб – прерогатива, скорее, обеспеченных – стоимость работ начинается от полутора тысяч долларов (около пятисот тысяч тенге).

Над созданием герба работают несколько человек – это обязательно консультанты, которые помогают в вопросах, связанных с историческим наследием, и сам мастер. На создание герба в графическом виде уходит около месяца работы, еще столько же необходимо на то, чтобы он принял материальную форму.

Как правило, герб выполняется из благородных пород дерева, которые покрываются затем или специальной краской или позолотой и серебром. Также гербы делаются из металла – латуни или меди. Чеканка покрывается цветными эмалями – цвета в геральдике очень важны.

Помимо гербов Александр Анатольевич выполняет и другие национальные вещи. Например, один из недавних заказов – меч, украшенный натуральными камнями. Он будет выполнять роль дверной ручки в офисе одного весьма влиятельного в стране предпринимателя.

«Это - точная копия исконно казахского меча - алдаспан. Алдаспан выглядел именно так, а не так, как его изображают в иллюстрациях, превращая в турецкий ятаган или китайский меч», - отмечает мастер.

Помимо практической работы, Кондрашев активно старается и в другом направлении – он считает, что все государственные гербы и логотипы в стране должны выполняться профессионалами, а не участниками многочисленных тематических конкурсов.

«Чтобы создать полноценный герб, надо изучить историю, этнографию этого региона, провести колоссальную работу», - заявляет Александр Анатольевич.

По его мнению,  себестоимость профессионально выполненного проекта будет не выше, чем стандартный призовой фонд подобных конкурсов.

Читайте также:

Нуртас Адамбай все-таки примет участие в Эстафете огня>>

Снегу хватило суток, чтобы "парализовать" Алматы (фото, видео)>>

В Алматы на городском кафе сотрудники акимата прочитали матерное слово>> 

Житель Алматинской области обвинил полицейских в избиении>>

Переехавшая в Астану алматинка: Столичные мужчины - не джентльмены>>

Американцы платят казахстанкам миллионы за виртуальный интим>>

Очевидцы: В ЦОНе Алматы умер мужчина (видео)>>

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1388521-kak-vyglyadyat-rodovye-gerby-kazakhstan/