О чем мечтают дети в центре адаптации в Алматы
Опубликовано:
Пятилетнюю Катю оставили в районе «Алматы-1», 16-летняя девочка убежала из дома и занималась проституцией, двое мальчишек из Петропавловска сели на поезд и приехали в Алматы. Это – не громкие заголовки новостей, это – реальность Центра адаптации несовершеннолетних города Алматы.
Дети сюда попадают по разным причинам, основных категорий четыре: это беспризорные дети, дети, оставшиеся без попечения родителей, подвергшиеся жестокому обращению со стороны родителей, дети с девиантным поведением.
Нередко в ЦАН попадают дети из других стран СНГ. Например, мальчик Даниил уже не первый раз оказывается в алматинском ЦАНе, несмотря на то, что живет он в… детском доме Кыргызстана.
Шестилетний Белан привлек к себе внимание сразу – он активно распевал песню с другими детьми и воспитателем. Мальчик оказался здесь по злой воле судьбы – мама попала в СИЗО за совершение преступления и ожидает суда, папы нет, а бабушка решила, что не сможет воспитывать ребенка самостоятельно.
На вопросы малыш отвечает бойко, но односложно: «Нравится здесь?» – «Да». «Кем хочешь быть, когда вырастешь?» - «Большим». А на вопрос о мечте мальчик нахмурился и вроде бы даже расстроился – «Мадина».
Взрослые не сразу поняли, что имеет в виду ребенок, а оказалось – Белан скучает по своей сестре Мадине. Вот только его здесь никто не навещает…
Для детей есть комната досуга, его устраивает городской фонд развития молодежной политики. Малыши могут порисовать или заняться пением. Детям постарше предлагают делать поделки – в основном, это вышивка, в том числе и бисером, плетение фенечек.
Методист отмечает, что для многих было шоком то, что можно брать бисер, делать из него что-то красивое. Не сразу все получалось, но сейчас стенд с работами украшают практически шедевры.
10-летний Динмухамед сам сплел фенечку и подарил ее папе, когда тот пришел навестить мальчика. Ребенок оказался здесь, когда мама попала под арест за убийство своего пасынка – об этой нашумевшей истории знают многие казахстанцы.
Сейчас папа ребенка, потерявший уже одного сына, готовит документы, чтобы забрать ребенка.
Динмухамед признается, что будет скучать по своим друзьям, которые останутся тут. Говорит, что учится хорошо, больше всего ему нравятся математика, русский и английский языки.
А заветная мечта – стать президентом страны. Тогда он построит дом для мамы и папы, и даже обещал построить дома всем жителям государства!
Дети, попадающие сюда, занимаются не только проведением досуга. Здесь есть школа, куда приходят учителя из близлежащего учебного заведения, проводят уроки. Сейчас в классах немного детей – по несколько человек в каждом. Всего в ЦАНе на данный момент 27 человек, кроме того, они делятся по возрастам и классам – все как в обычной школе.
Правда, количество детей может постоянно колебаться – буквально при нас привозят мальчика, который не хочет жить с бабушкой, а родителей нет. Незадолго до нашего прихода увезли двух мальчиков в Кыргызстан. Если родители или представители не могут выехать за ребенком, то он отправляется в путь вместе с сопровождающим.
Шестиклассница Зарина поругалась с родителями и убежала из дома, уже неделю она находится в центре. Девочка признается, что очень жалеет о совершенном, звонит родителям и говорит, что скучает.
Зарина заявляет, что сверстникам пожелала бы учиться и слушаться родителей – такой вывод она сделала, лишь совершив ошибку. Правда, о возвращении домой вопрос решается – так как у ребенка много пропусков занятий в школе, ее могут отправить в школу для детей с девиантным поведением.
К слову, в алматинский ЦАН попадают не только дети из города, но и из регионов, и даже других стран. Например, только за последний год из 808 доставленных детей алматинцев было всего 177 человек. Еще 355 оказались из регионов страны, 291 – из стран СНГ, двое – из КНР и один ребенок – из Афганистана.
«Бывают случаи, когда мать отказывается, не может воспитывать, - рассказывает директор КГУ ЦАН Управления образования Алматы Курмашева Раушан Кайыржановна. - Но это большая редкость, единичные случаи. Как правило, этих детей отправляют в школу с девиантным поведением».
Бывает и наоборот – мать злоупотребляет алкоголем или наркотиками, но ребенка отдавать не хочет. Раушан Кайыржановна рассказывает, что в домах таких семей, как правило, антисанитария, отсутствие еды, а ребенка оставлять просто опасно. Тогда ребенка стараются забрать, изолировать от семьи, но лишь до тех пор, пока мать или родители не исправятся.
Сразу родительских прав не лишают, неблагополучной матери стараются помочь. При этом ребенок может видеться с мамой, посещения не запрещены.
Кто-то, напротив, не хочет оставаться с родственниками. Мальчик Саша, у которого умерла мама, и он остался в Алматы один – родные в Усть-Каменогорске – не хочет возвращаться туда, планирует остаться здесь, выучиться на автоэлектрика или механика и купить машину.
Случаи жестокого обращения с детьми – редкость, таких детей в ЦАН за годы существования можно по пальцам пересчитать. Однако буквально за день до нашего приезда в центр попал мальчик, которого избила мачеха.
Маленькую Катю, о которой шла речь в начале статьи, доставили в ЦАН как заблудившуюся, но директор уверена – ее просто оставили.
Активные поиски родственников не дали результатов, на объявления в СМИ никто не откликнулся. Ребенку дали новую фамилию, так как прошлую она не знала и документов, разумеется, при себе не имела, и отправили в детский дом.
Другую девочку 16 лет полицейские нашли во время рейда. Выяснилось, что она приехала из ЮКО и занималась проституцией в Алматы. Когда девочку стали обследовать, выяснилось, что у нее – туберкулез. Нашлись и родители, которые знать не знали, что где ребенок и чем занимается.
К слову, все дети, попадающие в ЦАН, в первую очередь проходят медицинское и психологическое обследование. На каждого заводится досье, детей фотографируют, так как при повторном попадании некоторые из них говорят другую фамилию.
Бывает, что некоторые дети не хотят отправляться домой, утверждая, что там их не понимают и заставляют учиться. Просят остаться. Одна девочка сообщила, что была изнасилована братом.
Естественно, вызвали полицию, стали проводить проверки, как выяснилось, что история выдумана. Впрочем, любую из рассказанных историй сотрудникам ЦАН приходится перепроверять.
«Бывает, что дети убегают из-за того, что папы нет, хотят найти папу. Был один ребенок, который убежал, узнав, что он усыновлен, и захотел найти свою настоящую маму и посмотреть ей в глаза», - вспоминает Раушан Кайыржановна.
… Детки бегут по коридору – наступает пора обеда. Питание здесь пятиразовое. Подъем в 7 часов, отбой – в 21.00. в свободное время можно посмотреть телевизор или почитать книгу – библиотека здесь обширная.
Для детей проводятся концерты и мероприятия. К слову, цирк для некоторых детей оказался сродни открытию – его они увидели впервые…
Читайте также:
Казахстанцы не верят в тенге после повышения курса нацвалюты (видео)>>
Украденная в 17 лет казахстанка рассказала, как муж бил ее и изменял>>
В Алматинской области 14-летняя школьница родила после группового изнасилования>>
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1420400-mama-v-tyurme-papy-net-kak-zhivut-deti-v/