Вечно молодой: кем был на самом деле Шокан Валиханов
Опубликовано:
Известный в истории Казахстана общественный и государственный деятель Шокан Валиханов остается до сих пор противоречивой фигурой в глазах казахстанцев, сообщает NUR.KZ.
Некоторые ученые считают, что он работал на Российскую империю, тем самым чуть ли не называя "предателем". Другие же считают, что он внес огромный вклад в развитие казахской культуры и является ярким примером для казахстанцев, ведь он всей душой болел за свой народ.
Он родился в 1835 году в Российской империи в зимовке Кунтимес Омской губернии. Валиханов был из знатного рода, ведь он являлся чингизидом (правнуком знаменитого Абылай хана). Настоящее его имя было Мухаммед-Ханафия, но в детстве у него появилось прозвище Чокан, которое ему так понравилось, что он сделал его своим псевдонимом.
Детство его прошло в зимовке Кунтимес (ныне село в Костанайской области). С 1842 по 1847 годы Шокан учился в обычной казахской школе. Там он получил начальные знания казахского, кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков. Мальчик был настолько умным и талантливым, что взрослые сразу это заметили. Валиханов уже с младых лет начал интересоваться устным и музыкальным творчеством казахов. Его отец был султаном, поэтому в их доме часто были акыны, писатели и научная интеллигенция.
Первые уроки рисования Шокан получил у русских военных топографов, побывавших в их доме. Таким образом, работы Валиханова стали первыми изображениями казахской степи, сделанными её коренным жителем.
Уже в 12 лет Шокана отправляют учиться в Омский кадетский корпус. Уже там Шокан смог выучить немецкий и французский языки, что позволило ему изучать научные труды многих философов и ученых.
8 ноября 1853 года Чокан Валиханов окончил Омский кадетский корпус и стал кадровым офицером Русской императорской армии, получив чин корнета. Вскоре он был назначен адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири Густава Гасфорда.
Вследствие этого корнет получил неограниченный доступ в Омский архив. Ему было также разрешено уносить домой заинтересовавшие его материалы. Работая адъютантом генерал-губернатора, Валиханов преуспел в изучении истории, географии и экономики тюркоязычных стран. В 1855 году, вместе с Гасфордом и в одиночку, по поручению губернатора и по собственной инициативе, Чокан совершил ряд поездок в отдалённые края страны, в Семиречье и Кокандское ханство, и подробно описал каждую из своих поездок.
В те годы отношения Российской империи и Кокандского ханства (узбекское государство, частью которого были некоторые территории современного Казахстана) были достаточно холодными. Кокандцы часто нападали на казахские селения и угоняли скот, а людей забирали в рабство. Также кокандцы охотились на русских солдат. Поездка Валиханова в Кокандское ханство можно считать разведывательной поездкой для генштаба Российской империи, ведь это происходило как раз в годы войны между Россией и кокандцами. После поездки Валиханова начнутся ожесточенные боевые действия между двумя сторонами. В итоге, русская армия победит и в 1875 году Кокандское ханство исчезнет с лица земли.
Валиханов крепко дружил с русским писателем Федором Достоевским, а также стал первым, кто перевел с киргизского языка эпос "Манас" на русский язык.
Валиханов сыграл большую роль для России в 1856 году, когда ему пришлось участвовать в разборе спора между родами Старшего жуза и противостояния между киргизскими родами Бугу и Сарыбагыш. Большую помощь Шокан оказал Санкт-Петербургу и во время путешествия в Кульджу, которая тогда также принадлежала Китаю. За время поездки в Кульджу Валиханов сделал множество записей и рисунков о традициях, жизни и деятельности китайцев, а также узнал много нового о Кашгарии и всерьёз заинтересовался её исследованием.
21 февраля 1857 года, по рекомендации географа Петра Семёнова, Валиханов был избран действительным членом Русского географического общества. Зимой того же года Чокан работал над материалами, привезёнными из поездки на Иссык-Куль и в Кульджу: сделал очерки об истории киргизского народа, о его географическом положении, делении на роды, обычаях и культуре. Данные труды были впервые полностью опубликованы как «Записки о киргизах». В том же 1857 году в газете «Русский инвалид» впервые был опубликован один из трудов Чокана Валиханова, описывающий культуру и быт народов Семиречья, Алатавского и Баянаульского округов.
Самым опасным путешествием Валиханова стала поездка в Кашгарию, которая являлась цитаделью Уйгурского государства. Цинский Китай захватил Уйгурское ханство в 1760 году после разгрома Джунгар, и эта территория издавна являлась «яблоком раздора» между Китаем, Великобританией и Россией.
Там сталкивались великодержавные, колониальные интересы этих трёх держав. К тому времени Британия окончательно захватила Индию (1857), а Россия присоединила к себе казахские степи. В связи с этим, по указанию царя Александра II Главное управление Генштаба Российской армии стало готовить на конец 1858 года разведывательную экспедицию — торговый караван для направления в Кашгарию с целью изучения обстановки в этом регионе.
При этом учитывалось, что Кашгария давно была закрыта для посещения европейцами, и, фактически, после знаменитого итальянского путешественника Марко Поло (XIII век), португальского иезуита Бенедикта Гоэса (XVII век) и немецкого исследователя, ученика великого Гумбольдта, Адольфа Шлагинтвейта (XIX век), никто там из представителей европейских стран не был. Китайские власти всячески препятствовали проникновению иностранцев в южную Джунгарию. Любой европеец, оказавшийся в Кашгаре, рассматривался ими как шпион, и подлежал смертной казни. По этой причине при подборе кандидата на роль основного исполнителя разведывательной операции речь могла идти только о человеке неевропейской национальности. В итоге выбор пал на поручика царской армии Валиханова.
В июне 1858 года Валиханов отправился в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки. Ему было тогда всего 22 года. В путь Чокан тронулся с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Он путешествовал под именем купца Алимбая, переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю, головой. За полтора месяца купцы достигли верховий реки Или и провели там месяц, торгуя с местными киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе. Пройти через хребты Тянь-Шаня в сентябре оказалось делом нелёгким. При переходе через снежные перевалы погибла большая часть скота (из 101 верблюда с гор спустилось лишь 36). Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в Кашгар караван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску.
Во время полугодового пребывания в Кашгарии Валиханов хорошо познакомился с местной знатью и другими жителями. Ему удалось собрать важные сведения о населении, кишлаках и дорогах «страны шести городов» (Алтышахар), как называли уйгуры Кашгарию. Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике. Он установил подробности гибели в Кашгаре немецкого путешественника Адольфа Шлагинтвейта, которому, по приказанию правителя Кашгара, отрубили голову у городской стены.
12 апреля 1859 года, через 11 месяцев после начала путешествия, Чокан Валиханов вернулся в Верный.
Потом Шокан жил некоторое время в Петербурге. Он провел там время с 1860 по 1861 годы. Затем он съездил в Париж для обмена знаниями с европейскими учеными и географами. Но уже в 1862 году он возвращается в казахские степи. Там он выставляет свою кандидатуру на пост старшего султана Атбасарского округа. Но областной губернатор отклонил его кандидатуру, ведь они боялись, что такой образованный султан-правитель стал бы явлением большой пропагандистской силы, оказывающим влияние на казахов.
Последним этапом жизни Шокана Валиханов стал поход на Кокандское ханство под руководством талантливого полководца Черняева.
Однако расправа войск над мирным населением при взятии крепостей Пишпек и Аулие-Ата в 1864 году так глубоко возмутила Валиханова, что после нескольких горячих споров с полковником Черняевым, не видя иного выхода, подал в отставку и вернулся в Верный.
Как пишет отставной полковник КГБ/КНБ Б. Кыстаубаев в книге «Тайна Чокана Валиханова», разочарованный и подавленный, в глубокой депрессии, Чокан уехал зимовать в далёкий аул в горах Алтын-Эмеля. Там он женился на Айсары, двоюродной сестре султана Тезека. Живя в ауле, он занимался изучением исторических преданий казахов Старшего жуза, интересовался ходом восстания дунган и уйгур в Западном Китае, поддерживал связь с генерал-майором Г. А. Колпаковским. Но его застарелая болезнь (чахотка) обостряется и в апреле 1865 г. он умирает.
После его кончины, в ауле султана Тезека над его могилой была построена сводчатая гробница из жженого кирпича. Посетив могилу Чокана в 1867 году, новый Туркестанский генерал-губернатор, одновременно командующий войсками Туркестанского военного округа и войсковой наказной атаман Семиреченского казачьего войска Константин Петрович фон Кауфман возмутился- "Такому великому человеку и такой скромный памятник!". Срочно выделили деньги из казны на строительство мавзолея. Но строители большую часть денег разворовали, соорудив памятник в виде часовни из плохо обожженного кирпича.
Об этом узнал Колпаковский. Подрядчиков он жестоко выпорол и отправил на расправу к Кауфману в Ташкент. Тот сослал нерадивых строителей в ссылку, повелев воздвигнуть новый монумент, при содействии архитектора Павла Матвеевича Зенкова (отца известного архитектора Андрея Павловича Зенкова). Текст надписи был составлен самим фон Кауфманом, (казахский перевод её сделан И. И. Ибрагимовым). В задании Кауфмана относительно установки плиты было сказано: «…Поискать мастера дельного, который бы мог аккуратно и без ошибок вырезать надпись». Плиту заказали в Екатеринбурге и везли её через Омск и Семипалатинск на Алтын-Эмель, где водрузили на могиле Чокана Валиханова. Надпись на плите гласила:
«Здесь покоится прах штабс-ротмистра Чокана Чингисовича Валиханова, скончавшегося в 1865 году. По желанию Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана I, во внимание ученых заслуг Валиханова, положен сей памятник генерал-лейтенантом Колпаковским в 1881».
Со временем мавзолей ветшал. В конце XIX века чиновник и востоковед Николай Пантусов докладывал, что памятник находится в полуразрушенном состоянии. В царской казне и у родственников Валиханова денег не было, так что восстанавливать памятник никто не стал. Лишь в 1958 году при советской власти на могиле Чокана Валиханова установили гранитный обелиск. Причем с той самой мраморной плитой, изготовленной стараниями Константина Кауфмана.
Поделитесь этой новостью в Whatsapp или в соцсетях
⇓⇓⇓
Читайте также:
Сауль Альварес: Я знаю много способов, как побить Головкина
Батыр Джукембаев: Казахи самые лучшие, так что я тоже стану чемпионом мира
Самые известные юмористы Казахстана
Мексиканский вратарь допустил позорный ляп года
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1462176-vechno-molodoy-kem-byl-na-samom-dele-shok/