Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Сборка внедорожников SsangYong Nomad остановлена

Опубликовано:

Как сообщают костанайский еженедельник "Наша Газета" и сайт nomad.su, завод "СарыаркаАвтоПром" остановил сборку внедорожников SsangYong Nomad. По словам руководителя отдела предпринимательства и промышленности г.Костаная Талгата ШОКАНОВА, предприятие прекратило выпуск автомобиля в марте 2017 года.

- У автомобилей SsangYong модели Nomad, которые производят на ТОО "СарыаркаАвтоПром", проблемы со сбытом. Мы проанализировали заявленные объемы производства и реальные. В 2015 году выпустили 300, в 2016-м – 97 автомобилей, с начала 2017-го – всего 4 при мощности линии в 25 000 единиц в год. С марта этого года производство прекратилось. Все это говорит о больших проблемах, – сообщил "НГ" Талгат Шоканов.

"Большие проблемы"

По информации акимата проект по выпуску автомобилей SsangYong Nomad вошел в число "самых проблемных". Аким Костаная Базыл ЖАКУПОВ распорядился держать его "на жестком контроле":

- Столько государственных денег потратили на них, а результата пока нет, - посетовал глава города в ходе аппаратного совещания.

На покупку оборудования для производства SsangYong Nomad госкомпанией "БРК-Лизинг" в 2012 году было выделено 61,9 млн долларов США. Всего же Банком развития Казахстана на финансирование проектов AllurGroup было направлено втрое больше государственных средств – 183,6 млн долларов США.

Причем вернуть эти деньги обратно в казну государства банку не удается. Две волны реструктуризации долга AllurGroup, проведенные БРК в 2011 и 2015 годах, не привели к оздоровлению тяжелого финансового состояния компании, о чем недавно заявил глава БРК Болат Жамишев:

– Выбор был такой: либо мы банкротим и создаем провизии, то есть несем убытки на всю сумму займов.

Банкротить не стали. Более того, валютные долги AllurGroup были перевернуты в тенге по курсу 188 за доллар США. Случилось это в сентябре 2015 года, когда курс в обменниках ушел далеко за 250. Но и это не все. Штрафы и пени по просроченным долгам были конвертированы в акции. Проще говоря, БРК и другие структуры холдинга "Байтерек" неожиданно оказались новыми акционерами AllurGroup.

Остановка в пути

Почему внедорожник Nomad не пользуется спросом, в пресс-службе AllurGroup (в состав которого входит ТОО "СарыаркаАвтоПром"), пояснить не смогли. И даже не назвали общее число Nomad, сошедших с конвейера с начала сборки, - констатируют журналисты "Нашей Газеты", – Суть ответа свелась к тому, что проект считается действующим, но внедорожники временно не выпускаются, потому что идет "модернизация линии".

Мягко говоря, не очень понятно, на что рассчитывали костанайские машиностроители, привлекая в партнеры малоизвестного производителя "с тяжелой судьбой". Ведь незадолго до появления в Казахстане корейский SsangYong с трудом оправился после банкротства, а в 2014 году ушел с рынка России. Причина проста: отсутствие интереса к этой марке. Причем сегодня дела корейского бренда на рынке СНГ выглядят еще печальнее: за первое полугодие в 147-миллионной России продано 70 автомобилей SsangYong.

Похоже, перед запуском первых казахстанских внедорожников никто всерьез не изучил спрос на него, в итоге "покупатель проголосовал деньгами", – резюмируют в редакции "НГ".

Открытка индустриализации

Стоить вспомнить, что речь идет о самом пышном проекте казахстанского автопрома.

В июле 2012 года глава AllurGroup Андрей Лаврентьев публично представил проект казахстанского автомобиля Nomad. В декабре 2013 года, в торжественной обстановке Дня Индустриализации состоялся запуск производства внедорожника.

В том же году компания становится обладателем специальной премии Главы государства в области качества "Алтын сапа" в номинации "Лидер индустриализации".

Господин Лаврентьев поспешил заверить чиновников, что "производство внедорожника Nomad позволит снабжать не только внутренний рынок РК – большая часть отечественных внедорожников будет поставляться на экспорт, ведь объем производства превысит 25 000 автомобилей в год. Первым регионом для международной экспансии выбран Челябинск. В целом мы планируем продать в Россию в следующем году 8 тыс. своих автомобилей".

Причем оптимизм AllurGroup рос от месяца к месяцу: компания уверяла, что к 2017 году выпустит 75 000 единиц SsangYong Nomad, 70% которых пойдет на экспорт. Да, это не опечатка. Семьдесят пять тысяч.

Казалось бы, поднять ставки выше было уже невозможно, но вскоре господин Лаврентьев сообщает: "В 2014 году AllurGroup планирует выйти на рынок Таможенного союза. К 2020 году компания планирует увеличить объем производства автомобилей до 100 000 единиц в год".

Однако уже в августе 2013 года официальный представитель SsangYong Motor Company в России - "ДЦ СанЙонг" (в составе группы Sollers) выступает с заявлением о том, что автомобили южнокорейской марки, собираемые в Казахстане, не появятся на российском авторынке, поскольку модель Nomad является перелицованной версией пикапа SsangYong Actyon Sports, который уже имеется в продуктовой линейке местного дистрибьютора.

Отбросив информационный шум, генерируемый AllurGroup, мы поймем, что история "Номада" завершилась именно в этот момент. Еще до официального запуска. Костанайскому пикапу Actyon, получившему новое имя, не удалось ни проникнуть за границы Казахстана, ни снискать любовь внутри страны. Предприятием не достигнута даже одна сотая анонсированных объемов производства. Более того, ни одной казахстанской детали для "казахстанского" внедорожника в Костанае не производится.

Как справедливо подчеркивают журналисты "Нашей Газеты", проект Nomad был настолько распиарен властью далеко за пределами Костаная, что сегодня его срыв серьезно бьет по имиджу всей госпрограммы индустриально-инновационного развития.

Звонкий провал можно было бы списать на кризис и девальвацию – если бы не цифры. По данным Ассоциации Казахстанского Автобизнеса только за 5 месяцев с начала года в республике продано 6 369 новых внедорожников на сумму 69,8 миллиарда тенге!

Это самая популярная категория транспорта в нашей стране. Однако из более чем 6 тысяч казахстанцев, выбравших внедорожники, только 8 покупателей оценили "исконно казахстанский" Nomad.

Резонно предположить: костанайские ребята поставили не на ту лошадку. С кем не бывает? На это есть как минимум три соображения. Во-первых, производство это не азартная игра. Во-вторых, стало понятно, что игра эта ведется не на свои, а на наши с вами деньги, вынутые из НацФонда. И, в-третьих, сборка автомобилей SsangYong (помимо модели Nomad) шла в Костанае с 2010 года. И восьми долгих лет явно достаточно, чтобы понять, что твоя продукция не интересна покупателю. Даже если ты – начинающий машиностроитель из Костаная.

Не Fortunуло

Но, судя по всему, мы имеем дело с тяжелым случаем игромании, ведь SsangYong Nomad – лишь один из эпизодов азартной истории AllurGroup. Запуск и тихая ликвидация громких инвестиционных проектов происходят на конвейере костанайского предприятия с поразительной регулярностью. Так, до старта "Номада", в 2012 году "Сарыаркаавтопром" предпринимал попытки сборки автомобилей УАЗ и ZAZ Chance. Однако спустя два года обе сборочные линии были закрыты. В 2014 году завод приступил к мелкоузловой сборке автомобилей Geely и внедорожника Toyota Fortuner. Компания планировала ежегодно выпускать по 4500 и 3000 машин этих марок соответственно. Но казахстанский потребитель снова не оценил рвения AllurGroup: сборка китайских автомобилей Geely была прекращена уже в конце 2015 года, а партнеры из таиландского подразделения Toyota покинули Костанай в декабре 2016 года. За три года в Казахстане нашлось чуть больше тысячи покупателей внедорожника Fortuner, собранных костанайскими работягами.

Сегодняшние партнеры AllurGroup – бренды JAC, Peugeot, Iveco – судя по цифрам, тоже малоинтересны казахстанцам: по данным областного департамента статистики, за первый квартал с конвейера костанайского завода сошел лишь 481 автомобиль.

И это несмотря на то, что государство предлагает покупателям костанайских авто льготные автокредиты и обеспечивает парниковые условия участия в тендерах.

Зоны разные нужны

В феврале 2016 акимат Костанайской области совместно с AllurGroup заявил о планах создания в регионе "индустриальной зоны". Как сообщили в AllurGroup, в будущей зоне должны разместиться производители автокомпонентов для костанайских автомобилей. Спустя полтора года анонсированные новые производства не появились, зато остановились два ранее действовавших – сборка SsangYong и Toyota. И по мере того, как мы узнаем все больше о положении дел AllurGroup, термин "зона", выбранный костанайцами, приобретает все более пророческое звучание. Ведь рано или поздно кому-то придется ответить за 183,6 миллиона долларов США, выделенных из НацФонда на увлекательные проекты господина Лаврентьева.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1553626-sborka-vnedorozhnikov-ssangyong-nomad-ostanovlena/