Духовное возрождение – приоритет Третьей модернизации Казахстана
Опубликовано:
Ранее в свет вышла программная статья Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"
Гульшара Абдикаликова, Госсекретарь Казахстана.
Сразу по прочтении статьи, первое, что хочется сказать – это необыкновенная легкость, четкость и простота изложения мыслей. Вместе с тем работа является необычайно глубокой, сложной и прорывной. Лаконичным, доступным и богатым языком, понятным как министру, так и простому гражданину, преподносится концептуальное видение духовного возрождения в стране.
Как известно, с нынешнего года Казахстан приступил к реализации Третьей модернизации страны, направленной на достижение глобальной конкурентоспособности. Главная цель – вхождение в число 30 передовых стран мира на базе выполнения Плана нации.
До этого наша страна осуществила Первую модернизацию, создав новое независимое государство. Затем, приняв Стратегию-2030 и построив Астану, Казахстан вошел в число 50 развитых стран – это результаты Второй модернизации.
Все это я привожу для того, чтобы показать взаимосвязь и преемственность государственной политики, нацеленной на системное и последовательное эволюционное развитие страны.
В рамках реализации Третьей модернизации Казахстана, будут осуществляться Три модернизационных процесса: политическая реформа, создание новой модели экономического роста и модернизация общественного сознания.
Среди названных процессов основополагающей является модернизация духовной сферы. Полагаю, что основания для этого посыла более, чем аксиоматичные.
Очевидно, что успех и политической, и экономической модернизаций зависит, в первую очередь, от уровня общественного сознания, где приоритетом является духовность. Поэтому духовное возрождение на сегодня – задача что ни на есть самая актуальная.
Этого требует в первую очередь состояние данной сферы, которая нуждается в коренной трансформации с акцентом на углубление консолидирующих общенациональных ценностей.
Если, к примеру, мыслить крупными категориями, то в политической сфере у нас укоренена выборность как главный атрибут демократии. В текущем году в рамках конституционной реформы была произведена передача ряда полномочий от Президента страны другим ветвям власти. По этому случаю Глава государства, выступая на совместном заседании палат Парламента, заявил: "Мы идем, постепенно двигаемся, то есть вот это один из этапов демократизации общества… Другие государства шли столетиями к тому, что они есть… Демократия – это не начало пути, это конец пути, цель наша".
Что касается экономики, то Казахстан является одним из наглядных примеров рыночной экономики. Например, по поручению Главы государства Правительством проводится работа по сокращению государственного участия в экономике до уровня большинства стран ОЭСР – 15% от ВВП. При расчете доли участия государства в экономике учитывается соотношение валовой добавленной стоимости (ВДС) контролируемых и косвенно контролируемых государством организаций к ВВП. По итогам 2014-го и 2015 годов соотношение ВДС к ВВП составило 21,1% и 19,1% соответственно.
Сокращение участия государства в экономике будет обеспечено за счет:
– приватизации госсобственности и реализации активов квазигосударственного сектора;
– трансформации национальных холдингов;
– реализации принципов Yellow Pages Rule, предусмотренных в Предпринимательском кодексе.
Комплексным планом приватизации на 2016–2020 годы предусмотрена реализация 780 организаций, в том числе 64 наиболее крупных компаний государственной собственности, Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", акционерное общество "Байтерек" и акционерное общество "КазАгро", 171 дочерних и зависимых организаций, входящих в состав акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", а также 545 организаций, передаваемых в конкурентную среду в результате приватизации, государственно-частного партнерства, ликвидации.
Предлагаемые меры позволят существенно сократить участие государства в экономике и активизировать частную инициативу в нашей стране.
Относительно духовно-культурной сферы пока этого не скажешь. Речь, конечно же, не идет о том, чтобы эту сферу полностью отдать на откуп рынку.
Главная цель – на основе взаимодействия государства и гражданского общества возродить духовность в целом. Тем более что в стране с 2014 года реализуется Концепция культурной политики Республики Казахстан, направленная, в частности, на формирование конкурентоспособной культурной ментальности и высокой духовности казахстанцев. Как известно, культура по отношению к духовности выступает некой несущей конструкцией. И что очень тревожило – коренной модернизации самой духовности как особого стержня культуры за прошедшие годы не произошло.
Программная статья Елбасы – это прежде всего статья мировоззренческо-идеологическая, которая в рациональном формате дает общее определение национальному сознанию XXI века и путям изменения общественного сознания. Целью является создание единой Нации сильных и ответственных людей. Статья состоит из введения, двух основных глав "О национальном сознании в ХХI веке", "Повестки дня на ближайшие годы" и заключения.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что Президентом страны проделана колоссальная работа по аналитическому осмыслению накопленного на сегодняшний день человечеством громадного цивилизационного опыта.
Хотели бы отметить, что еще древний китайский мыслитель Конфуций, живший в V–VI веках до н. э., утверждал, что человеческая жизнь должна, прежде всего, регулироваться моралью. Основой выступало культивирование Ли, правильного нравственного поведения, которое являлось результатом образования и воспитания. История существования Китая на протяжении многих столетий убедительно показывает верность постулатов конфуцианцев.
Видение Главы государства относительно верховенства духовного развития в иерархии модернизаций – это новое и «свежее» слово в мировоззренческом теоретико-практическом дискурсе. Обосновав содержание дефиниции «модернизация сознания», Президент выделяет 6 направлений модернизации:
1. Конкурентоспособность.
2. Прагматизм.
3. Сохранение национальной идентичности.
4. Культ знания.
5. Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана.
6. Открытость сознания.
Все эти направления предельно актуализированы и четко отвечают вызовам времени. Подробно не останавливаясь на раскрытии каждого из них (это не задача данной статьи), мы бы хотели акцентировать внимание на Втором и Третьем направлениях – "Прагматизме" и "Сохранении национальной идентичности".
Помните известный принцип Президента страны Нурсултана Назарбаева: "Вначале – экономика, затем – политика". Полагаем, что его преемственное развитие прослеживается в приведенной характеристике направлений модернизации общественного сознания. Считаем, что именно прагматизм, приведший к общему успеху передовые страны мира, является универсальным ключом к достижению благополучия. Именно благодаря ему капитализм как общественно-экономическая формация безоговорочно победил канувший в лету социализм.
В статье дается четкое обоснование наличию прагматизма как такового в нашем национальном коде. Номадизм, связанный с суровыми природными условиями и высокой засушливостью Великой степи, как раз-таки и выработал у наших предков экологически правильный уклад жизни, как пример подлинного прагматизма. Проанализировав развитие общественно-политической мысли в предшествующие века, Глава государства приходит к "железному" выводу – век радикальных идеологий прошел. Наш лозунг на будущее – это реализм и прагматизм.
Кстати, еще в XIX веке великий канцлер Германии Отто Бисмарк проводил в жизнь государственный курс Realpolitik. Но он вообще отказывался от всякой идеологии, приоритетом у него выступали практические соображения. Поэтому вывод Лидера нации однозначен: мы должны ориентироваться на достижение конкретных целей, исходя из своих возможностей и пределов как отдельно взятого человека, так и всей нации в целом.
Касательно Второго направления "Сохранение национальной идентичности" сразу же надо подчеркнуть – Президент, расставляя все точки над "i", выдвигает эвристический тезис: нет универсальной модели развития, есть только национальная модель. Полагаем, что этот постулат является краеугольным камнем национального строительства в современную эпоху. Думаем, что никто не будет оспаривать утверждение: общие язык, культура, история – это базис сильного государства во все века. Архиважно, что мы хотим подчеркнуть в этом направлении – это прежде всего национальный дух.
Здесь мы бы хотели опереться на блестящую монографию Главы государства "В потоке истории" и сделать краткий исторический экскурс. Истоки нашего духа берут начало еще со времен ариев, живших на территории современного Казахстана во II тысячелетии до нашей эры. Затем на политическую арену выходят грозные саки, царствовавшие в I тысячелетии.
После наступает черед великой гуннской эры, которая охватывает период с IV века до нашей эры и до господства тюрков. Произошедшие в дальнейшем великие исторические события нашли свое широкое отражение в информационно-культурном пространстве страны. Поэтому считаем, что нет необходимости их заново перечислять. Полагаем, что в целом таковы общие составляющие, послужившие генезису, становлению и развитию нашего национального духа. Резюмируя сказанное, хотели бы подчеркнуть, что выдвинутый Главой государства тезис о национальном духе является, по нашему мнению, главной движущей силой развития Ұлы Дала Елі.
Относительно второй главы "Повестка дня на ближайшие годы" необходимо отметить, что этот план действий является сам по себе документом, прежде, всего стратегического характера, определяющим пути развития Казахстана на долгие годы.
В ряду конкретных проектов, приведенных в этой главе, хотели бы более подробно остановиться на следующих двух.
Первый проект – это поэтапный переход казахского языка на латиницу. Мы хотели во избежание форменной тавтологии подчеркнуть только лишь следующее. Здесь мы не будем оригинальны, но, как говорили древние латиняне: "Повторение – мать учения".
Во-первых, переход к латинской графике был провозглашен Главой государства не сегодня, а еще в 2012 году.
Во-вторых, Казахстан имел в своей истории опыт 11-летнего пути развития на латинице (1929–1940 гг.).
В-третьих, господство одного языка в качестве универсального общечеловеческого, или как говорят "лингва франка", – это явление закономерное и историческое. Так, арабы называли в средние века всех западноевропейцев франками. Действительно, в те времена было Франкское господство. Затем наступил период превосходства французов. И все заговорили на этом романском языке. А после началось верховенство Великобритании, имевшей колонии по всему земному шару. И сегодня исторически так сложилось, что весь цивилизованный мир, по некоторым оценкам свыше 1,5 млрд человек, говорит, живет и развивается на этом языке.
В XX веке волею судеб мы уже сходили со всеобщей колеи поступательного исторического развития. Сегодня нам, успешному и независимому государству, которое ведет твердой рукой выдающийся государственный деятель современности Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, жизнь предоставляет уникальную возможность перейти на латинскую графику, путь, по которому канализируется глобальный мейнстрим развития. Мы полагаем, что это одно из непреложных условий успешного достижения главной цели
Стратегии-2050: стать одной из равных в топ-30.
Второй проект, на который мы обращаем ваше внимание, это "Духовные святыни Казахстана". Как известно, культура сама по себе в упрощенном виде состоит из материальных и духовных ценностей. К сожалению, у нас до сих пор не было концептуального видения священных ценностей нашей страны в разрезе сакральной географии. Априори любая идея нуждается прежде всего в освящении, а общественное сознание, в первую очередь, зиждется на материальных и духовных памятниках как прошлого, так и настоящего. Поэтому инициированный Президентом страны проект выступает одним из важнейших духовных скрепов каркаса национальной идентичности.
У каждого народа есть свои национальные святыни. К примеру, у англичан – это главный англиканский храм − Кентерберийский собор, немцы любуются римско-католическим готическим собором в Кельне, французы гордятся своим Нотр-Дам-де Пари.
У нас тоже есть чем восхищаться. Это целая россыпь святынь: древний Тараз и Улытау, Туркестан и Алтай, Жетысу и комплекс Бекет-Ата. Но вот целостного знания и цельного понимания в общественном сознании, к сожалению, не прослеживается. Поэтому данную стратегическую задачу в контексте нациестроительства и призван решить этот чрезвычайно необходимый проект.
В завершение хотелось бы отметить, что, безусловно, модернизация общественного сознания в условиях новой реальности требует готовности и стремления к изменениям и обновлению. Мы живем в стремительное время ускользающего динамизма. Всемирно известный гуру менеджмента – американский экономист Джон Коттер еще в 90-х годах прошлого века в своем нашумевшем бестселлере «Впереди перемен» пришел к выводу: чтобы быть впереди конкурентов, необходимо знать, предугадывать и управлять преобразованиями. Данный тезис не потерял своей актуальности и в наше время.
В программной статье "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, всесторонне оценив угрозы и вызовы, присущие новому историческому периоду, в который вступила наша страна, выступил со своим глубоким видением будущего через призму духовной модернизации.
Поэтому, как говорит Глава государства, каждому гражданину страны, обществу в целом, политическим партиям и движениям, всем государственным органам необходимо провести работу над собой: проанализировать текущее состояние, определиться, где вы сейчас находитесь, понять, что нужно сделать всем и каждому из нас, чтобы деятельно участвовать в преобразовании общественного сознания на основе реализма и прагматизма.
Мы должны гордиться, что принадлежим к единой и великой нации.
Дорога у нас одна: через обновление к лучшему будущему!
Источник: ru.sputniknews.kz
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1568161-dukhovnoe-vozrozhdenie-prioritet-tre/