Как реализуется План нации «100 конкретных шагов» в образовательной системе
Опубликовано:
В ходе пресс-конференции в Правительстве РК министр образования и науки Казахстана Ерлан Сагадиев рассказал об основных аспектах реализации Плана нации «100 конкретных шагов», направленные на модернизацию образовательной системы страны, передает корреспондент BNews.kz.
По III направлению «Индустриализация и экономический рост» Плана нации на исполнении Министерства образования и науки находится 5 шагов (64, 76, 77, 78, 79 шаги).
Реализация всех шагов имеет долгосрочный характер. Исполнение проходит в рамках Дорожной карты, где определены количественные и качественные показатели.
Шаг 64. «Разработка Закона «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», содержащего механизмы финансирования работ по внедрению инноваций в производство. Переориентация структуры научных грантов и программ на нужды государственной программы индустриально-инновационного развития».
«Как вы знаете одно из основных проблем развития нашей науки то, что низкий прикладной характер и низкая коммерциализация результатов, что наши ученые делают. Проблема была настолько серьезная, что был разработан и принят новый закон, который сейчас работает. Он предполагает, что на этапе подачи заявок мы просим, чтобы ученые имели компанию, предприятие, бизнес, университет, который софинансирует этот проект. Изначально мы хотим видеть, что этот проект уже кому-то нужен прежде чем государство в него вкладывает деньги. Работа проведена большая, хорошо откликнулось наше научное сообщество, бизнес», - сообщил министр.
По его словам, сейчас из более чем 70 грантовых проектов софинансирование имеют все 67.
«Понятно, что это не те ученые, которые занимаются фундаментальной или гуманитарной наукой, это все технари, но коэффициент восприятия этого нового механизма среди ученых, которые занимаются инновацией в отраслях экономики он очень высокий»,- отметил он.
На сегодня реализуются 75 грантовых проектов на сумму 13,7 млрд. тенге, при этом создано 525 рабочих мест. Реализуется проект Всемирного Банка «Стимулирование продуктивных инноваций» на 110 млн. долл. США, направленный на проведение исследований, коммерциализации технологий и увеличение инновационного потенциала страны. Созданы и функционируют при вузах 24 офисов коммерциализации, проводится набор технологических брокеров, содействующие достижению целей проектов коммерциализации.
«По итогам реализации шага к 2020 году ожидается увеличение доли софинансирования со стороны бизнеса до 15% и доли высокотехнологичной продукции в ВВП на 2,5%. К 2030 году увеличение соотношения доли НИОКР к общему объему финансирования науки до 45%», - сказал министр.
Шаг 76. «Повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР.
В 2017 году Казахстан стал полноценным участником Комитета по образовательной политике ОЭСР.
С 2016 года осуществлен переход 1 классов на обучение по обновленному содержанию. По словам Главы ведомства, с 1 сентября 2017 года планируется осуществление перехода 2, 5, 7 классов, с 2018 года 3, 6, 8, 10 классов, с 2019 года 4, 9, 11 классов.
«Схема 12-летнего образования вводится до 2020 года по принципу 0 класс + 11 классов. Суть 12-летнего обучения состоит во внедрении единой типовой образовательной программы для предшкольного класса, то есть нулевого класса», - отметил он.
Вместе с тем, республиканской комиссией проведена экспертиза учебников по обновленному содержанию для 2, 5, 7 классов. Перечень учебников, рекомендованных по итогам результатов экспертизы, опубликован на сайте МОН РК.
«Начата масштабная работа по улучшению качества подготовки педкадров. В 2016 году впервые при поступлении в вуз на педагогические специальности абитуриенты сдавали специальный экзамен на определение склонности к педагогической деятельности.
В 2018-2019 годах планируется разработка и утверждение учебных программ для 3, 4, 6, 8, 9 ,10 ,11 классов. По итогам реализации шага к 2020 году планируется завершить полный переход к обновленному содержанию», - пояснил министр.
Шаг 77 «Подготовка квалифицированных кадров в десяти ведущих колледжах и десяти вузах для шести ключевых отраслей экономики с последующим распространением опыта в других учебных заведениях страны».
В системе ТиПО определены 10 базовых колледжей (Западно-Казахстанский индустриальный, Костанайский политехнический, Актюбинский политехнический, Темиртауский политехнический, Мангистауский политехнический, Жамбылский политехнический, Кызылординский аграрно-технический колледж им. И.Абдукаримова, Алматинский колледж энергетики, Высшая техническая школа (г.Кокшетау), Аграрный колледж (г. Шымкент).
Как проинформировал Е. Сагадиев, в 90 колледжах внедрены 53 новых образовательных программ. 9 тыс. ИПР прошли курсы повышения квалификаций по новым технологиям обучения. 4 колледжа прошли международную аккредитацию (Алматинский колледж энергетики, Темиртауский, Жамбылский, Костанайский политехнические колледжи).
Между тем, реализуются стартап проекты по повышению функциональных IT компетенций студентов, «Инженеры будущего» и 3D проектированию и моделированию.
Заключены 5 517 трех-четырехсторонних договоров и соглашений о сотрудничестве с 2 269 предприятиями, из них 170 с 10 базовыми колледжами.
«С учетом потребности проектов ГПИИР увеличен госзаказ на подготовку кадров с ТиПО на 21 тыс. мест, в том числе в 10 ,базовых колледжах на 475 мест. Обучены 248 внештатных тренеров базовых колледжей. С сентября 2017 года в 100 колледжах страны планируется внедрение образовательных программ по 34 специальностям», - сообщил министр.
Базовыми вузами совместно с экспертами зарубежных вузов-партнеров и 114 предприятиями ГПИИР разработано 47 инновационных образовательных программ.
На основе инновационных образовательных программ подготовлено 1 817 магистров, из них на предприятиях ГПИИР трудоустроено 1 650 (91%). Продолжают обучение 2 800, планируется прием 3 500 магистрантов. Кроме того, с 2017 года ведомство планирует начать реализацию программ на английском языке.
«Магистранты обучаются и выполняют выпускные работы на базе 47 новых междисциплинарных лабораторий, оснащенные современным оборудованием. 383 сотрудников базовых вузов прошли курсы переподготовки и повышения квалификации, в том числе 200 на базе Назарбаев Университета. Начата работа по аккредитации лабораторий для проведения междисциплинарных научных исследований и коммерциализации их результатов. Полная реализация шага ожидается к 2020 году», - заверил министр.
Шаг 78 «Поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев Университета. Трансформация частных вузов в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой».
В 2016 году в Государственном общеобязательном стандарте высшего и послевузовского образования расширена академическая самостоятельность вузов в бакалавриате до 65%, магистратуре 70%, докторантуре 90 %. В 2017 году в рейтинге QS WUR отмечено 8 казахстанских вузов («Топ-300» - КазНУ им. аль-Фараби 236 место, «Топ-400» - ЕНУ им. Л.Н. Гумилева 336 место, «Топ 411-420» КазНИТУ им. К.Сатпаева, «Топ 491-500» - КазНПУ им. Абая, «Топ 501-550» - ЮКГУ им. М. Ауэзова, «Топ 651-700» - КарГУ им. Букетова, «Топ 651-700» - КБТУ, «Топ 801-1000» - КазУМОиМЯ им. Абылай хана).
Как отметил Глава ведомства, 4 вуза преобразованы в некоммерческие акционерные общества. Ведется работа по реорганизации 28 государственных вузов в НАО со 100 % государственным участием. В 28 государственных вузах созданы наблюдательные советы. Продолжается работа по трансляции опыта Назарбаев Университета в 37 вузах.
«Ведется работа с частными вузами о возможности их трансформации в некоммерческие организации. Ассоциация вузов РК дважды провела встречи с руководителями частных вузов по данному вопросу. Ожидается поэтапный переход 28 госвузов в НАО со 100% госучастием. Планируется обучение членов и секретарей корпоративных органов управления вузов с учетом новых принципов назначения топ-менеджмента. Полная реализация шага ожидается к 2020 году», - пояснил министр.
Шаг 79. «Поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования в старшей школе и вузах.
Для перехода к обучению на английском языке в 10-11 классах определены 4 предмета: «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика». В связи с этим, начата разработка учебников и учебно-методических комплексов по предметам естественно-научного цикла на английском языке.
В ГОСО высшего и послевузовского образования предусмотрены нормы для реализации трехъязычного образования (50% учебных дисциплин будет преподаваться на языке обучения (казахский или русский), 20% на втором языке (русский или казахский соответственно), 30% - на английском языке). С 2016 года в вузах предусмотрено преподавание 30% базовых и профилирующих дисциплин на английском языке. Отметим, что в 2016 году на языковых курсах повышения квалификации прошли 750 учителей-предметников;
«В 2017 году 1 043 учителей-предметников завершили обучение и получили сертификат, продолжают обучение 11 459 учителей на базе «Өрлеу», «USTAZ Professional Learning Centre», «Назарбаев Университет», - заверил Глава ведомства.
Совместно с 49 ти зарубежными вузами реализуется 273 двудипломных образовательных программ. В 42 вузах функционируют специальные отделения на английском языке. Созданы 2 393 спецгруппы, в которых обучается 18 тыс человек.
Кроме того, в 2018-2020 годы планируется повышение квалификации 11 000 учителей-предметников для преподавания на английском языке. Обязательное трехъязычное предметное преподавание начнется с 1 сентября 2019 года. Полная реализация шага ожидается к 2020 году.
Источник: BNews.kz
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1570549-kak-realizuetsya-plan-nacii-100-konkretn/