Директор Туристской Ассоциации ВКО рассказал о развитии туризма в регионе
Опубликовано:
Потенциал отрасли туризма Восточного Казахстана заключается в уникальной природе региона, являющейся достоянием страны и предметом особой гордости местных жителей. Это не только прекрасные природные ландшафты, но и наличие различных сакральных мест, как свидетельство богатого историко-культурного наследия.
Поднять туризм в ВКО – это задача стратегическая, и решить ее можно только общими усилиями власти, профессионалов и общественности. Именно поэтому предприниматели, работающие в сфере туризма, общественность, занимающаяся этим важным вопросом, объединились в Туристскую Ассоциацию ВКО. Это очень важное событие. Может быть, именно с помощью Ассоциации, с помощью профессионалов и энтузиастов туристического дела, проблема и начнет активно продвигаться к поиску решений?
О развитии туризма в городе Усть-Каменогорске и в Восточном Казахстане - в предлагаемом вам интервью с исполнительным директором Туристской Ассоциации Восточного Казахстана Сериком Жунусовым.
- Что собой представляет Туристская Ассоциация Восточного Казахстана?
- Никто не знает, как нужно развивать туризм, лучше, чем предприниматели, профессионалы, много лет занимающиеся этим делом. Но у нас не было органа, объединяющего все субъекты туристской отрасли, проводящего анализ проблем и предлагающего профессиональное, компетентное их решение. Для этого и создана в марте этого года при непосредственной поддержке палаты предпринимателей ВКО Туристская Ассоциация. Основная цель очень проста - консолидация и объединение общих усилий бизнеса для развития туризма в Восточном Казахстане.
- В чем заключается работа Ассоциации? Как именно Ассоциация планирует вносить вклад в развитие туризма?
- Все члены Ассоциации -это предприниматели, представляющие ведущие субъекты туристской отрасли Восточного Казахстана. Это горнолыжные комплексы, крупные базы отдыха, туроператоры и турагенты, рестораны и отели, ремесленники, гиды-переводчики. То есть, это непосредственно те, кто формирует и реализует туристский продукт. Поэтому мы непосредственно влияем на туристскую отрасль ВКО.
Если говорить о предмете нашей работы и как именно мы планируем вносить вклад именно как члены Ассоциации, то могу выделить два основных направления: первое - анализ, выработка рекомендаций и участие в разработке нормативно-правовых актов, влияющих прямо или косвенно на развитие туристской отрасли. Второе - налаживание эффективного и, самое главное, результативного механизма взаимодействия между местной властью и бизнесом для решения локальных проблем.
- Ассоциация создана в марте этого года. За прошедшие 7 месяцев чего удалось добиться в разработке и изменении законодательства?
- Летом этого года Премьер - Министром РК был утвержден главный документ, определяющий основные векторы развития туризма в стране - Концепция развития туристской отрасли РК до 2023 года. 86% наших предложений были приняты и отражены в Концепции. Начнем с того, что цели Концепции приняты полностью в редакции Ассоциации. Так же, по нашей инициативе в Казахстане официально определены отдельные виды туризма - гастрономический и рыболовный. Предусмотрено внедрение механизмов долгосрочного финансирования и проработка вопроса кредитования проектов туристского направления на длительный срок: 10, 15, 25 лет.
Мы активно работали, чтобы было предусмотрено включение отрасли туризма в перечень приоритетных видов экономической деятельности. Включение в данный перечень дает возможность освобождения от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость на импорт и предоставляет право получения государственных натурных грантов. В ближайшие месяцы будет утвержден План мероприятий по реализации Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2017-2019 годы. Ассоциация принимала активное участие в разработке плана мероприятий.
Направлены предложения по пересмотру процедуры проведения тендера на предоставление участков национальных парков в долгосрочное пользование.
Пересмотрены типовые договора пользования участком национальных парков и типовые договора на ведение рыбного, охотничьего хозяйств. Включены пункты, расширяющие права предпринимателя, и ограничивающие чрезмерные полномочия национальных парков и местных исполнительных органов. Исключено право арендодателя в одностороннем порядке расторгать договор за любое нарушение условий договора.
Расторжение возможно только по решению суда, если стороны не могут урегулировать спор путем заключения дополнительных соглашений. По истечении срока аренды пользователь имеет преимущественное право на продление срока пользования участком. Предусмотрена передача прав на объекты строительства третьим лицам. Направлены предложения по изменению в постановление Правительства Республики Казахстан от 16 апреля 2014 года «Об установлении пределов пограничной полосы, карантинной полосы и пограничной зоны и утверждении перечня приграничных территорий, входящих в пограничную зону, где исключаются или приостанавливаются действия отдельных режимных ограничений». В перечень включены более 20 новых туристических объектов, в том числе в Зайсанском, Курчумском,Катон-Карагайском, Тарбагатайском, Глубоковском, Шемонаихинском, Зыряновском районах, а также городе Риддер.
В данных регионах планируется исключить действие пограничного режима в части въезда иностранцев по пропускам, которое необходимо получать за 10 дней до въезда. Сейчас данный документ находится на согласовании в Правительстве. Кроме того, вносятся изменения и дополнения в национальные стандарты и санитарные правила, касающиеся туристской отрасли. Всего были направлены предложения по внесению изменений в три Постановления Правительства РК, один Приказ Министра, два национальных стандарта, одно санитарное правило.
- Можно ли полагать, что одной из причин медленного развития туристской отрасли является несовершенная законодательная база?
- Отчасти, да. Ведь люди, разрабатывающие данные нормативно-правовые акты, зачастую, не работали в туристской отрасли. Следовательно, не понимающие специфику работы и не очень компетентные в некоторых вопросах. Иногда разрабатываются такие документы, которые представителям бизнеса просто непонятны. Например, разработанный стандарт «Туризм и связанные с ним услуги. Руководство по разработке экологических спецификаций для размещения заведений».
Данный стандарт имел не измеряемые и некорректные требования для гостиничных комплексов. Например: нельзя препятствовать миграции животных, допускать световое и шумовое загрязнение, допускать изменение гостиничными комплексами поведения живых существ. Ассоциацией были направлены доводы о противоречии данного стандарта действующему Законодательству РК. Документ не принят и отправлен на доработку с учетом мнения рынка.
- Как Ассоциация взаимодействует с местными исполнительными органами?
- Нами было предложено ввести в акиматах внештатных советников Акимов городов и районов ВКО по вопросам туристской отрасли. Совместно с управлением туризма и внешних связей ВКО мы разработали регламент работы внештатных советников. Раз в квартал Аким будет принимать Советника, и обсуждать меры по решению возникающих проблем. Считаем, что это будет эффективным механизмом для конструктивного диалога между бизнесом и властью. Помимо этого, ведется работа по включению представителя Ассоциации в общественные советы городов и районов.
Эти механизмы взаимодействия с местными исполнительными органами помогут решать локальные проблемы на местах. Когда я участвую в селекторных совещаниях Палаты предпринимателей, понимаю, что многие проблемы, озвучиваемые от разных регионов страны, могли бы быть решены на местах. Но не все представители бизнеса готовы к конструктивному диалогу. Есть такие, которые кричат с трибун о проблемах, о несовершенстве законов, отсутствии внимания к отрасли, но предметно решать ничего не хотят. Ведь изменение всего лишь одной статьи нормативного акта требует предметного анализа, исследования подзаконных актов, обоснования. Это кропотливый, повседневный труд. Мы хотим быть для исполнительной власти единым компетентным представителем туристического рынка, способным вести конструктивный диалог.
- Как вы взаимодействуете с акиматом города Усть-Каменогорска?
- Сейчас в стране определено 6 туристских кластерных зон, в том числе и наша - "Жемчужина Алтая". Город Усть-Каменогорск будет являться центром кластера. 30 сентября текущего года была проведена встреча Акима города Усть-Каменогорск Куата Тумабаева с членами объединения. По итогам встречи были определены меры по повышению туристской привлекательности города Усть-Каменогорска.
Вдоль основных туристических маршрутов для иностранных туристов будут установлены таблички с наименованием улиц на английском языке. Будут установлены 70 указателей на пересечении дорог с определением основных туристских объектов поблизости, в том числе музеев, памятников, ресторанов, гостиниц и.т.д. На 90 автобусных остановках разместятся цветные современные схемы проезда и карты города. Акиматом для этого уже выделено более 20 миллионов тенге. Перечисленные работы будут завершены до конца 2017 года.
Вместе с тем, зимой будет организован бесплатный автобусный трансфер «SkyBus» в горнолыжные комплексы «Алтайские Альпы» и «Нуртау» в выходные дни. Это будет решением проблемы для многих горожан, не имеющих личного транспорта, но желающих посещать горнолыжные комплексы. Утвержден внештатный советник Акима города по вопросам туризма из числа членов Ассоциации. На эту должность согласована кандидатура ресторатора, директора ТОО "Пять звезд" Мухтара Тойбазарова.
- Насколько город Усть-Каменогорск интересен для туристов?
- Здесь нет такого историко-познавательного туризма, как, к примеру, в городе Семей, плюс большая концентрация промышленных предприятий. Концептуально мы видим город Усть-Каменогорск центром гастрономического туризма. В Усть-Каменогорске много ресторанов с отличной, иногда даже неповторимой, кухней. 15-го октября на кулинарном поединке лучших шеф-поваров и ресторанов Казахстана - «ШЕФ BATTLE 2017» шеф-повар усть-каменогорского ресторана «Аджика» занял 2-место.
Это показатель высокого уровня ресторанного бизнеса города. Проведение фуд-фестивалей, гастротуров, гастрономических конкурсов с участием Ассоциации шеф-поваров Казахстана сформирует ядро турпродукта города - гастрономический туризм. Зимой необходимо позиционировать и приспособить Усть-Каменогорск как центр горнолыжного туризма области. Рядом с городом расположены горнолыжные комплексы Алтайские Альпы, Нуртау, Алтайские барсы. Алтайские Альпы входят в «топ - 10 популярных горнолыжных курортов СНГ» согласно рейтингу агентства ТурСтат. К 300-летнему юбилею города Усть-Каменогорска в Левобережном комплексе начата реализация проекта «старый город».
Воссоздание домов XIX века, принадлежавших зажиточным представителям разных национальностей, а также пожарного депо, церквушки, школы, мечети и медресе, торговой площади с лавками, в которых будет торговля местной продукцией. Если администрация "старого города" будет работать в тесном контакте с туроператорами, то это место будет очень популярным среди туристов. Мы должны эффективно пользоваться конкурентными преимуществами и особенностями областного центра.
- Что именно сейчас необходимо сделать для этого?
- Есть системные проблемы, замедляющие развитие туризма в городе, но решаются они на республиканском уровне - в Правительстве и Парламенте страны. Это упрощение процедуры оформления казахстанских виз, регистрации и учета иностранных граждан, долгосрочное кредитование и субсидирование, создание действительно привлекательных условий для инвестора. Данные задачи не реализуются за один день или на одном совещании. Сейчас мы совместно с Национальной палатой предпринимателей ведем результативную работу по этим долгосрочным задачам. Думаю, что через год мы увидим первые значительные результаты.
Вместе с тем, для власти города и бизнеса есть задачи, которые необходимо выполнить, чтобы получить результат - реальное развитие туризма. Первое, сделать город максимально комфортным для туриста, построить так называемую «мягкую инфраструктуру». Что это значит? Турист должен легко ориентироваться в городе и не иметь трудностей с доступом к информации. Для этого нужны указатели туристских объектов, современные карты на остановках для удобного ориентирования, карта города с перечнем услуг и турпродуктов.
Также необходим туристский информационный центр, где можно получить информационную и методическую помощь. Там же можно открыть центр продажи сувенирной продукции местных ремесленников. Единую авиа, железнодорожную, автобусную кассу и, к примеру, пункт обмена валюты по самому выгодному курсу. Места прибытия тоже должны быть максимально ориентированы на туристов.
Второе, организовать удобную логистику. Это стыковочные авиа, железнодорожные, автобусные рейсы на туры выходного дня. Ведь кто наши клиенты? Это не только восточно-казахстанцы, но и жители городов Астаны, Алматы, Павлодара, Новосибирска, Барнаула, а также близлежащих городов КНР. Мы должны организовать логистику так, чтобы туристы из этих городов могли приехать в пятницу вечером, провести два незабываемых дня, и к понедельнику уже быть дома.
Третье, надо развивать инфраструктуру. Инфраструктура – важная составляющая индустрии туризма. Есть даже такое понятие как "инфраструктура туризма". Я знаю, что сейчас ведутся строительные работы по проспекту Сатпаева от улицы Жибек Жолы до проспекта К. Маркса протяженностью 3,5 километра. Автомобильная дорога будет расширена до трех полос движения с каждой стороны, предусмотрят велодорожку. Меняется покрытие асфальта протяженностью 6 километров от аэропорта до микрорайона «Прохладная». Так же, необходимо следить за качеством канализационных сетей, своевременной уборкой снега и мусора. В результате таких работ повышается удобство и комфорт передвижения по городу. Поэтому работы по улучшению городской инфраструктуры должны всегда оставаться в приоритете.
Четвертое, туроператорам, базам отдыха, отелям и ресторанам необходимо сесть за стол переговоров и создать привлекательные турпакеты для туристов.
Как вы поняли, для формирования города, как центра туристского кластера, популярного среди туристов, необходима предметная и кропотливая совместная работа бизнеса и власти.
Пока с этим у нас проблем нет. Результат работы Акимата и бизнеса должен быть очевиден - это комфортная для туриста зона отдыха.
- Спасибо Вам за интереснейший разговор. Пусть реализуются все планы, и наш край, и областной центр будут встречать сотни и тысячи гостей из разных городов и стран!
- Спасибо! Будем вместе упорно трудиться для достижения этой цели!
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1661678-direktor-turistskoy-associacii-vko-r/