Как в Казахстане решают проблему с питьевой водой?
Опубликовано:
Ежегодно на решение проблем по доступу к качественной питьевой воде выделяются огромные суммы.
Но ученые говорят, что в водном хозяйстве страны – настоящая неразбериха, и не понимают, куда были использованы огромные суммы, выделенные на программу “Питьевые воды”. Та же участь может постигнуть еще сотни миллиардов тенге, которые собираются выделить на проект “Ак-булак”. Полная неразбериха
В ауле Алматинской области мы видели, как люди пьют воду из одного озера с овцами. Жители Астаны каждый месяц вынуждены выделять из семейного бюджета в среднем по пять тысяч тенге на покупку питьевой воды. В Алматы почти в центре города до сих пор люди бегают с ведрами к колонкам. А тем временем мы ежегодно слышим о выделении огромных средств на решение проблемы питьевой воды. Вот и на днях министр финансов РК Болат Жамишев сообщил, что финансирование отраслевой водной программы “Ак-Булак” на 2011 год увеличено аж до 70,5 млрд. тенге.
Это уже традиция – выделять огромные суммы из бюджета на воду. Эти деньги вроде осваиваются, а проблемы почему-то не исчезают. Наоборот, их с каждым годом все больше! Всплывают интересные факты: дескать, прежние водные программы, выкачавшие из бюджета миллиарды тенге, можно считать… неудачными. Зреют новые “проекты”. Ученые, которых, как выяснилось, оставили в стороне от решения водных проблем, считают, что и новые программы обречены, если не принять радикальных мер. Директор Института гидрогеологии и геоэкологии, почетный разведчик недр РК Алишер САТПАЕВ убежден, что в водном хозяйстве страны творится настоящая неразбериха:
Мы даже точно не знаем, сколько воды в республике потребляется. Вся информация разобщена среди различных органов. Хотя большие деньги выделяются, но хозяйственники сами решают их судьбу, с учеными даже не советуются
– Мы даже точно не знаем, сколько воды в республике потребляется. Вся информация разобщена среди различных органов. Хотя большие деньги выделяются, но хозяйственники сами решают их судьбу, с учеными даже не советуются… Миллиарды уплыли – проблемы остались… – На самом деле воды в Казахстане предостаточно. Но чистые термальные и обычные пресные воды годами у нас изливаются в никуда, в пустыню. И никому дела нет, – говорит Алишер Сатпаев. – Зато программы одна за другой идут. Была программа “Питьевые воды”, и она показала свою несостоятельность. Ведь прежде, чем приступать к таким проектам и осваивать огромные деньги, надо вопрос изучить. Постараться сберечь каждый тенге налогоплательщика. Но это не делается. Элементарно надо знать, куда и откуда требуется поставлять воду. А не просто принять решение кинуть трубопровод, а потом гадать, где же источник воды. Так уже было. В Мангистау всю разводящую сеть построили, а источника нет. Он находится ниже. В Алматинской области та же история. В Акмолинской области в районе Степняка поставили насосы, а вода – ниже. Почему так произошло? Ученых не было там, чиновники сами решали, как и что делать. К подрядчикам, выполнявшим эти работы, тоже много вопросов. Ведь понятно, что без коррупции там не обошлось. И надо финполу провести проверку всей этой огромной программы. Почему деньги налогоплательщиков должны вот так “испаряться”? Программа завершилась, а мы узнаем, что до сих пор 1700 сел и аулов не имеют доступа к нормальной питьевой воде. Как это понимать? Но не успела закончиться одна программа, обошедшаяся населению в 335 миллиардов тенге, хотя изначально речь шла о том, что “Питьевые воды” будут в три раза дешевле(!), как стартует очередная программа. И она по масштабам финансирования обещает быть еще более внушительной… Что засекретили чиновники?Каково же было наше удивление, когда ученые ведущего института в стране, занимающегося водными проблемами, сообщили, что даже не знают, о чем будет программа “Ак-Булак”, на которую выделят сотни миллиардов тенге! – Мы не видели эту программу. Только деньги озвучили, и все, – продолжает Алишер Сатпаев. – Так не должно быть. Выпустите брошюру, в которой четко будет прописано, сколько денег и на что выделено. Нужен всенародный контроль. Если вся информация под сукном лежит и каждый год передергивается, что же это за программа такая? Плюс говорят, что будут привлечены местные бюджеты и даже деньги предпринимателей. Опять какая-то мешанина. Программа должна быть представлена на экспертизу, и лишь после надо вести разговор о выделении денег. У нас же все наоборот. Сначала деньги дают, а потом программу начинают выдумывать!
Почему у нас не публикуются ежегодные бюллетени о степени загрязнения вод? Потому что это опасно. Населению лучше не знать всей правды. Поэтому-то в Караганде открываешь кран, а там червяк…
Регионы: кому бром, кому хром…
– Это нонсенс, но до сих пор в большинстве регионов Казахстана пригодная для потребления вода людям не доступна, – поясняет Алишер Сатпаев. – Загрязнены все поверхностные источники воды. Поэтому речи об использовании их для питья быть не может. А ведь есть подземные воды, но о них как будто забыли. Это конкретные проекты, которые чиновниками не рассматриваются. В Кызылорде до сих пор пьют воду из Сырдарьи. Мы сейчас ведем разведку Кызылжарминского месторождения подземных вод, а оплаты за свою работу не видим. Такое впечатление, что кто-то специально тормозит все начинания, чтобы люди продолжали пить грязную воду. В Усть-Каменогорске очень тяжелая ситуация, вода загрязнена. Павлодар пьет речную воду. Хотя рядом артезианский бассейн! А ведь в Иртыш идут промышленные сбросы. В Костанае – похожая ситуация, население пьет воду из Тобола. Чистой ее не назовешь – это промышленный город. В Петропавловске и близлежащих населенных пунктах – вообще плохая ситуация. В советское время были построены водоводы, снабжавшие села. Все развалилось, разворовано, и теперь неизвестно, кто какую воду пьет. Но этот вопрос можно было бы решить, подав воду из тех же источников с Прииртышья. Питьевая вода в Актау, Атырау – до сих пор большая головная боль. Берут воду из волжского водовода. Нужны опреснительные установки. Хотя рядом в междуречье Волги и Урала, скорее всего, лежат подземные воды, но из-за того, что там были военные объекты, гидрогеологические расследования не проводились. А сейчас-то можно снять проблему целого региона! Но опять же никто этим не желает заниматься. Страшная ситуация в Актобе. Там шестивалентный хром в воде. Десятки превышений предельно допустимых концентраций по бору. Очистные сооружения не дают защиты.
Страшная ситуация в Актобе. Там шестивалентный хром в воде. Десятки превышений предельно допустимых концентраций по бору. Очистные сооружения не дают защиты
Алматы: источники раздали в частные рукиНо проблемы не только в регионах – без воды может остаться крупнейший город страны – Алматы. – Лишь спустя годы вскрываются вопиющие факты, что в частную собственность были переданы скважины в Алматы, – возмущается Алишер Сатпаев. – Это недопустимо. Источники имеют стратегическое значение для города. Надо аннулировать факты передачи. О каких компенсациях за эти участки может идти речь? А речь идет. Эти скважины не были бесхозными, они сидели на балансе города. Я сам лично объезжал все эти источники и был шокирован, когда их передали частникам. Что делать, если город останется без воды? Нижняя часть Алматы уже несколько лет пьет грязную воду, но об этом не говорят. Ведь для решения вопроса надо вкладывать деньги – это вам не продажа участков с водоносными источниками за миллионы. Под Алматы – три водоносных горизонта, то есть вода залегает на трех уровнях. Первый слой, который сегодня используют для питья, находится на уровне 100–150 метров. Но он уже загрязнен. Еще в 70-е годы давались рекомендации, чтобы водоснабжение Алматы перевести на второй и третий горизонты подземных вод, находящиеся на глубине от 200 до 500 метров. Нужно было перебурить скважины, чтобы обезопасить население от кишечной палочки. Из-за распада СССР работа была свернута. И до сих пор этот вопрос не решен… Астана: скважины закрыты, ликвидированы
Жители столицы пьют воду из водохранилища на реке Ишим – еще с советских времен. Для Целинограда этого источника хватало. Но сегодня население выросло в разы…
– Пора уже задуматься о том, чтобы задействовать большой артезианский бассейн, который расположен поблизости, – убежден Алишер Сатпаев. – Раньше на его базе проводилось орошение сотен тысяч гектаров. Сейчас все распалось, вода остается невостребованной. Скважины закрыты, ликвидированы. Эту воду можно подавать по трубам и в Астану, и в близлежащие населенные пункты. Вода чистейшая, с глубины до тысячи метров. Идеальная минерализация, запасы подсчитаны. Но проект не реализуется. Хотя мы давно говорим об этом. В Астане люди давно не пьют воду из крана. Она не отвечает многим требованиям! Люди вынуждены покупать бутилированную воду. Почему? Ведь под боком есть такой источник! P.S. Новая водная программа “Ак-Булак” будет стоить нам, налогоплательщикам, сотни миллиардов. Решит ли она проблемы, перечисленные учеными?
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/167683-kak-v-kazahstane-reshayut-problemu-s-pitevoj-vodoj/