"Нас будто нет": как выживают люди в поселке-призраке в Карагандинской области
Опубликовано:
В 25 км от Караганды расположился некогда цветущий рабочий поселок Сарань РТИ, построенный в советское время для работников завода резинотехнических изделий. После развала союза завод закрыли, а поселок постепенно опустел, превратившись в больную мозоль местных жителей, потерявших всякую надежду на лучшую жизнь, передает NUR.KZ.
Завод РТИ при поселке был сдан в эксплуатацию 30 декабря 1974 года, и следующие 20 лет предприятие было первым в стране по выпуску резинотехнических изделий. В советское время продукция даже экспортировалась в Венгрию, Гвинею, Лаос, Ливию, Монголию, Никарагуа, Эфиопию и на Кубу.
В те годы при заводе был построен рабочий поселок в составе 3 микрорайонов, где жили 25 тысяч человек.
Жизнь в местности кипела. Здесь было все: магазины, больницы, школы, аптеки и даже кинотеатр, а для того, чтобы получить заветные ключи от квартир в Сарань РТИ, некоторые годами ждали очереди.
После развала СССР в 1994 году было объявлено о банкротстве предприятия, а в поселке начались перебои с водой и электроснабжением. Постепенно жители, потеряв всякую надежду на лучшее, вынужденно оставляли свои дома.
В настоящее время в Сарань РТИ находится 106 пустующих многоэтажек, 23 из них восстановлению не подлежат.
Из 25 тысяч человек на сегодня в местности остались около двух тысяч. Все вместе они занимают всего четыре пятиэтажки, которые соседствует с "разбитками" - так здесь называют разрушенные дома, в которых когда-то кипела жизнь.
Таксист из Караганды Сагынтай приезжает в поселок РТИ часто. Говорит, что каждый раз, когда въезжает сюда, ему обидно за всех людей, вынужденных жить в сложных условиях.
«Обидно, что народ тут сам по себе живет, сам выживает. Сколько лет уже стоят эти дома разрушенные, сколько несчастных случаев произошло, сколько кричат люди о помощи, а их никто не слышит. Мне кажется, что в 21 веке в независимом государстве люди не должны жить по соседству с разрухой, мусором и холодом».
Болархан - оралманка, она вернулась на свою историческую родину несколько лет назад из Узбекистана. Ее вместе с детьми поселили в одной из местных квартир.
«Только недавно получила документы о собственности квартиры. Ждала несколько лет. Не жалуюсь. И на этом спасибо. Да, есть проблемы, их очень много, но жить тут можно. А куда нам деваться? В Сарани или Караганде квартиры стоят дорого, многие не могут себе их позволить, а тут хоть крыша над головой есть, и она своя. Плохо только то, что зимой мы мерзнем, часто приходится спать в верхней одежде».
По словам жителей, в котельной, благодаря которой обогреваются несколько жилых домов, работники то и дело забывают о своих прямых обязанностях, уходя в алкогольный запой. Сам же местный котельщик отказался что-либо комментировать по этому поводу.
На холод жалуется и пенсионер Ермек. По словам мужчины, дома плохо отапливаются, из-за чего жители часто болеют.
«Мы сюда из другого поселка переехали много лет назад. Жилье тут стоит дешево - за 1 миллион тенге можно купить двух-трехкомнатную квартиру. Вот мы и купили, на большее средств у нас нет.
В квартире у нас сырость, дышать невозможно. Когда ударили морозы, были ощущения, что мы живем в нежилом помещении. Мы спали в верхней одежде. Супруга моя уже месяц лежит в больнице, а у меня тоже много проблем. Ночью темно очень, страшно выходить на улицу. Кто-то утащит тебя в эти разрушенные дома, так никто тебя и не найдет потом. Вот так вот живем из года в год вообще никому не нужные. И поселок забыт, и мы забыты. Нас будто нет».
Три микрорайона многоэтажек без окон, дверей, полов и лестниц стоят, как болезненное напоминание о хорошей былой жизни. Куски обоев, детали телевизора, фрагменты кафеля - все, что осталось от прежних хозяев этих жилищ. В некоторых заброшенных домах опасно находиться, поскольку местами в них проваливаются пол, крыша и стены.
Трудно поверить, но так выглядит подъезд с жилыми квартирами.
Юрий поселился в РТИ недавно. Квартиру ему дал акимат. Мужчину жизнь в заброшенном поселке устраивает.
«Если не брать в расчет все эти заброшенные здания, то, в целом, жить тут можно. Автобус до Сарани едет исправно, до Караганды тоже можно доехать минут за 40, а если есть своя машина, то еще быстрее. В магазинах все нужное есть, такси сюда едет, скорая тоже. Конечно, мы были бы очень рады, если район начали бы восстанавливать, да только не верится в это. Это как мечта для нас несбыточная».
Магазинов в местности всего два. Ассортимент, конечно, скудный, но все необходимое есть.
В 2013 году власти города Сарань заявляли о том, что поселок РТИ будут возрождать, а дома восстановят за счет бюджета и заселят. Но прошло пять лет, а изменений нет.
На детские площадки без слез не взглянешь. Играть детям негде, поэтому они бегают по разрушенным домам. Следствием таких игр не редко бывают несчастные случаи.
Школьник Дима говорит, что мечтает уехать из РТИ, когда станет взрослым.
«Хочу переехать в Майкудук в Караганду, где вырос Головкин. Там хорошо, есть много площадок, детей больше. Мне тут скучно, играть негде. Родители запрещают нам бегать на "разбитках", но мы тайком все равно в них играем. Играем в прятки, придумываем какие-нибудь догонялки, прыгаем по крышам и балконам. Однажды один мой знакомый мальчик неудачно упал с высоты и теперь сидит в инвалидной коляске. После этого случая я стал осторожнее».
Играть в "разбитках" любят не только дети. Отсутствие людей и большое количество заброшенных построек привлекает любителей страйкбола и пейнтбола, а также роуп-джампинга. Также тут часто проводят фотосессии.
Жители этого забытого поселка делятся на три типа: те, кто мечтают уехать; те, кто смирились с жизнью в глуши; те, кто все еще верят в светлое будущее РТИ. И лишь время покажет, сможет ли в это заброшенное место снова вернуться жизнь.
Журналист: Алтын Ныгман
Фото: Анель Апи
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1722521-nas-budto-net-kak-vyzivaut-ludi-v-poselke-prizrake-v-karagandinskoj-oblasti/