Учебный самолет Як-130 превзошел сверхзвуковой истребитель
Опубликовано:
Международная авиационная федерация (Fédération Aéronautique Internationale, FAI) официально зарегистрировала серию мировых рекордов, которые ставили на самолете Як-130 летчики-испытатели российской корпорации «Иркут». Дипломы FAI были вручены пилотам Олегу Кононенко, Олегу Мутовину, Андрею Воропаеву и Василию Севастьянову в марте 2018 г.
Как известно, FAI регистрирует не только абсолютные мировые достижения, но и рекорды, установленные в отдельных категориях летательных аппаратов. Учебно-боевой Як-130 относится к классу C-1f - серийные турбореактивные самолеты наземного базирования с взлетной массой от 6000 до 9000 кг.
На этой машине было установлено девять мировых рекордов скороподъемности на различные высоты с полезной нагрузкой и без нее.
На высоты 6000 м и 9000 м Як-130 без груза поднялся, соответственно, за 102 и 164 секунды. При этом были побиты рекорды американского стратегического самолета-разведчика U-2C. Он имеет высокое аэродинамическое качество, что обеспечивает отличную скороподъемность и уникальную «летучесть» на большой высоте. Однако в отличие от Як-130 этот самолет поднимает на большую высоту только сам себя – полезная нагрузка U-2C мизерная.
Между тем, Як-130 в одном из рекордных полетов поднял 2000 кг на высоту 9000 м за 4 минуты 43 секунды. Интересно, что в качестве нагрузки выступали учебные авиационные бомбы, которые относятся к штатному вооружению российского самолета. Помимо них, Як-130 может нести до трех тонн вооружения, среди которого управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и высокоточные управляемые бомбы.
Выполняя полеты на скороподъемность, Як-130 обновил рекорд по подъему груза на высоту 2000 м, который был установлен на советском истребителе МиГ-21.
Уникальность Як-130 в том и состоит, что он способен опередить и специализированный высотный самолет, и истребитель.
Бывший главный конструктор Як-130, а ныне Вице-президент корпорации «Иркут» по разработке авиационной техники – директор Инженерного центра им. А.С.Яковлева Константин Попович подчеркивает, что рекордные полеты выполнял самолет, имеющий серийную конфигурацию. Специально для рекордов Як-130 не дорабатывался.
«Высокие тяговооруженность и скороподъемность, способность летать на больших углах атаки, отличная управляемость – это те качества, которые закладывались при проектировании Як-130», – говорит Константин Попович. По его словам, рекорды доказывают, что самолет способен летать на режимах, близких к современным истребителям. Именно это делает «сто тридцатку» идеальным самолетом для подготовки пилотов для истребителей поколения «4+» и «5», в том числе, сверхманевренных боевых машин.
Собственно, появление у ведущих авиационных держав таких истребителей (например, Су-30СМ) стимулировало создание учебных самолетов нового поколения. Як-130 стал первым из них. По числу поставленных самолетов – порядка 150 – он в два раза опережает ближайшего конкурента – итальянский M-346.
Важное конкурентное преимущество Як-130 – возможность использования его в качестве боевого самолета для борьбы с новыми угрозами, например, с террористическими группировками или с беспилотными летательными аппаратами. Интенсивно отрабатывают на Як-130 боевые задачи белорусские летчики. Минск уже закупил 8 самолетов и планирует наращивать их парк.
Отметим, что Беларусь, входящая вместе с Казахстаном, Россией и Арменией в Организацию договора о коллективной безопасности, закупает Як-130 напрямую у производителя без посредников. Аналогичным образом корпорация «Иркут» поставляет истребители Су-30СМ Министерству обороны Казахстана.
Еще одно достоинство Як-130 состоит в том, что он поставляется в составе учебно-тренировочного комплекса подготовки лётного состава вместе с учебными классами и различными тренажерами. В перспективе в состав этого комплекса войдет самолет первоначального обучения Як-152, который проходит летные испытания. Это позволит завершить создание комплекса, который позволит готовить пилотов боевых самолетов с нуля до высшего пилотажа и применения высокоточного оружия.
Самолет Як-130 хорошо знаком летчикам Сил воздушной обороны Казахстана. В 2016 г. машина участвовала в выставке KADEX, продемонстрировав эффектный пилотаж. Тогда же серию полетов на Як-130 провели наши военные пилоты, которые дали самолету высокую оценку.
*На правах PR.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1732833-ucebnyj-samolet-ak-130-prevzosel-sverhzvukovoj-istrebitel/