Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Цифровой ликбез: в Казахстане стартовали курсы по повышению цифровой грамотности

Опубликовано:

Общение в мессенджере, онлайн платежи, электронные услуги – все это становится частью повседневных дел современного человека. Если поколения Z и Y являются цифровыми по умолчанию, поколение X тоже находится на волне новых технологий, то что делать тем, кто жил раньше, чем появились телевизоры «Север-3»? Речь идет о людях пенсионного возраста и тех, кто не только боится «не туда нажать», но и не знает для чего нужен онлайн-банкинг или ключ ЭЦП и как они упрощают жизнь.

Цифровой ликбез: в Казахстане стартовали курсы по повышению цифровой грамотности

Цифровизация, интенсивно вошедшая в жизнь казахстанцев с принятием государственной программы «Цифровой Казахстан», создает новую модель экономики, в которой оцифрованы не только базовые отрасли и бизнес, но и вся жизнь общества. Например, портал электронного правительства (eGov) работает для того, чтобы граждане имели быстрый доступ к личным документам и государственным услугам. А это 235 услуг и сервисов (подача заявлений, получение справок, лицензий, постановка на учет, регистрация и другие операции). Государственные органы также переводят свою работу в электронный формат, избавляясь от бумажного документооборота. Банки, почта, службы такси, правительство работают по новому формату. Но не все умеют этим пользоваться. Чтобы механизм новой цифровой экономики пришел в движение, люди должны быть вовлечены в цифровизацию и сами создавать спрос на нее. Для этого необходимо обучить население по-новому пользоваться привычными услугами.

Ликбе́з (ликвидация безграмотности у населения) — так в Советском союзе называлось массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму. В переносном смысле — обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.

Цифровое время требует нового ликбеза – а именно, повышения уровня цифровой грамотности у населения. Для ускоренного перехода на цифровую экономику, использования технологий в профессиональной деятельности и повседневной жизни создан ряд мероприятий по развитию человеческого капитала.

С 1 июня по 31 августа текущего года в каждом регионе Казахстана (в районных центрах, селах и поселках) проходят курсы по обучению населения базовым навыкам цифровой грамотности. Учебные курсы предоставляются бесплатно для всех желающих повысить свою компетенцию по одному, либо четырем навыкам:

1. «Базовые цифровые навыки». Они включают в себя уверенное использование персонального компьютера и ноутбука, мобильных устройств, сети Интернет, а также затрагивают темы безопасности и защиты данных.

2. «Электронное правительство и электронные государственные услуги». Тема охватывает навыки работы с порталом электронного правительства, включающие в себя получение необходимых электронных государственных услуг онлайн, не выходя из дома.

3. «Открытое правительство». Обучение данной теме включает в себя навыки использования четырех компонентов портала открытого правительства: открытые данные, открытые нормативно-правовые акты, открытый диалог и бюджеты.

4. «Электронная торговля». Обучающий блок включает в себя навыки приобретения, продажи и продвижения товаров и услуг онлайн.

Обучение проходит на базе школ, колледжей и библиотек. По всему Казахстану задействовано 2 729 учреждений, в которых проходят курсы. К примеру, Акмолинская область имеет самый большой охват, там задействовано 497 школ и учреждений.

Все 4 компетенции цифровой грамотности можно изучить за 1-2 дня, в зависимости от графика и успеваемости группы. Многие изучают один навык, через время другой. За первую неделю цифровой грамотности обучились более 140 тысяч казахстанцев. Среди них много пенсионеров и учителей тех школ, в которых проходят курсы. К примеру, в школе-лицей № 15 г. Астаны в классе из 15 человек, половина обучающихся – люди пожилого возраста. Для многих из них занятия – повод не скучать дома и наконец научиться базовым компьютерным навыкам, чтобы не беспокоить внуков по этому поводу.

Цифровой ликбез: в Казахстане стартовали курсы по повышению цифровой грамотности

«Я пришла на курсы чтобы не зависеть от детей. Все время прошу их включить мне то или другое, найти продолжение фильма, которое начала смотреть по телевизору. Они меня пытались научить, но я не придавала этому значения. В наше время ведь этого не было. На курсах хочу поучиться базовым цифровым навыкам. Например, мне кино надо какое-то найти, концерт посмотреть или новости послушать...чисто пенсионерское», -Гульсара, 81 год, пенсионерка.

Забавно, что даже «чисто пенсионерское» теперь требует навыков навигации по Youtube и Google. Помимо базовых умений наибольшим спросом среди населения пользуются навыки работы с порталом eGov.

Цифровой ликбез: в Казахстане стартовали курсы по повышению цифровой грамотности

«Портал eGov я пробовала освоить 2 года назад. Внук был на очереди в детский сад, и я хотела узнать его номер в списке. Тогда у меня возникли трудности. Сейчас мне намного легче. Когда интернет знаешь все легче. Удобнее всего получать такие услуги, как платеж за коммунальные услуги и получение справок. Полученные навыки я буду применять не только для личных целей, но и для работы», - (в сфере образования активно используют информационные системы, например, электронный дневник «Күнделік» (Примеч. ред.)). Сеитова Гульнара, 57 лет, учитель английского языка.

Навыки покупки товаров в интернете многие пользователи получают самостоятельно. Важно, каким был их опыт взаимодействия с интернет-магазинами. По словам обучающихся, сложности доставляет процесс оформления товара, когда интернет-магазин требует долгой регистрации. Поэтому, чем понятнее UX-дизайн сайта (англ. User eXperience или опыт взаимодействия), тем выгоднее для самого интернет-магазина. Еще один барьер, который сложно преодолеть взрослому поколению – безналичный платеж. На курсах по цифровой грамотности как раз и объясняют, как проводить платеж в интернете безопасно и быстро.

«Как человек советской закалки раньше я не доверяла сайтам номер банковской карты. Но сейчас же все прозрачно, платеж подтверждаешь через смс-код, а в конце приходит смс-уведомление. Я уже перешла барьер, когда было недоверие. Сейчас покупаю ЖД билеты онлайн. Это красота. Не нужно стоять по 2 часа в очереди и просить удобное место у кассира. Сейчас ты сам выбираешь, не выходя из дома», - Сеитова Гульнара, 57 лет, учитель английского языка.

Цифровой ликбез: в Казахстане стартовали курсы по повышению цифровой грамотности

Потраченное время на курсы сократит в будущем время, затрачиваемое в очередях. «Сейчас все в электронном режиме, мы научимся и не надо будет в очереди стоять», – заявил один из участников курса.

Цифровой ликбез: в Казахстане стартовали курсы по повышению цифровой грамотности

«Мне позвонили и рассказали о курсах. Я конечно же согласилась, а где ты этому еще научишься? Времени самостоятельно учиться нет, а так вырвал на курсы несколько часов. Объясняют легко и доступно. Бегать чтобы справку взять (адресную) не нужно. Сейчас очень удобно будет, явно ходить никуда не буду. Самое полезное – это как услуги использовать и смотреть модные новинки в одежде. Это лучше, чем сидеть дома и ничего не знать», - Шевченко Любовь, 66 лет, пенсионерка.

Цифровой ликбез: в Казахстане стартовали курсы по повышению цифровой грамотности

По словам тренера, обучающиеся приходят на курсы воодушевленными. Для тех, кому обучение дается сложно тренер находит время для индивидуальных занятий. Учебная программа рассчитана на теоретическое объяснение и практику.

Цифровой ликбез: в Казахстане стартовали курсы по повышению цифровой грамотности

«Это полезно, а главное, у населения есть спрос. Бывает, что на работе учителя просят меня показать что-то, поэтому сейчас они приходят обучение одновременно с населением. По возможности можно составить гибкий график, как удобно группе. Мы не обязательно сидим с утра до вечера. К примеру, обучение работе с eGov заняло 2 часа. Сегодня я объясняю на живом примере, как создается подача заявки ЭЦП, а завтра мы перейдем к электронным услугам», - Эльвира Канатовна, тренер и учитель информатики, школа-лицей №15 г. Астаны.

Курсы по обучению навыкам цифровой грамотности успешно стартовали во всех регионах Казахстана. Согласно данным Комитета по статистике уровень цифровой грамотности населения за 2017 год составлял – 77,1%. Для достижения показателей в 78,5% уровня цифровой грамотности по стране, базовым компетенциям необходимо обучить население в количестве до 500 тыс. человек.

Подробнее о датах и местах проведения курсов по всем регионам Казахстана можно узнать по номеру 1414 (звонок бесплатный).

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1738371-cifrovoj-likbez-v-kazahstane-startovali-kursy-po-povyseniu-cifrovoj-gramotnosti/