Как казахстанец основал стартап, который купили создатели Pokemon Go
Опубликовано:
Недавно в Казахстане появился новый герой – сооснователь стартапа Matrix Mill Данияр Турмухамбетов. Новость о том, что создатели Pokеmon Go всерьез заинтересовались и даже приобрели его стартап, разлетелась по стране в считанные секунды. Через что прошел казахстанец, о чем мечтал в детстве и кому обязан своим настоящим.
Данияр, скажите, пожалуйста, то, что недавно компания Niantic приобрела вашу технологию – было вашей целью или это стечение обстоятельств?
Сложно ответить однозначно на этот вопрос. Этому предшествовало много событий и способствовало много факторов. Основой всего является наша долгая научная работа в University College London (UCL). Когда разрабатывался наш проект, мы не задумывались о том, в какой области он окажется наиболее применимым. Просто знали, что наши разработки являются самыми передовыми на сегодняшний день. И то, что Niantic приобрел нашу компанию, подтверждает это.
Знаете, я с детства был любознательным и мне всегда хотелось докопаться до сути вещей. Это стремление я не утратил и сейчас. Может быть, именно оно привело меня к моему сегодняшнему настоящему.
Получается, вы c детства определили путь, по которому хотели развиваться?
Не совсем. И на самом деле это долгая история.
У нас достаточно времени, чтобы послушать ее. Расскажите о вашей жизни, вплоть до настоящего момента: в какие игры любили играть, чем интересовались в школе и в какой ВУЗ поступили?
Конечно же, я предпочитал компьютерные игры. Мой первый компьютер мне подарили в 11 лет – редкость по тем временам. Вообще, какое-то время играл в шахматы и даже имел 3 разряд. Однако понял, что начинать нужно было раньше, поэтому это дело оставил. Занимался настольным теннисом, но это было не серьезно.
Так вот, мой первый компьютер открыл для меня новый виртуальный мир. И со временем, играть в игры стало не так интересно. Мне захотелось большего: понять, как они работают. Вы же знаете, как дети разбирают машинку на детали. Так и я хотел сделать это с играми, а потом попытаться воссоздать их заново. Это был своего рода азарт. Тогда не было никаких кружков или клубов для маленьких разработчиков (смеется). Да мне и не нужно было. Достаточно компьютера с доступом в интернет для изучения языков программирования и скачивания нужных учебников.
Во время обучения в школе, я про это дело немного забыл, так как начал серьезно увлекаться математикой. Понимаете, нужно было выбирать между математикой и программированием, и я выбрал первое. На то была вполне резонная причина: мой папа – математик, кандидат физико-математических наук. Он окончил МГУ им. Ломоносова, и мне казалось, что у него я смогу многому научиться. Я был участником республиканских олимпиад – мне нравилось решать сложные задачи. Но в какой-то момент я задумался: будучи математиком, ты тратишь всю свою жизнь на то, чтобы доказать какую-то теорему. Но попытки бывают тщетны. И ты по новой включаешься в процесс, а для этого нужна истинная страсть к предмету.
Ближе к окончанию КТЛ, я понял, что компьютерные науки для меня представляют больший интерес. То есть, я нашел свою «страсть». Ею стало создание чего-то нового, что действительно работало бы и приносило пользу здесь и сейчас.
Так, набрав 112 баллов на ЕНТ, с золотой медалью я поступил в КБТУ на специальность «Информационные системы». В том же году, выиграл грант на обучение в университете Tsinghua в Пекине. Это послужило хорошей базой для меня, так как этот университет является топовым в области компьютерных наук. Завершив четырехгодичный курс бакалавриата, я вернулся в Алматы и год работал в Международном университете информационных технологий. Далее, поступил в магистратуру в UCL, и там же получил степень PhD, но уже обучался на гранте. После, занимался научными исследованиями.
Вскоре началась новая глава в моей жизни – мы с коллегами основали «Matrix Mill». Я благодарен судьбе за единомышленников. Мы вместе сделали невозможное возможным.
Расскажите о вашей команде. Как вы нашли друг друга?
Команда основателей состоит из 3 человек. Самый старший из нас – Габриель, ассоциированный профессор в UCL. Он был моим супервайзером во время обучения в магистратуре. После защиты PhD я еще полтора года работал в UCL в должности научного сотрудника под его руководством. К нам также присоединился Майкл, с которым у нас разница в защите диссертаций PhD была в один день. Такая получилась команда основателей-единомышленников. Позже к нам присоединился Арон и консультанты Клеман и Ойсин, коллеги из UCL. Хочу отметить, что сегодня мы не просто коллеги, а еще и друзья, которые «болеют» за общее дело.
А можете объяснить так, чтобы гуманитарии тоже поняли, что представляет из себя ваша совместная разработка?
Давайте попробую (улыбается). Объясню в контексте смартфона. Наверняка все слышали о дополненной реальности хотя бы потому, что существует такая игра, как Pokеmon Go. Да, благодаря камере в телефоне вы можете видеть виртуального персонажа, но он просто «висит в воздухе». Почему? Потому что, на самом деле, ваш телефон понятия не имеет какое трехмерное окружение вокруг вас. То есть, если человек проходит мимо покемона, в какой-то момент он должен его загородить. Или между вами и персонажем расположен какой-то массивный объект. Значит, покемон должен выглядывать из-за него. Но в обоих случаях персонаж продолжает висеть в воздухе. Это та самая проблема, которую наш концепт призван решить.
Наша технология представляет из себя нейронную сеть, распознающую разные объекты в рамках 3D окружения, что очень важно для реализма дополненной реальности.
Каким образом Niantic узнали о вашем продукте?
Видимо сработало правило шести рукопожатий. Мы знали одних людей, они – других, а потом оказалось, что у нас есть общие знакомые. И когда Niantic начали интересоваться, есть ли сегодня на рынке что-нибудь стоящее и имеющее потенциал, эти самые знакомые указали на нас.
Не каждый день один из самых крупных разработчиков в мире покупает стартап, сооснователем которого является казахстанец. Какая реакция у вас была на эту новость?
Это не случилось в один момент. Они не пришли и не заявили: всё, мы покупаем вашу технологию. Нет. Это был долгий процесс, включающий в себя всесторонние переговоры. В них принимали участие мы, компания Niantic и университет. Было достаточное количество юридических нюансов, которые также должны были быть проработаны. И да, это было утомительно, но в то же время приятно: наши маленькие шаги к новому будущему.
Но если вы хотите услышать что-либо, связанное с моими впечатлениями от произошедшего, то мне есть, о чем рассказать. Не так давно в Сан-Франциско прошло пресс-мероприятие, на котором были продемонстрированы технологии и продукты для Niantic. Скажу честно, достойных работ было много. Однако на следующий день почти все публикации журналистов были посвящены именно нашей технологии. Понимание того, что наш труд действительно оценили независимые люди очень вдохновляет. Без прикрас, это большая радость.
Таким образом, Niantic приобрел ваш стартап «Matrix Mill». Что дальше?
На западе есть две причины, почему успешная компания приобретает другую. Первая – компанию купили ради продукта. Вторая – ради команды. Считается, что если команда разработала новую и полезную технологию или продукт, то она достойна того, чтобы стать частью крупной компании и дальше развивать новые технологии.
Я не могу раскрыть все карты и рассказать, что нас ждет. Пока не могу. Скажу лишь одно: теперь мы часть Niantic. И в ближайшее время будем работать над совершенствованием нашей технологии.
А что лично для вас значит, быть частью Niantic?
Эта компания имеет огромный потенциал. Изначально, Niantic была создана внутри корпорации Google, но юридически независимой стала лишь в октябре 2015 года. О чем это говорит? Уже за 3 года она доказала свою состоятельность. У других компаний на это уходит порядка 7 лет.
Основатели Niantic – те самые люди, которые создали Google Maps, Google Earth, Google View и множество других полезных технологических продуктов. Сегодня в их игры Ingress и Pokemon GO играют во всем мире.
И несмотря на то, что Niantic занимает передовые позиции, компания считается молодой и развивающейся. Они функционируют в количестве 200 человек и стать частью этой компании на таком раннем этапе развития – большая честь и гордость. По сути, это исторический момент, и мы не просто наблюдаем, а участвуем. Не побоюсь сказать, что для меня это будет грандиозный опыт, потому что если учиться – то только у лучших.
Данияр, скажите пожалуйста, а представители Niantic были единственными, кто захотел приобрести вашу технологию или были другие заинтересованные лица?
Скажу в целом: у нас были разные пути старта, и мы выбрали лучший. Можно создавать разные крутые технологические продукты и при этом зарабатывать хорошие деньги. Вопрос в другом: а приносят ли они счастье или пользу человечеству?
В этом контексте мне импонирует философия Niantic. Они считают, что технологии разрабатываются для того, чтобы люди занимались чем-то полезным и здоровым. Например, играя в их игры, вы открываете для себя мир в новом контексте. Да, игра виртуальная, но места-то настоящие. Благодаря их технологиям вы познаете реальный мир под другим ракурсом.
Как долго вы работали над вашим проектом, и кто вас поддерживал в моральном плане?
Примерно год мы работали над нашей технологией. Моя поддержка – это семья. Моя жена, родители и сестра – те самые родные люди, у которых я нахожу «пристанище», когда становится сложно. Они меня мотивируют и вдохновляют.
В какой-то мере мой успех – это заслуга родителей, ведь они создали условия, при которых я мог заняться тем, что мне действительно нравится. Спасибо им.
А как вы относитесь к своей внезапной популярности в Казахстане? Ведь о вас сейчас говорят и даже ставят в пример.
Популярность? (смеется). Даже не знаю. Да, люди начали добавляться в друзья на Facebook, журналисты просят рассказать подробности. Все поздравляют и желают удачи. Конечно, приятно, но это не самое главное в жизни. По крайней мере, для меня.
Данияр, что бы вы посоветовали своим соотечественникам – начинающим стартаперам и разработчикам?
В мире много литературы по этому поводу и большинство бросаются изучать ее. Но не стоит принимать эти советы за правила. В первую очередь, вы сами должны разобраться в своих стартапах: кто ваши клиенты, какие проблемы решает ваша разработка, насколько она полезна и многое другое. Усвойте простую истину: стартап растет и развивается по мере количества пользователей, которые готовы платить за вашу разработку.
Кроме того, существует огромное количество технологических компаний с проблемами. Но у них нет ни времени, ни компетентных людей, чтобы эти проблемы решать. Так вот, возьмите это на себя. Если у вас это получится, то вы автоматически становитесь самой желанной командой и к вам, скорее всего, выстроится очередь из клиентов. Да, это рискованно. Но само слово «стартап» априори подразумевает риск.
Ни одна крупная компания не придет к вам и не расскажет, как добиться успеха. У каждого стартапа свой путь. Будет ли ваш путь успешным или провальным – зависит только от вас. Прокладывайте его и не забывайте о правиле шести рукопожатий (улыбается). Ведь никогда не знаешь, что скрывается за поворотом.
Благодарю вас за интересную беседу. Надеюсь, что мы не раз услышим о вас и ваших успехах.
Камилла Рашид
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1742059-kak-kazahstanec-osnoval-startap-kotoryj-kupili-sozdateli-pokemon-go/