Кто встал на рельсы войны против Актюбинского рельсобалочного завода
Опубликовано:
Правоохранительные органы в последние два месяца ведут активную выемку документов на Актюбинском рельсобалочном заводе (АРБЗ). Причем круг запрашиваемых документов все время расширяется. Под угрозой стабильная работа предприятия, а в дальнейшем это может повлечь за собой его остановку. Между тем, это уникальный инновационный завод стоимостью свыше 400 млн долларов, построенный по инициативе президента Казахстана.
Строительство было завершено в кратчайшие сроки - начато в мае 2013 года и уже 6 июня 2016 года подписан акт госэкспертизы. В соответствии с Посланием главы государства, с пуском завода де-факто в РК был создан новый сектор инновационно-индустриальной экономики. Сегодня АРБЗ полностью закрывает потребность железнодорожной отрасли государства в рельсах.
Только один факт говорит о том, насколько выгодно Казахстану иметь собственное предприятие по этому профилю – контрактная цена на рельсы АРБЗ значительно дешевле той, по которой АО «НК «Казахстан темир жолы»» (КТЖ) ранее приобретало их у иностранных поставщиков. Не менее важно, то, что рельсы ТОО «АРБЗ», единственном заводе бывшего СНГ, на ряду со стандартными длинами, выпускаются для нужд КТЖ и 120 метровой длины. Также возможен выпуск рельсов иных категорий качества – для совмещенного скоростного движения, низкотемпературной надежности и т.д. Завод, как инновационный индустриальный проект года, был отмечен высокой наградой – «Алтын Сапа», которая была получена генеральным директором из рук главы государства. А качество рельсовой продукции завода подтверждено сертификатами.
Мы связались с первым заместителем гендиректора предприятия - Маратом Ибрагимовым и попросили его прокомментировать ситуацию.
- Марат Ядыкарович, АРБЗ построен по инициативе президента страны Нурсултана Назарбаева, который дважды посетил ваш завод, а также в рамках телемоста запустил и благословил его работу. И тут такой прессинг со стороны правоохранителей. Что послужило поводом?
- Действительно, ситуация абсурдная. Лично я затрудняюсь судить о том, что именно стало поводом для проводимых проверок. Я оперирую фактами - инвесторы вложили в проект 400 млн долларов. Во время строительства завода финансирование проекта было более, чем прозрачным и проводилось под контролем международного финтехконтролера, которым является международная организация Кови Консалтинг, аккредитованная Банком Развития Казахстана (БРК). В результате мы осуществили полное импортозамещение для стратегически важной отрасли. При этом было создано более 800 рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта, это несколько тысяч. Налоговые отчисления в бюджет с момента ввода завода в эксплуатацию уже превысили 12 млрд тенге. Это с лихвой компенсировало затраты госбюджета на строительство внешней инфраструктуры завода по государственной программе ГПФИИР, которая остается в собственности государства.
Эта подозрительная история началась в августе 2018 года с проверки Главной транспортной прокуратурой РК (ГТП). Прокуратура инициировала проведение налоговых проверок, в том числе по периоду, который ранее уже был проверен. При этом, причина проверки была заявлена весьма расплывчато - со ссылкой на поручение Генпрокуратуры РК ГТП вынесла постановление о производстве проверки: «о применении законодательства по государственному имуществу, техническому регулированию и иного законодательства РК, а также соблюдения интересов государства при финансово-хозяйственной деятельности, в т.ч. реализации проекта строительства рельсобалочного завода…».
Как говорят в таких случаях, дьявол кроется в деталях, поскольку фраза «и иного законодательства РК», по сути дает неограниченные полномочия проверяющим структурам.
Данная проверка проводилась в течение месяца, было затребовано огромное количество документов, поэтому мы вынуждены были отвлекать в помощь финансово-экономическому блоку для копирования этих документов дополнительное количество специалистов других подразделений.
Тем не менее, в начале сентября, последовали ряд постановлений ГТП о выемке документов по проекту строительства в связи с возбужденным уголовным делом, но не в отношении ТОО «АРБЗ». И такие выемки продолжаются уже в течение двух месяцев. Порой действия правоохранительных органов нам не понятны, так как изымаются документы, относящиеся к текущей операционной деятельности компании, такие как командировочные расходы, авансовые отчеты, факты оплаты за аренду квартир и т.д.
Кстати, последнее постановление, выданное прокуратурой, касается уже документов по текущей операционной деятельности предприятия, что весьма похоже на вмешательство в деятельность товарищества.
Насколько я знаю, выемка документов идет практически у всех наших бывших и действующих деловых партнеров. Эти действия по сути направлены на дестабилизацию деятельности завода, и как худший вариант - полную его остановку, - говорит Ибрагимов.
- Вы сказали о возможных тяжелых последствиях для работы предприятия от этой перманентной проверки? Что конкретно имели вы ввиду?
- Во-первых, информация о бесконечных проверках АРБЗ и его партнеров обрастает слухами и подрывает деловую репутацию завода. А на данном этапе нам это особенно важно, так как мы выходим на новые рынки в условиях жесткой конкуренции со стороны российских, украинских и западных производителей. АРБЗ уверенно продвигается на рынке рельсовой продукции бывшего СНГ - поставлено более 40 тысяч тонн продукции в Узбекистан, РФ, Беларусь, Кыргызстан и Туркменистан. Кроме того, завод готовится к выходу на европейский рынок, начато освоение рельсов по евростандарту – Е60 1 и Е60 2! Подчеркну, что в железнодорожной отрасли главное - бесперебойность поставок, и в нынешней ситуации наши заграничные партнеры могут отказаться от контрактов. А потенциальные - не захотят иметь с нами дело.
Также, многие компании, госорганы проверяют в связи с сотрудничеством с нашим заводом. В свою очередь их это тоже нервирует, и они могут пересмотреть условия своих договоров с нами в невыгодном для АРБЗ свете – всем необходимы стабильность и гарантия выполнения обязательств, в связи с этим я допускаю возникновение серьезных убытков для деятельности завода.
И очень важен финансовый момент – если дела пойдут и дальше в том же направлении, не исключено, что кредитовавшие нас банки (БРК и Сбербанк) увидят в этом риски по выполнениям наших долговых обязательств и решат объявить нам дефолт. А это гарантированный крах предприятия, - считает Марат Ядыкарович.
Как сообщил в телефонной беседе глава профсоюза АРБЗ Акниет Алданазаров, 90% работников завода - казахстанские граждане, и самое главное для заводчан - это стабильность работы предприятия.
- К примеру, заработная плата с момента пуска завода выплачивается регулярно, она одна из самых высоких в Актюбинской области. Доля работников до 30 лет составляет около 40%. Многие из них прошли практическое обучение на рабочих местах, повысили квалификацию.
Вообще руководство ТОО «АРБЗ» особое внимание уделяет профессиональному обучению и повышению квалификации работников. В частности, для этого привлекаются иностранные специалисты прокатного производства, также заключен договор о сотрудничестве с филиалом Московского института стали и сплавов (МИСиС).
Хочу отметить, что в 2017 году с тружениками завода был заключен коллективный договор, создана профсоюзная организация. У нас введено бесплатное питание работников, доставка до места работы и домой, производятся единовременные выплаты при рождении ребенка, по потере близких родственников, помощь многодетным семьям и т.д.
Обеспокоенность работников вызывает то, что уже в течение двух месяцев происходят многочисленные проверки и выемки документов. Такая ситуация невольно наталкивает на мысли, что с заводом не все хорошо и возможно, что в случае усиления этих воздействий начнутся перебои в работе. Это ставит под сомнение своевременные выплаты заработной платы. На заводе есть многодетные семьи, многие оформили ипотечные и иные кредиты, будучи уверенными в своем будущем, которое, в первую очередь, заключается в стабильной работе предприятия. Ни в коем случае нельзя допустить сбоев в работе коллектива завода. Мы рассчитываем, что наш голос будет услышан руководством страны, - отмечает Алданазаров.
От автора: Таким образом, действия правоохранителей идут вразрез с указаниями президента РК об особо бережном отношении к инвесторам, создающим новые инновационные, экспортоориентированные предприятия, которые повышают индустриальную мощь государства.
Резюмируя сказанное, можно сказать: в этой ситуации все окажутся в проигрыше: государство, возможно, потеряет 800 постоянных рабочих мест, а бюджет может лишиться стабильных налоговых выплат.
В безусловном проигрыше окажутся в этом случае инвесторы, вложившие свыше 400 млн долларов в проект, а из-за резкого падения курса тенге их долговые обязательств возросли и так более чем вдвое.
В минусе и банки – они могут потерять надежного заемщика, стабильно обслуживающего кредит.
НК КТЖ будет вынужден снова покупать за валюту рельсы более низкого качества втридорога за границей, и в порядке живой очереди и только зимой…
- В таком случае, вообще кому может быть выгодна это тупиковая ситуация?
- Я не могу утверждать, что это делается специально в чьих-то интересах – отвечает первый заместитель гендиректора АРБЗ. - Но все это, уж точно не в интересах Казахстана. А вот кому это выгодно очевидно - это на руку нашим иностранным конкурентам, доминировавшим до появления АРБЗ на этом международном рынке и рынке РК в частности.
От автора: Мы оставляем открытым вопрос – могут ли быть казахстанские госорганы вольным или невольным орудием в руках конкурентов отечественных инновационных предприятий?
Автор: Дмитрий Сергеев
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1762005-kto-vstal-na-relsy-vojny-protiv-aktubinskogo-relsobalocnogo-zavoda/