Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Надеялась, сам не захочет жениться: казахстанка вышла замуж по обычаю "аменгерлик"

Опубликовано:

60-летняя жительница южной столицы Шолпан К. недавно похоронила свою маму. Мама женщины в свое время, овдовев, вышла замуж за родственника своего мужа. Эта традиция называется «амангерлик» или «левират». Неожиданно для всех, брак оказался счастливым, передает NUR.KZ.

05.03 Надеялась, сам не захочет жениться: казахстанка вышла замуж по обычаю "аменгерлик"
Иллюстративное фото: pixabay.com: Getty Images

Мама Шолпан - Гульсум - умерла в конце 2018 года, в возрасте 83 лет. Последние 20 лет своей жизни Гульсум проживала в Алматы, с младшим сыном и снохой. Но так было не всегда, в жизни женщины были и сложные моменты.

"Моя мама прожила достойную жизнь. Она родила 5 детей, но дома никогда не сидела – работала на тяжелых работах, телятницей, дояркой. Проработав до 48 лет, ее отпустили на пенсию по выслуге лет, но и на пенсии мама не сидела на месте и устроилась на работу сторожем.

Мама никогда не надеялась на мужа, была в плане работы самостоятельной, хотя отчим и сам был трудоголиком. Когда мы выросли, мы постарались сделать все возможное, чтобы наши родители жили в достатке и не работали", - рассказывает Шолпан.

По словам Шолпан, далеко не все ее окружение в курсе, что ее мама была замужем дважды и по законам аменгерства - второй ее супруг был братом первого.

"Мама вышла замуж в 18 лет, за моего родного отца, и прожила с ним 6 лет. Жили они в поселке, в Южно-Казахстанской области. Родилась я, затем мой младший брат Асхат. Я хорошо помню своего папу.

Я любила его, мама рассказывала, что после его смерти я еще долго искала его и плакала по ночам. Мой брат отца не помнит. Мой родной папа умер, когда мне было четыре года – он замерз, когда в непогоду поехал на лошади в соседний поселок. Через год мама вышла замуж за двоюродного брата моего отца, он старше ее на пару лет", - рассказывает Шолпан.

По словам женщины, мама долго не разговаривала с ней на эту тему, и лишь когда женщине было за 40 и у нее появились свои внуки, мама раскрыла ей всю правду о своем втором браке.

"Все, что я рассказываю – все это со слов моей мамы. После смерти отца, мама горевала 40 дней, после этого моя бабушка пришла к ней и сказала, что сына уже не вернуть, и пора думать, как ставить детей на ноги. Предложила кандидатуру своего племянника, по имени Бахыт, двоюродного брата муж, сказала, что он мужчина достойный.

Спрашивала она «для проформы» - мнения моей мамы не требовалось, за нее давно все решили. Мама себе представить не могла, как будет жить со своим деверем. Я сама знала этого человека, как моего дядю. Когда мама обратилась за советом к своим родителям, они дали добро на этот брак.

Первая мысль мамы была - бежать, лишь бы не жить с нелюбимым человеком. Однако, успокоившись и хорошо подумав, она решила пообщаться со своим деверем и узнать о его намерениях, надеясь, что мужчина и сам не захочет на ней жениться", - рассказывает Шолпан.

Проявив терпение, Гульсум, неожиданно для себя поняла, что деверь ей вовсе не противен и что мужчина он и впрямь хороший – непьющий, трудолюбивый и заботливый. Да и сам мужчина был не в восторге от того, что ему предлагалось жениться на вдове брата, ведь он ее воспринимал только как келин.

"Я помню, как мой дядя переехал к нам в дом. Я была маленькой и ничего не понимала. Мы с братом стали звать его отцом. Нас никто не учил этому, мы думали, что он наш папа. Потом у них пошли дети – два наших сводных брата и сестра.

Когда мы спрашивали у мамы, была ли у них любовь, мама ответила утвердительно. Она сказала, что в итоге решение выходить за него замуж она принимала самостоятельно. Когда мы спрашивали, была ли у нее любовь с отцом, мама пожимала плечами. Но в глубине души мы знали, что была, ведь она не стала бы жить с нелюбимым человеком", - рассказывает Шолпан.

По словам женщины, мама и дядя прожили действительно достойную и счастливую жизнь и не получили не единого упрека в свой адрес относительно их семейной ситуации.

"Семейная история моей мамы всегда была для нас темой, которую не принято обсуждать. Только я и мой родной брат Асхат знаем про это, остальные дети не в курсе. Память о моем родном отце стерта – в доме есть всего несколько фотографий моего папы и мои сводные братья и сестра знают, что он младший брат отца, но никто из них не знает, что он еще и первый муж нашей матери.

Рассказывать им об этом или не стоит – я не знаю, мне кажется, что в нынешние времена это станет для них серьезной травмой. Мой отчим умер в возрасте 60 лет, и мама сильно горевала по нему до самой своей смерти.

Перед смертью она всегда говорила, что, когда умрет, наконец, встретится со своим Бахытом. У меня у самой есть обида на маму, что она так быстро забыла моего отца", - признается Шолпан.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1781819-nadealas-sam-ne-zahocet-zenitsa-kazahstanka-vysla-zamuz-po-obycau-amengerlik/