"Ни от кого не жду помощи": как живется незрячим людям в Алматы (фото)
Опубликовано:
В Алматы проживает 17 500 незрячих людей. Корреспондент NUR.KZ поговорил с тремя людьми, которые потеряли зрение в разном возрасте, и узнал, как они живут, как пользуются соцсетями и с какими трудностями сталкиваются.
Айтбек Аулбаев лишился зрения из-за автомобильной аварии в 2011 году. Тогда, как высказался мужчина, он попал в своеобразную скорлупу и у него началась депрессия. Он рассказал, как ему удалось преодолеть это.
«Помог характер. Я очень активный и не люблю сидеть на месте. Да, были комплексы, потому что качество жизни меняется, когда ты из одного состояния переходишь в другое. Прошел все стадии принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, смирение. Я принял себя, и мне стало легче жить», - признался он.
Уже полгода Айтбек учится в университете AlmaU по программе MBA. Ему осталось учится 1,5 года. У него двое детей. Старшему сыну 8 лет, дочери 3 года и «на подходе» еще одна девочка. Его жена Сания Серикова на 7-м месяце беременности.
Он редко передвигается один, в основном, его сопровождает супруга, поэтому он почти не пользуется общественным транспортом. Он с пониманием относится к тому, что в городе для инвалидов пока мало условий.
«Развитие инфраструктуры не стоит на месте. Всегда есть к чему стремиться, я понимаю, что бюджет не резиновый. Понятно, что не все сразу делается», - говорит он.
Между тем, они с женой обратили внимание на то, что многие люди ходят по тактильной плитке. Он считает, что нужно информировать людей, что нельзя по ней ходить, потому что незрячий может идти по плитке и врезаться во впереди идущего человека.
Он рассказал, что пользуется смартфоном с помощью скринридера Google Talkback на Android. Эту программу они шутя называют Talkback-гуль или пьяная женщина. Кроме того, он сам делает публикации в соцсетях. Иногда он может попросить свою жену отредактировать текст или подобрать нужную фотографию.
Айтбек также поделился своим мнением о государственных услугах.
«Однажды решил воспользоваться выездной услугой в ЦОНе. Когда позвонил туда, сказали, что привезут справку через неделю, в то время как она нужна была сегодня. Что касается E-gov, задумка хорошая, но перед внедрением надо протестировать на тех, для кого это предназначено. То же самое касается всех госуслуг», - считает он.
Он поделился, что проблема трудоустройства стоит весьма остро. На обычную работу инвалидов не берут и остаются только специализированные предприятия.
«Меня не приняли ни в одну компанию. Хотя я могу работать с личным помощником. Его оплата - это моя проблема», - говорит он.
Он ни от кого не ждет помощи, надеется только на себя, а также не приемлет иждивенчество. Так как его не брали ни на одну работу по специальности, они с женой решили открыть свое дело. В данный момент у них есть бизнес - коммуникационное агентство.
«Мы максимально пытаемся показать, что он может работать и тем более с ним можно работать. Многие наши клиенты приятно удивляются, когда узнают, что он незрячий», - говорит его жена Сания.
Он рассказал, как формируется первое впечатление о людях. По его словам, через рукопожатие и по голосу можно многое сказать о человеке. Также по интуиции, по ощущениям, по косвенным признакам.
«После знакомства с новыми людьми я всегда спрашиваю у Сании, этот человек был такой? Я сравниваю свои ощущения, занимаюсь настройкой своих каналов», - смеясь, делится он.
Он говорит, что после потери зрения у него обострился слух, а также развилась интуиция. Жена Айтбека рассказала про то, как они однажды провели эксперимент. Она предложила ему порисовать. Она положила карандаши на стол и, не называя цветов, сказала ему, чтобы он сам выбрал, что хочет.
«Он взял желтый карандаш и нарисовал солнце, взял зеленый и нарисовал траву, голубым карандашом нарисовал небо. Также он нарисовал домик фиолетовым цветом и нашу машину зеленым, которая на тот момент была того же цвета. Кто скажет, что это слепой человек?» - удивляется она.
Он желает, чтобы инвалиды научились сами себя обеспечивать. Он уверен, что это будет огромный шаг к адаптации.
«Уверенные в себе инвалиды будут создавать продукт. Не надо давать рыбу, нужно давать удочку. Чтобы общество относилось как к равным. Замечайте нас и взаимодействуйте с нами», - высказал свое пожелание Айтбек.
Он считает, что проблема общества заключается в отсутствии информированности. Сания добавила, что люди начинают обращать внимание только тогда, когда такой человек появляется в их семье или в окружении.
Об остальных интересных фактах из своей жизни он рассказал в своем аккаунте в Твиттере.
32-летний Баглан Абдикарим учился в обычной школе. В третьем классе у него уже произошла атрофия зрительного нерва. Тогда по рекомендации врача его перевели в специальную школу-интернат №4 для слепых и слабовидящих детей им. Н. Островского.
В 10 лет ему пришлось начать учебу с первого класса. В 2008 году закончил школу в возрасте 22 лет. Он сдал ЕНТ и поступил в КазНУ на факультет философии и политологии. Главная трудность при обучении заключалась в отсутствии доступа к материальной базе для незрячих. Приходилось кого-то просить, чтобы прочитали тот или иной материал. Кто-то соглашался и помогал бесплатно, кого-то приходилось благодарить.
Так как в специализированной библиотеке часто не было учебников по программе, приходилось брать книги в университете и ходить с ними в спецбиблиотеку. Там есть специальный читальный зал, где сотрудники прочитывали нужную главу и делали конспект. Там же есть отдел, где ребята бесплатно обучают незрячих, как правильно пользоваться компьютером.
«К сожалению, у меня не было свободного времени ходить на эти курсы. Я просто приходил и спрашивал, непонятные моменты. Так и научился», - сообщил он.
Баглан зарегистрирован во всех социальных сетях, но сидит он там редко.
«Я не любитель, сижу время от времени. Больше всего пользуюсь приложением WhatsApp. Самый удобный телефон для незрячих в данный момент это iPhone. В iPhone есть встроенная программа озвучивания под названием Voice Over, которая читает текст. Есть еще Samsung, но в этой программе озвучка идет с корейским акцентом и немного неудобно. Приходится дополнительно устанавливать русификатор», - поделился Баглан.
Работает в системе КОС с 2013 года. В январе 2018 года друг предложил ему работу в корпоративном фонде в Петропавловске. Родители и жена были против, но он принял решение поехать. С января по октябрь он проработал на севере, а в ноябре его перевели в Алматы.
Главными трудностями он назвал малое количество тактильных дорожек, звуковых маячков и информационных таблиц шрифтом Брайля. Но, по его словам, ситуация в городе намного лучше, чем в регионах.
Что касается общественного мнения, то он думает, что оно изменилось в лучшую сторону.
«10-15 лет назад люди боялись, думали, что этот незрячий тут делает, сидел бы лучше дома, получал пособия, чего ему не хватает. Сейчас поколение поменялось. К счастью, выходят материалы по телевизору и в СМИ о жизни незрячих людей», - сообщил он.
Есть люди, которые помогают с жалостью, говорят: «Ой, бедненький, давай я тебе помогу». По словам Баглана, самый лучший способ помочь - это спросить: «Вам помочь?». Если этому человеку нужна помощь, он скажет да, если нет, то он откажется от помощи, так как есть места, где незрячие справляются самостоятельно.
С супругой они познакомились 9 лет назад, когда Баглан работал в молодежной НПО «Жiгер». Коллега предложила ему встретиться с девушкой, которая приехала из области. Через четыре года они поженились. У них двое детей: сыну почти 4, а дочери 1,5 года.
У его жены тоже проблемы со зрением, но она может читать плоскопечатный шрифт. Она училась в обычной школе, после учебы приехала в город в поисках работы и поступила в республиканский спецколледж по специализации массажист.
Когда Баглан знакомится с людьми, первое впечатление складывается по нескольким характеристикам.
«В основном по голосу и по характеру. И стараемся, если рядом из знакомых есть зрячие, узнать, как он выглядел, во что был одет. Для меня это имеет значение, так как в детстве я видел достаточно хорошо и имею представление. Есть среди нас тотально незрячие, которые родились такими, у них по-другому», - делится он.
62-летний Божей Успанов в 1974 году окончил школу, поступил в сельско-хозяйственный техникум, затем пошел служить в ряды советской армии. С 1977 по 1979 годы был в рядах вооруженных сил, а потом работал в колхозе разнорабочим. Потерял зрение в 30 лет, слепота передалась ему от деда. В систему КОС (казахстанское общество слепых) пришел в 1988 году.
С женой познакомились на предприятии, а в 1992 году создали семью и с тех пор живут вместе.
«Дома мы сами все делаем. Сейчас есть бытовая техника, стиральная машинка-автомат. Загрузил, нажал на кнопку, стирает. В магазин сами ходим, а когда надо именно зрение, просим, когда покупаем одежду, мясо», - сказал он.
Обычно он приезжает на работу на автобусе. От дома до работы есть три прямых маршрута.
«Когда подъезжает автобус, я у прохожих спрашиваю какой маршрут, сажусь на нужный. На перекрестке Муратбаева-Толе би у нас озвучивающий светофор. А на улицах, где нет такого светофора, люди помогают переходить дорогу. Мир не без добрых людей», - рассказал Успанов.
По его словам, проезд для инвалидов в городе бесплатный, но не всегда комфортный.
«В некоторых автобусах остановки не объявляют, когда подходишь к шоферу, одни говорят, я не попугай, чтобы повторять каждый раз. Человек может не доехать и проехать. Что ему тогда делать? Стоять и ждать новый автобус? Не постоянно, но в большинстве случаев так», - рассказал мужчина.
По его мнению, в городе, если у незрячего есть жилплощадь и работа, то можно жить. А с отменой бесплатного жилья инвалиды выживают, считает он, так как вся зарплата уходит на оплату аренды.
Кроме того, Божей не слышал, чтобы незрячие работали на обычных работах. Хотя, по его словам, есть закон «О занятости населения» в котором говорится, что в организациях, где численность сотрудников 50 и более человек, должно работать от 2 до 4% людей с ограниченными возможностями.
По индивидуальной программе реабилитации инвалиды получают тифлотехнику (отрасль техники, разрабатывающая приспособления и аппараты для обучения слабовидящих и слепых). С ее получением тоже иногда бывают проблемы.
«Раньше мы сдавали документы только в районный СОБЕС (ГЦВП), а сейчас заставляют все через ЦОН и гоняют нас туда-сюда. Нам нужно перечислять каждое наименование, а их 19 или 17. Вместо этого, можно же одним словом написать "тифлотехника" и все.
Например, мы раньше носили такие часы, крышку открывали и щупали. А сейчас появились озвучивающие часы. 30 лет я уже не вижу, но каждый раз, когда появляется что-то новое, как эти часы, чтобы добавить их в список, нужно проходить комиссию (медико-социальное обследование), как будто зрение может вернуться», - сетует мужчина.
Божей отметил, что ему всегда помогают люди. Но ему также хотелось бы, чтобы и правительство обращало на них больше внимания, особенно местные власти. Не только на незрячих, но на все 17 категорий инвалидов.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1782270-ni-ot-kogo-ne-zdu-pomosi-kak-zivetsa-nezracim-ludam-v-almaty-foto/