Биржан Хасангалиев: Мы можем сохранить первозданный вид национальной музыки только за счет молодежи
Опубликовано:
23-25 октября в Алматы в третий раз пройдет Республиканский конкурс «Көшпенділер әуені» («Мелодии кочевников»). О том, почему этот конкурс так важен для будущего страны, рассказал директор Алматинского музыкального колледжа им. П. Чайковского Биржан Хасангалиев.
Организаторы и основатели этого большого и важного в масштабах страны проекта по поддержке и сохранению национальной музыки и культуры – одна из крупнейших в Казахстане компаний по страхованию жизни - «Nomad Life» с продуктом накопительного страхования жизни «Золото номадов» и Алматинский музыкальный колледж им. П.Чайковского, на базе которого проходят соревнования.
- Биржан Ескендирович, расскажите, в чем важность конкурса?
- Прежде всего, это поддержка национальной музыкальной культуры, в частности, народного исполнительства, а это очень важно, так как наша национальная музыка - часть истории - прошлого, настоящего и будущего государства. Одна из главных задач нашего конкурса – это аутентичность, сохранение первозданного вида национальной музыки, как она звучала много веков назад, и в этом уникальность домбры и кобыза.
Также, мы с нашим основным партнером конкурса - компанией по страхованию жизни «Nomad Life решили, что в этом году данный конкурс будет посвящен большому событию в истории нашей страны – 750-летию Золотой Орды.
- Какие Вы видите результаты от проведения конкурса в предыдущие два года?
- Могу уверенно сказать, что конкурс как проект состоялся, с каждым годом у нас все больше желающих принять в нем участие. В первый год было подано около 70-80 заявок со всей страны, во второй год - уже около ста, и даже больше. Но мы уже ввели ограничения, так как программа выступлений непростая, и жюри сложно с утра и до поздней ночи прослушивать такое большое количество желающих.
Если в прошлые годы в конкурсе участвовали только студенты музыкальных колледжей Казахстана, то в этом году впервые мы дали такую возможность также учащимся старших классов специализированных музыкальных школ. Они будут соревноваться наравне со студентами колледжей. Таким образом, будет интересно посмотреть уровень подготовки наших учащихся, тем более, они все примерно одного возраста. Это также повысит состязательность и остроту выступлений как самого конкурса, так и среди самих учащихся, которые, надеемся, будут стремиться выступить лучше.
Большое внимание мы уделяем качеству выступлений, поэтому тщательно отбираем участников, смотрим на их предыдущие достижения, чтобы с каждым годом наш конкурс становился все интереснее по своему наполнению.
- Какие условия участия в конкурсе?
- Во-первых, быть студентом музыкального колледжа или учащимся старшего класса специализированной музыкальной школы, во-вторых, выполнить всю программу конкурса, согласно его Положению, – исполнить 4-5 крупных произведения на домбре или кобызе. И, самое главное, конечно, это сильное желание победить, стать лауреатом, тем более, что основной партнер каждый год обеспечивает для победителей серьезный призовой фонд.
Кстати, если в предыдущие два года призовой фонд распределялся между учащимся-призером и его педагогом, то в этом году процент от выигранного гонорара получает и концертмейстер по схеме 40-40-20 (%, исполнитель-педагог-концертмейстер). Все это созвучно с заявлениями руководства нашей страны о важности поддержки педагогов.
- Какие номинации присуждаются в рамках конкурса?
- У нас есть две номинации – домбра и кобыз. Причем, каждая номинация посвящена определенному деятелю народно-профессиональной музыки. К примеру, номинация «Курмангазы» присуждается в рамках игры на домбре, а номинация «Коркыт Ата» - лучшим исполнителям на кобызе, поскольку именно этот сказитель, по легенде, является прародителем данного музыкального инструмента. Так что в каждой номинации свой призовой фонд и свои лауреаты.
- Кто оценивает участников?
- Профессора, доценты высших музыкальных учебных заведений Казахстана. Они меняются постоянно, каждый год. И, естественно, чтобы избежать предвзятости при судействе в жюри те члены, студенты и ученики которых не являются участниками нашего конкурса. До последнего момента мы также постараемся не оглашать имена членов жюри этого года.
- Что, кроме денежного вознаграждения, дает участникам ваш конкурс?
- Как я отметил выше, в жюри у нас сидят профессора высших учебных музыкальных заведений, которые уже на нашем конкурсе своими глазами видят уровень подготовки своих будущих потенциальных абитуриентов и берут себе на заметку. Таким образом, у победителей конкурса, естественно, больше шансов поступить после окончания колледжа в ту же консерваторию.
Кроме того, выступление на такой большой площадке дает исполнителю больше уверенности в себе, ведь это на самом деле не так легко – выйти и перед большой аудиторией безукоризненно выполнить большую программу. Так что это и шанс проявить себя.
- Как Вы сами оцениваете уровень подготовки наших учащихся?
- Я считаю, что уровень исполнения наших детей высокий. Им есть на кого равняться. В истории национальной музыки страны есть блестящие исполнители, оставившие глубокий след в культуре нашего народа.
Помимо известных и уважаемых имен в истории, мы также можем отметить и современников, в том числе выдающегося казахского композитора, дирижера, концертмейстера, кюйши, виртуозного домбриста Каршыга Ахмедьярова, а также выпускников нашего колледжа, к примеру, Айгуль Улкенбаеву и многих других. Записи их выступлений студенты слушают и стараются дотянуться до их высокого уровня исполнительства. И такие конкурсы, как наш, позволяют показать свой уровень мастерства и понять, куда двигаться дальше в своем профессиональном развитии.
Автор: Гульсум Кунелекова
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1819563-birzan-hasangaliev-my-mozem-sohranit-pervozdannyj-vid-nacionalnoj-muzyki-tolko-za-scet-molodezi/