Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Экологический скандал разгорается вокруг строительства трассы Нур-Султан - Алматы

Опубликовано:

строительство трассы Нур-Султан - Алматы
Фото: Facebook

Экологический скандал разгорается вокруг строительства трассы Нур-Султан - Алматы. Кто именно игнорирует казахстанское законодательство и губит природу, выяснял корреспондент “Времени”.

На участке дороги Курты - Бурылбайтал один из подрядчиков заподозрен в правонарушении, предусмотренном статьей 334 Уголовного кодекса (“самовольное пользование недрами”). По сути, это означает, что кто-то незаконно добывает полезные ископаемые. В данном случае речь идет о заборе грунта, гравия и других стройматериалов, необходимых для укладки дорожного полотна. Но самое удивительное заключается в том, что строители, возможно, в своем стремлении побыстрее закончить работы, залезли на территорию… государственного природного заказника “Жусандала”!

В последних числах октября в блоге министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева появилось обращение казахстанца Сергея Овчеренко. Мужчина, по его словам, ехал по трассе Нур-Султан - Алматы и обратил внимание, что какие-то строители добывают грунт прямо на особо охраняемой территории. Попытки узнать, кому же дали разрешение на этот вид работ, не увенчались успехом. Тогда-то Овчеренко и решил написать обращение к главе МВД.

Спустя десять дней генерал-лейтенант Тургумбаев ответил, что действительно в том самом месте, на строительстве участка дороги Курты - Бурылбайтал, был зафиксирован факт незаконной раскопки земли.

“Уважаемый Сергей! Установлено, что 19.9.2019 года по факту незаконной раскопки земли при строительстве участка автодороги Курты - Бурылбайтал отделом полиции Мойынкумского района начато досудебное расследование по ст. 334 ч.1 УК (“самовольное пользование недрами”). Министерством департаменту полиции (далее по тексту - ДП) Жамбылской области поручено обеспечить проведение всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и принятие законного процессуального решения, о результатах которого участники уголовного процесса будут уведомлены в установленном законом порядке. В настоящее время по уголовному делу проводятся необходимые следственные действия, направленные на установление фактических обстоятельств дела, по результатам которых будет дана надлежащая правовая оценка действиям компании SMS. По всем вопросам, возникающим в ходе расследования, вы можете обратиться к начальнику ДП Жамбылской области Оразалиеву А. М. (тел. 99-70-06) и к его заместителю Оразымбетову Т. А. (тел. 99-70-03)”, - указано в ответе.

"Про компанию SMS мне рассказали и рабочие, добывавшие грунт. Что это за организация, не знаю. Как я понял, начальники там - граждане Турции. По крайней мере, мне так сказали на месте", - объясняет Сергей Овчеренко, с которым связался корреспондент “Времени”.

Так что же за фирма такая SMS, хозяйничающая на особо охраняемых территориях? Если порыться на сайте электронного правительства, то можно найти десятки компаний, использующих эти три буквы в своем названии. Но поискать загадочную SMS решили еще в одном месте - на интерактивной карте недропользователей, размещенной по адресу: gis.geology.gov.kz. Правда, среди организаций, получивших право на недропользование в Мойынкумском районе, нет фирм с такими позывными. Лицензии на разработку карьеров для добычи инертных материалов оформлены на шымкентское ТОО Pro Building. Мы созвонились с этой организацией и уточнили, не расположены ли карьеры на территории государственного заказника. В редакцию "Времени" пришел письменный ответ на запрос, приводим его целиком:

“В Мойынкумском районе Жамбылской области ТОО Pro Building получило лицензии на разработку пяти месторождений инертного материала. В настоящее время ТОО никаких строительных работ на данном участке не ведет, соответственно, не использует карьеры. В октябре мы были проинформированы правоохранительными органами Мойынкумского района о том, что вывоз инертных материалов с карьеров, права на которые принадлежат ТОО Pro Building, осуществляло ТОО “СП “Сине Мидас Строй”. После проведенных исследований было установлено, что общий объем незаконно вывезенных материалов превышает 1 (один) миллион кубических метров, а ущерб, нанесенный природе, оценивается в 3,2 миллиарда тенге. В настоящий момент этот факт расследуется отделом полиции Мойынкумского района. В этой связи руководством компании было принято решение о выставлении охраны на данных карьерах с целью предотвращения дальнейших хищений. После принятых мер представители СП “Сине Мидас Строй” начали добывать и вывозить инертные материалы в непосредственной близости от наших карьеров на охраняемой природной территории. ТОО Pro Building подчеркивает, что не имеет никакого отношения к любым незаконным действиям и готово оказывать содействие правоохранительным органам в проведении всестороннего и объективного расследования”.

Ответ получился весьма содержательным, но все же не до конца понятно, где именно шел забор инертных материалов. Если на карьерах, принадлежащих ТОО Pro Building, то выходит, что они не относятся к заповедным местам, раз там разрешена добыча. Но если материалы извлекали в особо охраняемой зоне, то это уже совсем другое преступление, предусмотренное статьей 333 Уголовного кодекса (“нарушение правил охраны и использования недр”).

Экологический скандал разгорается вокруг строительства трассы Нур-Султан - Алматы
Фото: time.kz: Facebook
"Экскаваторы работали на территории заказника. Я постоянно езжу по этой трассе. Местные жители знают, что в этих степях каждую осень охотятся арабские шейхи, для них специально разводят птиц. Поэтому там очень строго следят за порядком природоохранные инспекторы. И я был очень удивлен, когда увидел, что экскаваторы роют огромные ямы, а содержимое загружают в самосвалы. Десятки грузовиков ездят туда-сюда. Когда я рассказал об этом в правоохранительных органах, мне сказали, что дело уже заведено и мое заявление к нему присоединят. Но это ведь разные случаи! Интересно, куда смотрит начальник департамента полиции Жамбылской области Арман Оразалиев, если даже министр внутренних дел обратил внимание на эту ситуацию?!", - возмущен Сергей Овчеренко.

Случаи действительно разные, но причастными к ним могут быть одни и те же люди из ТОО “СП “Сине Мидас Строй”. К слову, именно эта организация занимается строительством автобана Нур-Султан - Алматы на участке Курты - Бурылбайтал. Трассу возводят со значительным отставанием от графика и, получается, из стройматериалов неизвестного происхождения? Ведь миллион кубов, изъятых из карьеров, принадлежащих ТОО Pro Building, явно использовались где-то неподалеку. Для этого инертные материалы и добывают в непосредственной близости от строительных работ, чтобы не везти грунт, щебень или гравий на длинные расстояния. Чем ближе от объекта находится карьер, тем ниже себестоимость проекта.

Безусловно, новая трасса между Нур-Султаном и Алматы нужна как воздух, поскольку нынешняя дорога находится в плохом состоянии. Для этого и была разработана государственная программа “Нурлы жол”, и уже несколько лет выделяются огромные деньги из Национального фонда Респуб­лики Казахстан. Но означает ли это, что иностранные подрядчики вправе строить автобан с серьезными нарушениями, в том числе предусмотренными Уголовным кодексом? И что делать с уже уложенным дорожным полотном, если подтвердится, что оно построено из похищенного или незаконно добытого инертного материала? Разбирать и возвращать грунт и гравий на место? Ответы на эти вопросы может дать национальный оператор по управлению автомобильными дорогами - АО “КазАвтоЖол”. Чтобы до конца разобраться в этой ситуации, редакция направила официальный запрос в эту организацию, а ответ мы опубликуем в одном из ближайших номеров.

Автор: Михаил Козачков

Как сообщил корреспонденту “Времени” Сергей Овчеренко, с ним связались сотрудники полиции Мойынкумского района. Они рассказали, как продвигается расследование - в частности, в минувшие выходные было задержано около десяти самосвалов, вывозивших с особо охраняемой природной территории незаконно добытый инертный материал, предназначенный для строительных работ ТОО “СП “Сине Мидас Строй”. Получается, что все-таки стройматериалы выкапывают там, где это категорически запрещено?

Копирование и использование материалов возможно только с разрешения ТОО "Издательство "Время".

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1828357-ekologiceskij-skandal-razgoraetsa-vokrug-stroitelstva-trassy-nur-sultan---almaty/