Даурен Абаев рассказал о законе для блогеров, политизации и свободе слова
Опубликовано:
Он начинал с работы в пресс-службе, был пресс-секретарем Елбасы, а сегодня возглавляет министерство. Очередной герой проекта «Завтрак с министром» на NUR.KZ – министр информации и общественного развития РК Даурен Абаев. В интервью нашему порталу глава МИОР рассказал о том, почему блогерам нужен закон, о том, что думает о политизации соцсетей, и том, справедливо ли его называют «толкователем слов».
Каково это – быть ответственным за то, какую информацию и в каком объеме получает страна?
В современном мире, наверное, сложно быть ответственным за всю информацию, которую получает страна. У государства нет монополии. Сейчас любой гражданин Республики Казахстан может являться источником информации. Люди пишут, говорят, снимают. Сложно сказать, что кто-то, как раньше, в советское время, является единым рупором. Источников информации очень много. И это, безусловно, позитивный факт.
Тем не менее, вы должны контролировать весь этот поток информации, фильтровать. Вы не чувствуете на себе такую функцию?
Я чувствую немного другую функцию. Первая функция – это поддержка сферы масс-медиа. Через что мы можем это делать? Мы можем делать это через законы, программы, государственную финансовую поддержку, чтобы наши масс-медиа были конкурентоспособными, развивались, получали соответствующее финансирование, возможности, встали на ноги. Второе – мы, как и все госорганы, ответственны за продвижение государственных инициатив. Есть большое число госпрограмм, которые сейчас работают в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства и так далее. Правильная подача и донесение этой информации до населения является нашей задачей в том числе.
Вы дольше всех своих предшественников занимаете должность министра информации. Что вы считаете лично вашим успехом на этом посту?
Сложно сказать. Мы являемся менеджерами. Один человек все равно не может сделать все сам, за ним стоят люди, коллектив, который помогает в реализации всех поставленных задач. В первую очередь, мы выполняем поручения руководства страны.
По факту это второе министерство, которое я возглавляю, первым было Министерство информации и коммуникаций, и по деятельности коммуникаций мы сделали достаточно много. Есть 3-4 проекта, запуском которых я могу гордиться – это программа «Цифровой Казахстан», «Интернет в села», благодаря которому около 1300 сел получат высококачественный интернет, это создание Астана хаба для молодых ИТ-стартаперов.
Сейчас мы делаем большие проекты в рамках МИОРа. В частности, в сфере религии, диаспоральной политики, НПО, молодежной политики.
В сфере информации, мы, как мне кажется, постарались немного облегчить деятельность СМИ. Это было сделано через законодательные поправки. Здесь в то же время мы исходили из логики, что нужно защитить потребителя от огромного количества фейковой и непроверенной информации, которая сейчас распространяется. Забегая вперед, скажу, что сегодня мы готовим второй пакет поправок для развития масс-медиа – сюда будут входить налоговые послабления в первую очередь.
Помимо этого, мы увеличили в 2-3 раза количество сериальной продукции до 40-45 в год. За счет этого появилось много продакшн-студий, которые работают в этой сфере, задействовано много людей.
Раньше все нас критиковали, почему в приграничных селах нет казахского радио, мало каналов. Мы эту проблему тоже поэтапно решаем. Стартовала большая программа, которую мы в течение 2 лет завершим, это программа «Цифровое телевидение». Здесь будут решаться вопросы национальной безопасности и вопросы обеспечения качественным сигналом всего Казахстана. То есть, раньше, если вы помните, в отдаленных районах показывали 1-2 канала, то сейчас в регионах, которые перешли на «цифру», качественно вещают 15 каналов.
- Месяц-полтора назад Министерство информации и общественного развития проводило опрос среди медиа-экспертов, и там были вопросы о том, считают ли они, что деятельность блогеров нужно регулировать законом. Нужно ли?
- Мое персональное мнение – законодательство должно отражать текущее положение дел. И раз сегодня блогеры стали полноценными лидерами общественного мнения, то законодательно это понятие необходимо ввести. Это упростит их деятельность, они смогут, к примеру, получать аккредитацию на официальные мероприятия, претендовать на определенный…
- Госзаказ?
- В том числе, не обязательно. Не нужно думать, что государство спит и видит, как бы всех блогеров взять под колпак. Никого заставлять регистрироваться мы не будем. Все будет основано на принципе добровольности.
- Стоит ли им опасаться, что будет какая-то цензура, они не смогут свободно высказываться?
- Здесь все очень просто. В законе запрещено, например, разжигать социальную, религиозную, межнациональную рознь. Запрещено рекламировать наркотики, пропагандировать экстремизм. И неважно, называешься ты блогером или журналистом, называйся хоть кем, но, если ты нарушаешь закон, будешь отвечать. Никаких проблем нет. В остальном можно писать о чем угодно.
- То есть в планах только ввести статус блогера? На него будут распространяться те же требования, что и на СМИ?
- Для начала нам нужно дать четкое законодательное определение, прописать статус. Что касается требований и прав, то пока рано говорить о чем-либо. Думаю, такие вещи должны рождаться в ходе обсуждений государства, экспертов и гражданского общества.
- В этом году, соцсети, наверное, как никогда стали более политизированы, вам не кажется?
- Нет, мне не кажется. Более того, откройте газету, или сайт газеты, которая выходила в 2000-2001 году, там будет гораздо больше политики и критики в отношении чиновников. Более того, если вы считаете, что сейчас население, стало более политизированным, посмотрите новостные телесюжеты 90-х годов. Тогда политизация была гораздо больше. Причем политизация была, может быть, даже более качественная.
- Ну хорошо, политизированной стала молодежь. Еще 5 лет назад молодые люди так активно не включались и не высказывали свою позицию. А в этом году их стало как никогда много. Как вы оцениваете эту тенденцию?
- Я оцениваю ее положительно. Это связано в какой-то степени с тем, что в 2019 году пришел новый президент. В любой стране мира президентские выборы – это серьезный катализатор политической активности. Вообще я думал, политизации будет в разы больше.
Помните, что говорили эксперты по поводу того, что будет после ухода Назарбаева. Предрекали чуть ли не конец света. Как видите, ничего подобного не произошло.
- Сегодня зритель уходит с телевидения в Youtube. Вам это по душе?
- Вы знаете, такого, что нравится или не нравится, нет. Это естественный процесс.
- Чем это чревато для казахстанского ТВ?
- Это жители двух-трех больших городов считают, что люди ушли в интернет. На самом деле, наши замеры показывают, что в подавляющем большинстве случаев человек получает информацию из телевидения. Но идет естественный процесс. ТВ должно идти в интернет, они должны работать и там, и там, внимательно изучать все вопросы. Зритель будет избирать контент, ему не обязательно смотреть весь эфир телеканала. Он будет смотреть конкретную передачу, которая его интересует. Теперь контент подбирает искусственный интеллект.
Вот вам кажется, что произошла политизация, потому что вы больше всего смотрите новости о политике, соответственно, агрегаторы все время будут давать вам больше и больше политических новостей. Поэтому у вас такое ощущение, что все читают про политику.
Допустим, мне многие люди говорят: «Очень много насилия в интернете». Но это в том числе результат их собственных новостных предпочтений. Они сами часто читают новости про насилие, и через какое-то время алгоритмы им только это и предлагают.
- За то, что именно вам чаще всего приходится разъяснять некоторые высказывания или действия ваших коллег, руководства, вас называют толкователем слов. Согласны ли вы с этим?
- Я не очень с этим согласен, потому что сегодня все госорганы самостоятельно комментируют, разъясняют проблемные участки своей работы. Никакого вакуума нет... Да, в эфире одной из передач я каждую неделю отвечаю на какие-то наиболее резонансные вопросы, но они чаще всего служат дополнением к официальной позиции.
- Скажите, чего стоит ждать СМИ в следующем году? Какие законодательные новшества вы для нас готовите?
- Мы готовим пакет поправок. Налоговые поправки будут, то есть мы для определенных печатных СМИ будем убирать налоги, это связано с тем, что газетная продукция, бумага дорожает, им нужна помощь. Я уверен, что газеты не умрут, они займут свою нишу умного читателя. Тиражи, наверное, сократятся, но газета, как формат не исчезнет, доказано, что умная реклама сейчас идет в газеты. Доказано, что онлайн-версию всегда читают быстрее и легче, а газетную версию всегда читают глубже, более вдумчиво. Поэтому более умная реклама пойдет в газеты и журналы.
Для всей отрасли медиа мы, наверное, пойдем на некоторые послабления в области рекламы, чтобы вы начали больше зарабатывать.
- И финальный вопрос. Есть ли свобода слова в Казахстане?
- Есть. Безусловно.
За предоставленную локацию благодарим "The ONE hotel Astana"
Беседу вела Асель Кенжалина
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1832427-dauren-abaev-rasskazal-o-zakone-dla-blogerov-politizacii-i-svobode-slova/