В чем преимущества СОР и СОЧ
Опубликовано:
Обновление содержания образования, которое началось в 2016 году, потребовало и новые формы отслеживания результатов обучения. Введена система критериального оценивания, которая охватывает больший объем информации и учит школьников проводить более глубокий анализ изученного и понимать обоснованность оценки.
Ранее стандарт предполагал акцент на усвоение фактологических знаний, уровень которых оценивался через пересказ и воспроизведение небольших фрагментов на уроках, тестирование и систему контрольных срезов. Такой подход соответствовал информационному обучению, когда учащимся предлагался переработанный и готовый материал.
В новой системе оценивания усилены требования к инструментам оценки, которые должны обеспечивать объективность. Разработанные критерии и задания позволяют определять не только уровень знаний, но и способности применять знания и навыки мышления (как ученик говорит и рассуждает, умеет ли выделять главное и делать выводы, может ли принимать решения, применять полученные знания в жизни). Это позволяет нивелировать необъективность традиционных оценок и обеспечивает единство требований, стандартизацию и равенство процедур. И это важное преимущество критериальной системы оценивания.
При старой системе оценивания на отметку могли повлиять ошибки и помарки, допущенные в работе. Даже за 1-2 ошибки можно было получить оценку ниже. На решение учителя могли повлиять также и другие факторы.
Еще одно важное отличие в оцениваниях: в предыдущей системе результаты ученика сопоставлялись с результатами других обучающихся по субъективному решению учителя, а в критериальной системе работа школьника сравнивается не с работами других учеников, а с его собственными достижениями.
Фактически СОР – это ранее использованные тематические контрольные работы, а СОЧ – это четвертные контрольные работы. В количестве выполняемых контрольных работ в старой и новой системе оценивания нет существенных различий.
При этом правилами МОН РК предусмотрено, что количество СОР и СОЧ не должно превышать трех в день, гибкий график сдачи СОР и СОЧ для недопущения перегрузки учащихся и т.д.
Новая система оценивания учитывает каждый этап выполнения учебных заданий, что позволяет накапливать баллы. Накопительная система стимулирует самостоятельную деятельность учащихся и обеспечивает освоение учебной программы.
При старой системе учителя начальных классов проверяли тетради каждый день, и это было для них привычным делом. Ежедневно они проверяли письменные работы учащихся всего класса по нескольким предметам, а на следующий день приносили в класс проверенные задания с комментариями. Для учителей казахского, русского языков, математики, физики, химии, биологии в средних и старших классах, где также были письменные работы, лабораторные и практические работы, было обычным явлением – проверять тетради. Сегодня при проверке СОР и СОЧ эти учителя также не испытывают сложностей.
Затруднения от введения СОР и СОЧ вызывают у учителей устных предметов, у которых в старой системе не было письменных работ, и они привыкли оценивать только устные ответы учащихся.
Увидеть эффективность внедрения новой системы оценивания можно по ученикам начальной школы. Так, например, дети, которые пошли в 1 класс в 2016 году по обновленной программе обучения, которых сразу оценивали формативно и суммативно, активно внедрились в новые условия. Они не боятся получать плохие отметки, потому что они их просто не знают. Для них привычно слышать на свои ответы комментарий учителя о том, что у них получилось хорошо, а что не получилось и что нужно еще сделать для достижения успешного результата.
Затрудняются в новом оценивании дети, которые обучались и оценивались по старой системе, и сейчас им приходится перестраиваться. При 5-балльной системе оценивания ученики боялись получить двойку, которая могла негативно повлиять на всю картину оценок за четверть и даже за год.
Сегодня также есть непонимание некоторыми родителями концепции новой системы оценивания. Сегодняшние родители - это вчерашние школьники, которые сами обучались по старой программе и получали отметки «3», «4», «5». Любые оценки для них ассоциируются только с ними. Другое представить им сложно.
Например, Индира Барыкбаева, мама ученицы из Нур-Султана, рассказала, что с введением СОР и СОЧ в первой четверти большинство детей получили очень низкие баллы, в результате детям приходится посещать дополнительные занятия.
Асель Енсенбаева, мама школьника, сообщила, что оценки за домашнее и прочие задания не ставятся, а потому у детей пропадает мотивация учиться, что сказывается на успеваемости.
Постепенно родители понимают и принимают преимущества новой системы оценивания.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1832928-v-cem-preimusestva-sor-i-soc/