Как улучшится жизнь людей с инвалидностью в Казахстане
Опубликовано:
В Казахстане проживает 695 тысяч человек с инвалидностью. Каждый день они вынуждены сталкиваться с самыми разными барьерами – от отсутствия пандусов до возможности получать качественные услуги или трудоустроиться. Для решения этих и других задач в прошлом году Правительством принят Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью до 2025 года.
В рамках реализации Национального плана в Министерстве труда и социальной защиты населения изучили и проанализировали более сотни различных вопросов, поднимаемых лицами с инвалидностью. По итогам в МТСЗН РК реализуют комплекс мер.
В интервью NUR.KZ вице-министр МТСЗН РК Ерлан Аукенов рассказал, как каждый из этих шагов изменит жизнь людей с инвалидностью к лучшему и решит их проблемы.
- Один из наболевших вопросов инвалидов – некачественные средства реабилитации или соцуслуги. К примеру, одни жаловались на то, что им достались непригодные громоздкие кресла-коляски, другие на затянувшуюся на долгие месяцы доставку. Как вы планируете решить эту проблему?
- Раньше технические средства реабилитации закупались либо по наименьшей стоимости, либо из одного источника у неправительственной организации. При этом, товары закупались массово, без учета индивидуальных потребностей лиц с инвалидностью. Так как зачастую общественные объединения являются перекупщиками, то некачественные средства реабилитации и длительные сроки поставки имели место.
Решением этой проблемы станет Портал социальных услуг (https://aleumet.egov.kz/), который запущен в Казахстане с 2020 года. Через этот портал лица с инвалидностью могут напрямую самостоятельно заказывать средства реабилитации или социальные услуги с учетом своих индивидуальных потребностей.
Они могут зайти, автоматически зарегистрироваться, увидеть, что им положено и в каком объеме – будь то подгузники, коляска, катетер и т.д., и самостоятельно выбрать поставщиков с учетом их рейтинга, отзывов других услугополучателей, стоимости и качества товаров и услуг. В случае, если пользователь хочет купить более дорогую коляску, то государство возместит ему конкретно установленную сумму, а разницу лицо с инвалидностью сможет доплатить сам. Сейчас у него такой возможности нет.
В данное время ведется регистрация поставщиков и услугополучателей на портале. Уже с текущего года через Портал социальных услуг будет закупаться 24 из 55 видов технических средств реабилитации, не требующих индивидуального подбора. Остальные будут переведены с января 2021 года.
- Когда казахстанские инвалиды пересядут в кресло-коляски отечественного производства?
- В этом году впервые начата реализация проекта по обеспечению кресло-колясками с электроприводом казахстанского производства. Ранее они импортировались из России, Китая и стран Европы.
Проект реализуется Министерством труда и социальной защиты населения совместно с дочерним предприятием национальной компании «Казахстан инжиниринг» – АО «Тыныс».
Сейчас мы определяем потребность в разрезе регионов, после чего начнется производство 1,3 тыс. колясок, а уже с апреля – выдача тем, кто нуждается.
- Какие изменения ждут казахстанцев с инвалидностью по части услуг индивидуальных помощников? Ведь и здесь было немало жалоб.
- Да, большое количество жалоб поступает на НПО, оказывающие услуги индивидуального помощника. В частности, на непрозрачность их деятельности, удержание до 10% средств на административные расходы (так как в нормативно-правовых актах не указан установленный предел), несвоевременную оплату услуг, занижение количества отработанных часов, невозможность заключать договора напрямую с отделами занятости и т.д.
Не был конкретизирован порядок расчета оплаты услуг индивидуальных помощников за час. Это приводило к тому, что в разных регионах по-разному производили оплату.
Также в прошлом году в связи с повышением зарплат соцработников должна была также вырасти оплата услуг индивидуальных помощников с 298 до 358 тенге за час. Однако в связи с тем, что финансирование на эти цели выделяется из местных бюджетов, не во всех регионах повысили оплату. Те области, у которых договоры были заключены до конца 2019 года, и где не поддержана дополнительная потребность из бюджета, выплачивали по старой схеме. Но с этого года им повысят оплату.
В этой связи, мы внесли изменения в приказ №26. Теперь для всех МИО будет действовать единый порядок расчета оплаты услуг помощников за час – 358 тенге. Введена норма, предполагающая удержание НПО не более 5% на адмрасходы. При этом, регионам рекомендовано предусмотреть эти средства дополнительно, чтобы НПО не удерживали их с оплаты индивидуальных помощников.
К тому же, регионам рекомендовано с января 2020 года заключать договоры напрямую с индивидуальными помощниками либо через НПО в зависимости от пожеланий лиц с инвалидностью.
С учетом замечаний лиц с инвалидностью из приказа №26 исключена норма, запрещающая близким родственникам оказывать услуги индивидуальных помощников. Также из противопоказаний к оказанию услуг исключен ВИЧ.
С июля 2020 года услуги индивидуальных помощников будут переведены на Портал социальных услуг, с помощью которого лица с инвалидностью смогут сами выбирать себе индивидуальных помощников. Перевод услуг на Портал даст выбор лицам с инвалидностью и позволит минимизировать участие государства.
- В числе вопросов, которые сегодня вызывают недовольство у лиц с инвалидностью - необходимость частого прохождения медико-социальной экспертизы. Будут ли приняты меры в этом направлении?
- Да, месяц назад мы внесли ряд изменений в Правила проведения медико-социальной экспертизы (приказом от 12.12.2019 №671).
В частности, если ранее лицам старше 18 лет инвалидность устанавливалась на 6 месяцев,1 год, 2 года либо бессрочно, то теперь инвалидность будет также устанавливаться сроком на 5 лет. Такой срок предусмотрен по показаниям с неблагоприятным реабилитационным прогнозом. К примеру, при злокачественных новообразованиях с выраженными явлениями интоксикации, умеренной умственной отсталости, сахарном диабете со значительно выраженным множественным нарушением функций органов и систем организма и др.
Расширен перечень необратимых анатомических дефектов, при которых лицам старше 18 лет 2 группа инвалидности устанавливается бессрочно. Сюда включены такие заболевания, как ампутационная культя нижней конечности на фоне сахарного диабета и синдрома Лериша, умственная отсталость умеренная и соответствующая степень слабоумия, а также двигательные нарушения со стойкими выраженными парезами конечностей, генерализованными гиперкинезами, в случаях первичного установления инвалидности в возрасте до 16 лет по указанным нозологиям.
Кроме того, расширены показания, при которых ребенок до 16 лет признается инвалидом на 5 лет и до достижения им 16 лет. Так, в перечень для признания инвалидом на 5 лет включены детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, при переосвидетельствовании сахарный диабет 1 и 2 типа и др. В перечень до достижения 16 лет включены синдромы Дауна и Ретта, при повторном освидетельствовании - детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм и т.д.
Наряду с этим, регламентирован порядок переосвидетельствования ранее установленного срока инвалидности и утраты трудоспособности при изменении состояния здоровья. Теперь на досрочное переосвидетельствование лица с инвалидностью будут направляться не только при ухудшении состояния здоровья, но и при его улучшении. В связи с этим будет проведен аудит ранее принятых решений по МСЭ.
Для обеспечения прозрачности деятельности МСЭ, в новом приказе предусмотрено обязательное ведение аудиовидеозаписи заседаний МСЭ с сохранением записей в течение 4-х месяцев.
- Как обстоят дела с обеспечением инвалидов санаторно-курортным лечением?
Сейчас основной проблемой в этой сфере является то, что путевки выдаются в организации, победившие в госзакупках либо через НПО. То есть лица с инвалидностью не имеют возможности самостоятельно выбрать учреждение для санаторно-курортного лечения. Опять же эту проблему должен решить Портал социальных услуг.
В 2020 году Министерством здравоохранения будет разработан перечень заболеваний и расстройств здоровья, при которых показано санаторно-курортное лечение, и порядок предоставления санаторно-курортного лечения. Сейчас в связи с отсутствием утвержденного перечня заболеваний, при которых показано санаторно-курортное лечение, в санатории направляются даже те лица с инвалидностью, для которых в них не предусмотрены лечебные процедуры (к примеру, лица с нарушением зрения, слуха и т.д.).
Также не был регламентирован срок санаторно-курортного лечения, в результате чего длительность в разных регионах варьировалась от 7 до 14 дней. Но теперь в приказ №26 внесены изменения, согласно которым для всех лиц с инвалидностью срок санаторно-курортного лечения будет составлять не менее 14 дней в год.
- Зачастую пособия – единственный доход инвалидов. Могут ли они рассчитывать на их повышение?
- Размер пособий повышается ежегодно. В 2016 году размер пособий был повышен дважды: на 7% в связи с изменением прожиточного минимума и на 25% в соответствии с Посланием Елбасы. С 1 января 2017 года размеры пособий повышены на 7%, с 2018 года – на 16%, в 2019 году – еще на 5%.
Также в Закон «Об обязательном социальном страховании» месяц назад внесено изменение, предусматривающее определение размера социальных выплат по утрате трудоспособности, исходя из фактически установленной степени утраты трудоспособности (от 30% до 100%). Ранее применялись усредненные коэффициенты. К примеру, при утрате трудоспособности 65% применялся усредненный коэффициент 0,5, теперь будет применяться коэффициент 0,65.
В результате, например, работнику с зарплатой 100 тыс. тенге и стажем 7 лет, со степенью утраты трудоспособности 65%, размер выплаты с учетом новых параметров увеличится с 23 до 31 тыс. тенге (рост на 35,2%). Также данный работник получит базовое пособие по инвалидности. Для лиц с инвалидностью 2 группы размер составит 47 710 тенге в 2020 году, соответственно общая сумма выплаты составит 78 790 тенге.
Вместе с тем, есть инвалиды 1 группы, которые нуждаются в постоянном постороннем уходе, но не охвачены ни пособием по уходу, ни услугами индивидуального помощника. Их порядка 25 тыс. человек. Родственники, которые за ними ухаживают, не имеют возможности работать, в этой связи, озвучены просьбы предусмотреть для них пособие по уходу.
Мы данную просьбу рассматриваем и хотим инициировать введение пособия по уходу за лицами с инвалидностью 1 группы, нуждающимися в постоянном постороннем уходе и не способными к самообслуживанию и передвижению.
- Какую поддержку государство окажет инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов, с проблемными ипотечными займами?
- В декабре прошлого года внесены изменения в программу рефинансирования ипотечных займов. Планируется охватить помощью порядка 7,4 тыс. заемщиков, относящихся к социально уязвимым слоям населения, которые испытывают трудности с выплатой ипотечных займов, а также чье единственное жилье перешло на баланс банков. Из них 1,3 тыс. – это инвалиды 1 и 2 групп, либо семьи, имеющие детей-инвалидов.
Проблемным заемщикам по решению банков может быть уменьшена сумма основного долга и предоставлен льготный график погашения задолженности. Решение будет приниматься отдельно по каждому заемщику.
В качестве дополнительной меры поддержки в июне 2019 года Главой государства было поручено списать долги по беззалоговым кредитам для социально-уязвимых слоев казахстанцев. В рамках данной работы более 85 тыс. инвалидов с детства старше 18 лет и членов семей, имеющих детей-инвалидов, получили одобрение на погашение долгов по кредиту.
- Есть ли в числе приоритетов Министерства – создание возможностей для экономической активности людей с инвалидностью? Помогаете ли вы тем, кто может и хочет работать?
- Это наша глобальная цель, достижение которой предполагает выполнение всех остальных целей, в том числе социальную реабилитацию, адаптацию и прочее.
Сегодня в Казахстане только четверть лиц с инвалидностью трудоспособного возраста вовлечена в трудовую деятельность (112 из 424 тыс.). Тогда как в странах ОЭСР этот показатель достигает 40%. На 2020-2021 годы мы ставим себе цель увеличить долю занятых лиц с инвалидностью до 30%.
Данные вопросы будут решаться в рамках правительственного проектного офиса, который ставит перед собой 4 задачи и 26 конкретные меры по подготовке лиц с инвалидностью к рынку труда, содействию в трудоустройстве и предпринимательстве, созданию условий для эффективной занятости, профилактике и предупреждению инвалидности.
К примеру, планируем разработать Атлас профессий с рекомендациями по трудоустройству лиц с инвалидностью в зависимости от видов нарушений функций организма. В планах также поддержка и масштабирование бизнес проектов лиц с инвалидностью, а также их трудоустройство в колл-центры государственных органов и центров занятости населения.
Также во многих странах действует норма, в соответствии с которой компании, не трудоустраивающие лиц с инвалидностью, не могут участвовать в государственных закупках. Мы изучаем этот опыт, планируем в этом году инициировать внесение изменений в Закон «О госзакупках» в части установления ограничения на участие в госзакупках для крупных и средних компаний, не выполняющих квоту по трудоустройству лиц с инвалидностью в размере 2-4%.
Альтернативно, по опыту Японии и Германии рассматриваем механизм, при котором компания вместо исполнения квоты по трудоустройству лиц с инвалидностью может оплатить компенсацию в специальный фонд. Средства фонда в этих странах используются для содействия лицам с инвалидностью в трудоустройстве. К примеру, для их обучения, повышения квалификации, оплачиваемых стажировок, создания специальных рабочих мест и т.д.
- Вопрос передвижения по городу – еще один болезненный для инвалидов вопрос. Как вы намерены улучшить ситуацию с доступностью инватакси и обслуживанием общественного транспорта?
- Политику по данным вопросам определяет Министерство индустрии и инфраструктурного развития. Однако мы, как уполномоченное министерство в сфере соцзащиты лиц с инвалидностью, внесли несколько рекомендаций в Министерство индустрии и инфраструктурного развития.
Правилами оказания услуг по перевозке инвалидов автомобильным транспортом (приказ МТК от 1.11.2013 № 859) не регламентирован порядок предоставления услуг такси в ночное время и в выходные дни. Также поступают многочисленные жалобы на необходимость заказа такси за сутки, отсутствие возможности получения услуг инватакси в других регионах, набор нескольких человек в один такси и т.д. В этой связи, мининдустрии рекомендовано внести соответствующие изменения в Правила.
В связи с тем, что большинству лиц с инвалидностью не требуется специально оборудованный транспорт, они предложили ввести специальные транспортные карты, которые позволят им пользоваться и другими службами такси.
Также лицам с инвалидностью по решению акиматов предоставляются льготы на проезд в общественном транспорте. Однако, в связи с тем, что финансирование на эти цели выделяется из местного бюджета, льготы действуют только для тех, кто проживает в данном регионе. Таким образом, лица с инвалидностью из других областей не могут воспользоваться льготным проездом.
Кроме того, неоднократно поднимается вопрос предоставления льгот на проезд в общественном транспорте для лиц, сопровождающих детей-инвалидов и инвалидов, имеющих затруднение в передвижении.
Эти предложения также будут рассмотрены совместно с МИИР и акиматами.
- Сегодня в Казахстане реализуются различные проекты, направленные на поддержку детей-инвалидов, но вопросы раннего вмешательства и реабилитации детей не уходят с повестки дня. Расскажите о мерах, которые будут направлены на организацию комплексной помощи детям группы риска и с нарушениями развития.
- Для обеспечения конкретных мер в краткосрочной перспективе, месяц назад мы рекомендовали утвердить региональные дорожные карты «Қамқорлық» с 18 ключевыми мероприятиями, которые дадут 80% эффекта уже в 2020 году.
К примеру, в каждом регионе запланировано открытие частных центров соцреабилитации и раннего вмешательства на примере центров «Кенес» и «АРДИ» за счет размещения госсоцзаказа и применения механизмов государственно-частного партнерства.
Кроме того, за счет бюджета запланировано покрытие всех регионов центрами социальной реабилитации на 150 мест. В 2020-2021 годы строительство начнется в Акмолинской, Актюбинской, Алматинской областях, ЗКО, ВКО, Нур-Султане, Алматы и Шымкенте.
Помимо этого, в рамках инициативы Елбасы «Қамқорлық» также предусмотрено открытие 8 кабинетов поддержки инклюзии в общеобразовательных школах в регионах страны. По принципу «шаговой доступности» будут открываться малые и средние центры медицинской реабилитации в поликлиниках.
В рамках внедрения цифровой социальной карты семьи будем переходить от заявительной к выявительной модели работы с семьями, воспитывающими детей с инвалидностью. То есть, если ранее господдержка оказывалась только тем семьям, кто обратился за помощью, то теперь через автоматизированную систему «е-Халық» соцслужбы будут сами выявлять семьи в трудной жизненной ситуации и оказывать им комплексную помощь.
- Какую поддержку ждать детям, инфицированным ВИЧ?
В Казахстане проживает 530 детей, инфицированных ВИЧ, из них инвалидность имеют 331 ребенок.
ВИЧ-инфицированным детям, вне зависимости от наличия инвалидности, оказывается поддержка по линии МИО, в связи с чем дети в разных регионах получают разную помощь.
В декабре 2019 года мы рекомендовали всем акиматам предусмотреть единое пособие ВИЧ-инфицированным детям и их законным представителям в размере 2-х кратного прожиточного минимума, то есть, 62 366 тенге в месяц во всех регионах.
- Прописаны ли в плане по улучшению жизни инвалидов какие-либо изменения в области слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами?
- Существует ряд проблем в сфере слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами. Так, операции по кохлеарной имплантации сегодня проводятся в нескольких больницах в Нур-Султане и Алматы. Через месяц после операции в этих же организациях за несколько часов устанавливается и настраивается речевой процессор.
Вместе с тем, для эффективной реабилитации ребенка требуется первичная реабилитация от 7 до 10 дней в медорганизации, проводившей операцию. На данном этапе должны быть проведены настройка, адаптация и обучение пользованию речевым процессором, психологическое наблюдение, консультации родителей и детей. Однако стационарную реабилитацию в течение 24 дней дети после кохлеарной имплантации проходят только в Национальном центре детской реабилитации в Нур-Султане.
К тому же, в этой сфере имеется проблема дефицита квалифицированных специалистов в связи с высокой психо-эмоциональной нагрузкой и низкой зарплатой в госучреждениях. Также отсутствует интеграция баз данных министерств здравоохранения, образования и науки, труда и соцзащиты, что не позволяет вести единый статистический учет.
Для решения указанных проблем мы внесли изменения в приказ №26 в части проведения слухоречевой адаптации детей с кохлеарными имплантами на базе РГП «Научно-практический центр развития социальной реабилитации» в течение первых трех лет после операции. Это позволит охватить реабилитацией большее число детей в ранний послеоперационный период.
Также по просьбам родителей детей с кохлеарными имплантами приостановлено обязательное изъятие у них старых речевых процессоров. Теперь речевые процессоры будут сдаваться только добровольно.
Для качественного мониторинга и сопровождения детей с кохлеарными имплантами сейчас интегрируем базы данных минздрава, минобразования и минтруда.
Кроме того, медорганизациям необходимо до проведения операции учитывать заключения психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), а также в обязательном порядке направлять детей после кохлеарной имплантации в ПМПК по месту жительства или в научно-практический центр для организации психолого-педагогического сопровождения. В этих целях минздравом планируется внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты.
Наряду с этим, нами внесено предложение предусмотреть обязательство поставщиков по организации первичной установки и настройки речевого процессора в стационарном режиме в течение 7 дней в медорганизации, проводившей операцию. Это позволит улучшить эффективность проведенной операции и компенсировать отсутствие ранней реабилитации, необходимой для интеграции ребенка в слуховую среду.
Для решения кадровых проблем в региональных дорожных картах «Қамқорлық» запланировано повышение квалификации сурдологов и аудиологов. Местным исполнительным органам также поручено обеспечить открытие сурдологических кабинетов на базе организаций здравоохранения, оказывающих специализированную или высокоспециализированную помощь.
- Жилищный вопрос – один из самых острых. Для лиц с инвалидностью – вдвойне. Какие пути решения вы видите?
В соответствии с Законом «О жилищных отношениях» к социально уязвимым категориям населения, которым предоставляются в пользование жилища из коммунального жилищного фонда, относятся инвалиды 1 и 2 групп, а также семьи, воспитывающие детей-инвалидов, т.е. в данные категории не включены инвалиды 3 группы. Это вызывает недовольство с их стороны.
При этом, инвалиды 1 группы нуждаются в постоянном постороннем уходе, полностью зависят от других лиц. Инвалиды 2 группы нуждаются в частичной посторонней помощи с использованием вспомогательных ТСР. Эти группы осуществляют трудовую деятельность только в специально созданных условиях. Так как данные условия не относятся к инвалидам 3 группы, они в категорию социально уязвимых слоев населения не включены.
Наряду с этим, лицами с инвалидностью поднимается вопрос формирования отдельных очередей на жилье для категорий «инвалиды 1 и 2 групп» и «семьи, воспитывающие детей-инвалидов». Таким образом, дети-инвалиды, не получившие жилье до 18 лет, после установления группы должны заново встать в очередь по категории «инвалиды 1 и 2 групп».
В этой связи, в настоящее время мининдустрии рассматривается возможность внесения изменений в жилищное законодательство в части включения в категории, не подлежащие снятию с учета, семей, имеющих детей-инвалидов, после достижения ими совершеннолетия.
Также рассматривается вопрос объединения всех категорий в единую очередь с распределением жилья через единого оператора по дате постановки в очередь.
- Как вы планируете решать существующие проблемы доступной среды маломобильных групп населения?
В рамках задачи по созданию безбарьерной среды для лиц с инвалидностью в настоящее время разрабатывается портал «Доступная среда», на котором будут отражаться сведения по адаптированности объектов под нужды лиц с инвалидностью. При этом, электронная карта доступности объектов будет сформирована, исходя из степени ограничения жизнедеятельности инвалидов.
На данном портале местные исполнительные органы на постоянной основе актуализируют информацию по паспортизированным и адаптированным объектам страны. На сегодня на портал внесены данные по 31 тыс. объектов, в том числе по объектам здравоохранения, образования, культуры, государственных органов, торговли, предоставления услуг и др.
Портал даст возможность общественности оценивать качество проводимой адаптации каждого объекта. Здесь также будут размещены основные НПА, регламентирующие права инвалидов, и контакты ответственных сотрудников госорганов.
Когда увеличат размер заработной платы социальных работников?
- В настоящее время должностные оклады работников в сфере социальной защиты варьируются от 68 до 120 тыс. тенге. В результате, в системе соцобслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда.
В этой связи, в целях привлечения к соцработе квалифицированных работников и повышения качества оказываемых ими услуг, производится повышение заработной платы работников социальной сферы путем установления доплаты за психоэмоциональные и физические нагрузки. Доплаты работникам устанавливаются дифференцированно, в зависимости от сложности и высокой напряженности в работе. Так, с 2020 года паллиативным санитарам, медсестрам и воспитателям, работающим в медико-социальных учреждениях стационарного и полустационарного типа, зарплаты повышены на 40-45%. Тогда как санитарам, медсестрам и воспитателям надомного обслуживания и временного пребывания повышение составит 15-17%.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1839291-kak-ulucsitsa-zizn-ludej-s-invalidnostu-v-kazahstane/