Уникальное наследие Казахстана, которое ценится во всем мире
Опубликовано:
Шедевр человеческого созидательного гения, значимость во взаимовлиянии человеческих ценностей, исключительные, выдающиеся. Казахская земля таит в себе множество тайн и загадок истории, которые еще предстоит разгадать человечеству. Но о величии мы может говорить уже сегодня. NUR.KZ расскажет о пяти уникальных и удивительных достояний Казахстана, которые значатся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави
На юге Казахстан красуется величественный мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, первый официально одобренный и взятый под охрану ЮНЕСКО историко-культурный объект. Находится он городе Туркестан и является центральной достопримечательностью государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан». Это уникальный комплекс дворцов и храмов, шедевр архитектуры, построенный в период с 1385 по 1405 годы. Воздвигнуто он было в честь жившего в XII веке известного на Востоке древнетюркского поэта и проповедника суфизма Ахмеда Ясави. Примечательно, что слово «Ясави» означает «из Ясы», так в древности назывался город Туркестан. Поселение имело высокую значимость по маршруту Великого шелкового пути, соединяя его с Даштикипчакской степью. Через окрестности проходили караваны из Персии, Византии и Китая, транспортирующие изящный фарфор, шелка и драгоценности. Но место, прежде всего, известно своим именитым жителем — поэтом Ходжа Ахмед Ясави. Поэта заслуженно называют главой тюркской ветви суфизма. Его поэмы, воспевающие добродетель и честь, народ учил наизусть и разносил далеко за пределы Ясы и окрестной Даштикипчакской степи. Кочевники из степей приходили к мудрому поэту за советами.
Ходжа Ахмед Хазрети Султан Ясави – основатель суфизма, мыслитель, поэт, проповедник, признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, популярный среди местных кочевников поэт-мистик и религиозный проповедник. Отец его, Ибрахим ибн Махмуд, был, как отмечал Ахмед Ясави в своих 149 хикметах, религиозным, уважаемым, известным шейхом города Исфиджаб, современный Сайрам. Когда ему было 7 лет, он лишился отца, после чего мать отдала его на учение Арыстан-бабу. Становление Ахмеда Ясави, как личности происходило в городе Ясы, куда он прибыл в 17 лет после кончины своего учителя. Именно с этого возраста юноша начинает писать стихи на арабском, чагатайском, персидском, тюркском языках. Интересуется поэзией, литературой Востока.
Народные предания рассказывают о большом уважении эмира Тимура к святыне Туркестана. По его указанию более чем два века спустя после смерти Ахмеда Ясави на месте небольшого надмогильного сооружения, очевидно, пришедшего в ветхость, был построен один из выдающихся памятников мирового зодчества, который вошел в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Мавзолей Ахмета Яссауи является архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки, помещений административного и хозяйственного назначения.
Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы
Исторический объект «Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы» является первым памятником наскального искусства в Центральной Азии, который в 2004 году был внесен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Представляет собой несколько тысяч наскальных рисунков, расположенных компактно в небольшой области урочища Тамгалы. На территории заповедника Тамгалы известно более ста различных памятников — поселений, могильников, жертвенников и скоплений петроглифов, сосредоточенных на территории около 900 га и датируемых в интервале от середины ХIV-ХIII вв. до н. э. до рубежа XIX—XX вв. Древнейшими обитателями Тамгалы были племена эпохи бронзы андроновской культуры во II тыс. до н. э.
Ядром комплекса во все времена оставался каньон, на скалах которого, условно обозначенных как I—V группы, сохранилось около 3000 петроглифов. Вблизи, у подножья одиночной горы, расположен обширный некрополь, где самые древние захоронения совершались в XIV—XIII вв. до н. э., на предгорной равнине обособленными группами выделяются курганы кочевников I тыс. до н. э. — I тыс. н. э., в том числе курган с каменными грядами-«усами». Вся эта территория, включая каньон с петроглифами, с древнейших времен являлась культовой зоной, в пределах которой люди не жили, а посещали ее в церемониальных целях. Повседневная жизнь обитателей Тамгалы протекала на периферии урочища, здесь найдены остатки древних поселений и стоянок.
Святилище солнцепоклонников было обнаружено в конце 50-х годов прошлого столетия, его более тщательное изучение началось двадцать лет спустя. Самой яркой достопримечательностью Тамгалы является небольшой каньон, образовавшийся в устье ущелья. Здесь на изгибах долины скалистые склоны порой вплотную подступают друг к другу, образуя почти замкнутое пространство. Обширные и гладкие поверхности скал покрыты «пустынным загаром», который служил идеальным фоном для создания наскальных рисунков. На протяжении многих веков скалы каньона с петроглифами и узкая долина Тамгалы сохраняли значение святилища — места, где проходили ритуальные церемонии, совершались магические обряды, поклонение богам и духам предков. Петроглифы Тамгалы являются наиболее важным источником и обладают, кроме того, огромной художественной ценностью.
Многие петроглифы подверглись реставрации. Некоторые из них были собраны по частям и заново склеены, на некоторых убраны следы вандализма. Одни из самых известных рисунков — изображения «солнцеголовых» людей. Сцены охоты также часто встречаются среди петроглифов. Потребность в искусстве была развита у людей еще с древних времен, о чем напоминают многочисленные сцены танцев.
Кроме изображений обитавших здесь животных, таких как пятнистый бык и олень, можно встретить рисунки мифических животных, например, единорогов. Известным является рисунок, который называют «Философ» или «Мудрец».
Сарыарка – Степи и озера Северного Казахстана
В 2008 году комитет всемирного наследия в ходе своей 32-й сессии принял решение о внесении 13 новых объектов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них – «Сарыарка - степи и озера Северного Казахстана». Сарыарка представляет собой два государственных природных заповедника «Наурзум» и «Коргалжин» общей площадью более 450 тыс. гектаров. Заболоченные земли, покрывающие большую часть территории объекта, чрезвычайно важны для жизнедеятельности перелетных водоплавающих птиц, среди которых целый ряд вымирающих видов.
Наурзумский заповедник был создан в 1931 году с цель сохранения ландшафтов азиатских степей на площади 300 тыс. га. Современная территория Наурзума включает взаимосвязанный и взаимозависимый ряд природных экосистем от западного к восточным бортам Тургайского плато, расчлененного Тургайской ложбиной, и включает участки плато, его склоны, днище ложбины, степные равнины, озерные котловины и современные долины рек. Флора заповедника отличается богатством и насчитывает 687 видов высших растений. В фауне заповедника зарегистрировано 44 вида млекопитающих, 282 вида птиц, 6 видов пресмыкающихся и земноводных и более 10 видов рыб.
Коргалжинский заповедник создавался дважды. В 1958 году заповедник был организован как степной и включал участки целинной степи на южном берегу озера Кургальджин. В 1961 году заповедник был ликвидирован, и часть его территории распахали. В 1968 г. Коргалжинский государственный заповедник был создан вновь, но не как степной, а озерный - для охраны озерных комплексов Тенгиз-Кургальджинских озер, являющихся местообитанием фламинго, кудрявого пеликана и других птиц. Флора насчитывает 374 вида сосудистых растений. Зарегистрированы 41 вид млекопитающих, 299 видов птиц из 23 отрядов, 3 вида рептилий, 2 вида земноводных и 12 видов рыб. На островах озера Тенгиз располагается самая северная гнездовая популяция обыкновенного фламинго, гнездятся редкие виды – кудрявый пеликан, савка и другие ценные виды водно-болотного комплекса. Из других редких видов на территории заповедника встречаются серый журавль и журавль красавка, дрофа, стрепет, кречетка, на пролете встречаются краснозобая казарка.
Объекты Великого Шелкового пути в Чанъань-Тянь-Шанском коридоре
Одна из основных магистралей Великого шелкового пути, сеть маршрутов Чанъань-Тянь-Шанского коридора, первая сеть торговли между Китаем и Западом, стал первым участком Шелкового пути, занесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Протяженность участка составляет 5 тысяч километров на территории Китая, Казахстана и Кыргызстана. Он сформировался в период между II веком до н.э. и I веком н.э. и использовался до XVI века, связывая города и народы и содействуя культурным обменам по всей Центральной Азии, где купеческие караваны пересекали горы. В июне 2014 года в ходе 38 сессии Комитета Всемирного наследия в Дохе Шелковый путь был включен в список наряду с другими 25 объектами, что подтвердило его социальную, культурную и историческую важность.
Этот участок стал одним из первых и важных маршрутов, соединявший Дальний Восток со странами Центральной Азии, где Чанъань-Тянь-Шанский коридор брал начало в городе Чанъань, провинция Шэньси на северо-западе Китая, проходя в западном направлении через коридор Хоси, а затем в горах Тянь-Шаня и по долинам юго-восточного Казахстана и северного Кыргызстана. Во II веке до нашей эры впервые был открыт восточный путь маршрута после того, как китайский исследователь Чжан Цянь отправился из столицы Сиань в Центральную Азию и Индию для установления официальных отношений с иностранными царствами, а самое главное для развития потенциальной торговли с западом. Движение по этим маршрутам стало набирать обороты с началом развития торговли между Китайской и Римской империями дальневосточными товарами, такими как шелк, который являлся роскошью на западе. Коридор оставался центральным торговым маршрутом в Центральной Азии с VIII по XII века, с пиком торговли в VIII и IX веках, и свидетельствовал о формировании Исламского халифата, династии Тан и Византийской империи. Торговля процветала во времена монгольского мира в XIII и XIV веках после распада династии Тимуридов в XVI веке.
Купцы, помимо товаров, приносили знания и навыки, убеждения и языки со всех регионов Шелкового пути. В число 33 элементов, отражающих культурные, интеллектуальные и научные обмены, предложенных Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО для включения в список в составе Чанъань-Тянь-Шанский коридора, вошли столицы и дворцовые комплексы, буддийские пещерные храмы, древние пути, почтовые отделения, сигнальные башни, участки Великой Китайской стены, фортификационные сооружения, гробницы и религиозные сооружения. Древние постройки, такие как пагоды, пещерные храмы и буддийские монастыри, свидетельствуют о распространении буддизма в регионах Чанъань-Тянь-Шанский коридора.
Таким образом, Чанъань-Тянь-Шанский коридор сыграл важную роль в формировании разных культур, развитии городов и появлении обычаев в регионах на торговых маршрутах Китая, Казахстана и Кыргызстана. Его отличительная особенность как участка сети маршрутов Шелкового пути и его внесение в список Всемирного наследия являются важным достижением в признании Великого шелкового пути общим достоянием человечества. В последние годы эти маршруты стали предметом интенсивного изучения ЮНЕСКО в рамках транснационального проекта «Серийная номинация Шелкового пути в Список Всемирного наследия», в ходе которого было рассмотрено 54 различных коридоров на Шелковых путях протяженностью 150 000 километров, от Средиземного моря до Дальнего Востока, в дальнейшем предполагается поступление большего числа таких предложений.
Западный Тянь-Шань
Западный Тянь-Шань – горная система в Центральной Азии, западная часть горной системы Тянь-Шань. Расположен он на территории Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Западный Тянь-Шань входит в списки природных объектов Всемирного наследия Юнеско. Он изобилует разнообразными ландшафтами, для которых характерно исключительно богатое биоразнообразие. Регион западного Тянь-Шаня имеет мировое значение, так как является местом происхождения ряда видов фруктовых деревьев и отличается большим разнообразием типов лесов и уникальным растительным миром.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1848782-unikalnoe-nasledie-kazahstana-kotoroe-cenitsa-vo-vsem-mire/