Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Арман Сулейменов: Онлайн дает много преимуществ образовательным программам

Опубликовано:

2020 год, проходящий под знаменем пандемии, заставил измениться многие сферы экономической и общественной жизни. Исключением не стала и сфера образования. Карантинные меры, принятые по всему миру, в том числе и в Казахстане, заставили образовательные организации перенести уроки из классов в онлайн.

Арман Сулейменов, QWANT: Онлайн дает много преимуществ образовательным программам
Фото из личного архива Армана Сулейменова: Facebook

В нашей стране на дистанционное обучение перешли около 3,3 млн школьников и 1 млн студентов вузов и колледжей, которые были вынуждены заканчивать учебный год в интернете.

Пандемия ускорила цифровизацию в этой отрасли, вынудив школы и вузы практически «на ходу» перестраивать свои подходы к работе. И теперь, когда карантин постепенно ослабляется, возникают споры: каким будет будущее образования после победы над пандемией и останется ли все в режиме онлайн или же будет откат к старой системе.

О том, как меняется образование сегодня и в чем преимущество онлайн-образования, мы поговорили с участником «Online Astana Finance Days 2020» – советником школы программирования QWANT и основателем nFactorial.school Арманом Сулейменовым.

- Сейчас много говорят о цифровизации образования и том, какое будущее ее ждет после пандемии. Насколько перспективно онлайн-образование и смогут ли университеты перестроиться под новое веяние или же нас может ждать откат к старым подходам?

- Говоря об этой теме, нужно попытаться ответить на два вопроса. Первый – вернется ли образование в оффлайн или же останется онлайн. Второй вопрос – что будет лучше, а что хуже для образования?

Вообще онлайн-формат обучения дает много преимуществ образовательным программам. Хотя, конечно, нужно понимать – это касается не всех сфер обучения.

Традиционные вузы сохранят оффлайн-компонент. Там уже были большие вложения в инфраструктуру, например, лаборатории. Если вы, к примеру, обучаетесь на химика или физика, то в интернете вы получите только теорию. Для практики, которая тоже важна для обучения, вам нужны лаборатории, реагенты и так далее.

Но если мы говорим о программировании, то я не вижу преград для перехода в онлайн. Все, что вам нужно, – это время и компьютер со стабильным доступом в интернет.

В целом у дистанционного формата обучения много преимуществ. Например, учащиеся могут пересмотреть видеоурок сколько угодно раз, если им что-то непонятно. Есть и другой тип студентов, которым кажется, что все идет слишком медленно. Благодаря дистанционному формату он сможет заниматься в своем темпе.

К сожалению, онлайн-обучение не может создать «магию случайностей», которая бывает в вузах. Это когда вы идете в туалет или столовую и случайно встречаете профессора или другого студента, и вместе вы можете пойти пообедать и что-то обсудить или решить какую-то задачу.

Я не буду категоричен и не скажу, что после пандемии все образование перейдет полностью онлайн. Но какие-то изменения в любом случае мы увидим, и все процессы в оффлайн не вернутся.

- В этом году на базе Бюро непрерывного профессионального развития МФЦА была запущена онлайн-школа программирования QWANT. Насколько такое образование востребовано в Казахстане?

- Давайте начнем с предыстории. Сама инициатива создания этой школы принадлежит команде МФЦА. Они начали диалог с американской компанией Qwasar Silicon Valley и договорились о многолетнем партнерстве, чтобы запустить в Казахстане школу программирования на основе учебного материала и методологии Qwasar. Меня пригласили в этот проект в качестве советника. Я помогаю с поиском менторов, и являюсь ментором сам.

О востребованности школы говорит статистика. С анонса школы QWANT в апреле мы получили около 2,5 тысячи заявок, из которых отобрали только 420 человек. Самому младшему нашему участнику 12 лет, а самому старшему – около 40 лет. Ограничений по возрасту мы не ставили, сделав акцент на навыки программирования кандидатов.

После заполнения заявки они должны были пройти кодинг-тест, и в случае успешного прохождения мы назначали интервью. Цель беседы – понять, насколько человек разбирается в теме программирования и, что важно, с какой вероятностью он завершит программу, потому что она достаточно длительная – шесть месяцев.

Почему это важно? Опыт онлайн-школ показывает, что там, где человек свободен в посещении курсов и сам определяет время обучения, чаще всего малая доля участников доходит до конца. Где-то в районе 7%, я думаю. Причина в отсутствии внешних сил, которые могут вас, скажем так, контролировать, нет менторов и преподавателей.

Естественно, мы не можем гарантировать, что все 420 человек завершат нашу программу. Есть много разных факторов, но результат в около 50% можно будет назвать успехом.

- А как организован сам учебный процесс, чтобы избежать такого опыта?

Мы разделили обучающихся на группы, каждой закреплен ментор – создается подобие стандартного класса, где люди друг друга знают. Один ментор ведет 2-3 группы, все они – опытные разработчики.

Отличие менторов в нашей школе от преподавателей или кураторов в традиционных вузах в том, чтобы они не дают готовые ответы, а помогают учащимся найти решение самостоятельно. Так студент лучше познает суть предмета.

Весь учебный материал разделен на два этапа, каждый длиною в три месяца. В рамках первого этапа студенты изучают основы языка программирования «С» - одного из фундаментальных языков.

Уже после него идет выбор специализации: это может быть веб-разработка, то есть разработка приложений, аналитика данных либо алгоритмы. Большинство интересуется веб-разработкой, чуть меньше – анализом и совсем немного – алгоритмами.

Учебный процесс проходит на цифровой платформе, созданной компанией Qwasar. На ней есть весь учебный план. Участники обучения заходят туда и выполняют задания: выполняешь одно, открывается следующее и так далее. У каждого задания – квеста – продолжительность примерно в неделю.

Другими словами, обучение в QWANT – самостоятельное, но есть элемент peer-to-peer, то есть когда участники учатся друг у друга. При этом классических лекций у нас нет, менторы встречаются со студентами в формате онлайн-звонков. У меня они длятся, например, около 40 минут.

Каждый участник рассказывает о своем прогрессе, иногда готовятся выступления по той или иной теме. Если есть затруднения в выполнении заданий, то учащиеся подсказывают друг другу, что и как лучше сделать.

Если же ни у кого проблем нет, то мы просим какого-нибудь участника показать одно из его прошлых заданий. Так другие могут увидеть, как же можно было решить ту же задачу, что была и у них, но другим способом.

Кого мы получим на выходе – пока рано говорить, потому что пока не было ни одного выпуска, и у нас нет обратной связи от работодателей. Но мы ставим перед собой задачу подготовить сильных junior и middle специалистов. В зависимости от навыков, которые были у участников на входе. А они разнятся: у нас учатся как достаточно опытные разработчики, так и школьники с уже имеющейся базой программирования. В рамках шести месяцев программы «Upskill» все повышают свои навыки и квалификацию.

- Если подытожить, то к чему должен быть готов кандидат в участники подобной онлайн-школы?

Нужно быть готовым к шестимесячной, достаточно интенсивной учебной программе. На обучение нужно выделять минимум 20 часов в неделю.

Скоро мы планируем анонсировать следующий поток. Ставим перед собой цель – в течение года выпускать два потока, примерно по тысяче выпускников каждый. Это амбициозная цель, и время покажет, получится ли у нас этого достичь.

Сейчас, как я уже сказал ранее, поток из 420 человек, но мы можем обучать и больше. Онлайн-школа легче масштабируется, чем традиционная. Чтобы в обычной школе начать обучение тысячи человек вместо 400, нужно строить новые классы, привлекать новых преподавателей из своего региона – это значительные физические ограничения. Кроме того, нужно задуматься, а будет ли вообще в вашем микрорайоне такой рост потенциальных учащихся?

В случае онлайн-школы это проще: учебный план уже готов, учащихся можно привлекать из любой точки мира, где есть интернет, как и менторов – из любой страны. В этом и заключается ключевой преимущество онлайн-образования. Физические границы легко преодолеть.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1862799-arman-sulejmenov-onlajn-daet-mnogo-preimusestv-obrazovatelnym-programmam/