Против закрытия единственного в Алматы детского дома выступили его воспитанники
Опубликовано:
Воспитанники детского дома №1 выступили против закрытия и расформирования учреждения, постановление о ликвидации которого буквально пару дней назад выпустил акимат Алматы. По словам детей, они не хотят переезжать в Дом юношества и SOS Детские деревни, куда их распределят после закрытия детдома, передает NUR.KZ.
Как рассказали сами дети, они уже обращались в акимат с просьбой остановить закрытие детского дома, однако их обращение осталось без ответа. Теперь они записали видеообращение к президенту страны с просьбой не закрывать детский дом и принять меры против опекуна - директора учреждения.
"Мы все против закрытия детдома, он остался единственным в городе. Двоих детей насильно заставляют идти в Детскую деревню. Еще 16 детей в конце августа идут в Дом юношества, некоторые из них тоже не хотят, нас насильно заставляют.
Мы остались без защиты сейчас. Мы не первый год здесь живем, уже как одна семья. Нам говорят, что о нас никто не думает, мы никому не нужны. Нас оскорбляют, не уважают наши права", - рассказал 15-летний Александр Кайдаров.
Подросток уже 13 лет живет в этом детском доме и не хочет уезжать в Дом юношества, куда его планируют перевести, как только будут готовы документы о его поступлении в колледж.
"Мы приходили к руководству несколько раз с просьбой, чтобы оставили детский дом. Директор Омарова Галия Бесеновна имеет имеет права защитить наши права, но не делает этого", - говорит юноша.
Как прокомментировала ситуацию замдиректора детского дома по учебной работе Лариса Плотникова, сейчас в учреждении проживают 44 ребенка, из которых уже пятерых уже в ближайшие дни перевести SOS Детскую деревню.
"28 июля вышло постановление акима Алматы за №3/261 о ликвидации КГУ "Детдом №1 управления образования". То есть детдом постановлением акима подлежит закрытию. Мы в течение полутора лет работаем по трансформации детдома в связи с тем, что количество детей уменьшается, сейчас здесь 44 ребенка, в августе будет менее 20 детей.
Сегодня пять человек - семья из трех детей и еще два мальчика-братья- переходят в SOS Детскую деревню. Это учреждение, которое работает по семейному типу, дети живут в коттеджах и у них есть мама. Они готовы к приему детей.
Ребята, которые поступили в колледж, переходят в Дом юношества после того, как мы получим документы, что они будут приняты в колледж, мы напишем заявление в управление образования о переводе детей", - рассказала заместитель директора.
По ее словам, когда закрывался детский дом №2, дети тоже переживали, но буквально за неделю адаптировались на новом месте. Женщина уверена - и в данном случае произойдет точно так же.
К тому же, уверяет она, дети друг друга знают, встречаются на спортивных соревнованиях, футбольных матчах и концертах. Кроме того, по словам замдиректора, с детьми проводились беседы и разъяснительные работы, в том числе, с участием психологов.
Сами дети уверяют, что беседа с психологами прошла в довольно необычном русле.
"Работа с психологами шла так - нам говорили, что нам будут давать деньги, например, по две тысячи тенге в день, и мы сможем покупать все, что хотим. Мы писали заявление об отказе в переводе в Детскую деревню.
В детском доме мы можем находиться до 18 лет, а в 16 имеем право написать заявление о переводе нас в Дом юношества. Но нас переводят насильно сейчас, так как мы против перевода, мы считаем, что не готовы ко взрослой жизни. Мы хотим остаться до совершеннолетия в детдоме", - говорят подростки.
Кроме распределения по другим учреждениям, детей могут забрать и в патронатную семью, однако не всегда это бывает успешно.
Александр Кайдаров рассказывает, что его уже забирали в патронатную семью, когда ему было 8-9 лет, однако мальчик не прожил там долго - по его словам, родители употребляли алкоголь, ругались с бабушкой, что возмутило мальчика и он стал уходить из дома, надеясь, что его вернут в детдом.
Многие, кого забрали в патронатную семью, говорит Александр, хотят вернуться в детский дом, так как родители, бывает, не могут обеспечить ребенка или имеют вредные привычки.
"Если ребенок не хочет жить в семье, тогда расторгается договор с патронатной семьей, ребенка возвращают в детский дом. Но нужно понимать, что и в обычных семьях бывают конфликтные ситуации.
При этом граждане, которые становятся патронатной семьей, ожидают, что ребенок будет благодарен им, но ожидание часто расходится с реальностью - дети, когда приходят в семью, стараются показать себя с лучшей стороны, но происходят срывы, родители разочаровываются. Могут встречаться трудности в поведении, учебе, другие проблемы, тогда многие просто не справляются - есть случаи вторичного сиротства. Нужно взвешивать свои силы и возможности, а главное, любить детей", - говорит Лариса Плотникова.
Однако кроме нежелания покидать детский дом, дети заявляют и о других проблемах. Так, по словам Александра, в последнее время ухудшилось питание и обеспечение вещами.
"Как Галия Омарова встала на пост директора, ситуация стала ухудшаться, например, с питанием. Вещи нам не выдают, потому что их нет, государство нас не обеспечивает, мы носим спонсорские вещи.
За последний сезон мы не получали ни одной вещи. Летом нам выдали одни шорты, одну футболку, одну пару носков. Опекун идет против нас и мы просим принять меры", - уверяет Александр.
Между тем, замдиректора говорит о том, что дети получают одежду и обувь в полном объеме, посильную помощь оказывают и спонсоры.
При этом бухгалтер учреждения озвучила журналистам один из фактов обеспечения детей - к примеру, нижнее белье выдается из расчета шесть штук трусов на ребенка в год!
По мнению правозащитницы Дины Смаиловой, представительницы фонда "Немолчи.Дети", куда обратились воспитанники детдома, важно проверять, что происходит в патронатной семье.
"Началась эта кампания по закрытию детских домов, детей стали распределять по семьям. Да, мы делаем хорошее дело и ребенок должен жить в семье, но мы, как общественность, должны понимать, как живет ребенок в семье, что там происходит.
Есть подростки, которые остались сиротами и они не хотят в патронатную семью, они хотят быть с ровесниками или их не хотят брать в патронатную семью. Их желания никто не учитывает. Как говорят дети, никто не проверяет по полгода, что там происходит.
300 человек тут было, осталось 44. Нужно назначить проверку и убедиться, что государство на правильном пути. Но меня возмущает, что общественность не ставят в известность, все закрывается потихонечку, например, закрыли телефон доверия 111, о котором знали все, теперь закрывают детские дома", - сообщила правозащитница.
В Управлении образования также прокомментировали ситуацию.
"В целях деинституционализации детских домов и устойчивой тенденции уменьшения количества воспитанников в 2016 году была начата работа по постепенной трансформации детских домов по всей стране.
Главная задача поэтапного перевода воспитанников детских домов в другие социальные учреждения, в том числе, в SOS Детские деревни, заключается в создании для детей условий, максимально приближенных к семейной модели воспитания.
При определении 47 воспитанников детского дома в Алматы будут учтены их пожелания, а 63 сотрудника будут трудоустроены. Кроме того, в здании детского дома планируется открытие государственного детского сада", - сообщили в Управлении.
Поделитесь новостью. WhatsApp NUR.KZ - +7 747 306 06 68
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1867434-protiv-zakrytia-edinstvennogo-v-almaty-detskogo-doma-vystupili-ego-vospitanniki/