Биржан Жунусов: В Казахстане максимально упрощают услуги социальной сферы
Опубликовано:
Заместитель Председателя Правления НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Биржан Жунусов ответил на ряд вопросов по социальному блоку в своем недавнем интервью, передает NUR.KZ.
О том, что роль госкорпорации «Правительство для граждан» в жизни людей высока, знают многие, но не все различают направления, в которых она работает. Итак, на сегодняшний день можно выделить четыре основных пласта работы корпорации – это непосредственное оказание государственных услуг в центрах обслуживания населения, услуги по линии земельного кадастра и недвижимости, государственная регистрация коммерческих юридических лиц и недвижимого имущества, а также социальное обеспечение казахстанцев (выплаты пенсий, пособий, социальных выплат).
В преддверии Дня пожилого человека, который отмечается в Казахстане ежегодно 1 октября, о последнем мы поговорим сегодня подробнее с заместителем Председателя Правления госкорпорации «Правительство для граждан» по социальному блоку Биржаном Жунусовым.
Биржан Уалиевич, какие задачи в сфере социального обеспечения возложены на госкорпорацию «Правительство для граждан»?
- Нужно понимать, что Правительство для граждан является единым провайдером государственных услуг, в том числе социального и пенсионного обеспечения РК, предоставляя госуслуги по 44 категориям выплат из Республиканского бюджета и Государственного фонда социального страхования (ГФСС).
При предоставлении государственных услуг в сфере социального и пенсионного обеспечения наши сотрудники формируют документы по назначению пенсий и пособий, финансовые потребности на выплату пенсий, пособий и социальных выплат, ведут персонифицированный учет обязательных пенсионных взносов в накопительную пенсионную систему, отчислений в системы обязательного социального страхования и обязательного медицинского страхования, а также оказывают методическую и практическую помощь в социальной сфере, проводят информационно-разъяснительную работу среди населения.
Помимо этого работники социального блока госкорпорации осуществляют проверку полноты документов для своевременного оказания госуслуги по назначению пенсий и пособий, для передачи их соответствующему уполномоченному органу. На госкорпорацию возложена также ответственность, организации осуществления выплаты пенсий, государственных пособий и социальных выплат, предусмотренных законодательными нормами.
Сколько услуг оказывает Госкорпорация в социальной сфере? Назвать самые востребованные услуги.
- В соцсфере «Правительство для граждан» оказывает 15 государственных услуг по 44 категориям выплат. Это выплаты пенсий, различных пособий и социальных выплат. За 8 месяцев текущего года было оказано более миллиона госуслуг социальной сферы. Наиболее востребованные услуги из них – это услуги по рождению ребенка и уходу за ним, а также пособия по беременности и родам.
Какие новшества были введены в социальной сфере с момента создания Госкорпорации?
- При создании госкорпорации «Правительство для граждан» основной упор был сделан на то, чтобы не оказывать услуги, как раньше в ЦОНах по принципу «одного окна», а перейти на принцип «одного заявления». Поэтому основными достижениями стало упрощение подачи заявлений на услуги социальной сферы, а далее уже введенный принцип проактивного оказания госуслуг.
Под проактивным принципом оказания госуслуг понимается, что государство заранее будет информировать казахстанцев о полагающихся им услугах на основании сведений в государственных базах данных и информационных системах (например, о полагающихся пособиях, выплатах и т.д.).
На сегодняшний день в проктивном формате оказываются такие государственные услуги, как назначение государственного социального пособия по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначение государственного пособия многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степени, назначение пособий на рождение ребенка и по уходу за ним до года, назначение пенсионных выплат.
- Расскажите о Контакт-центре 1411? По каким вопросам можно туда обращаться?
- Контакт-центр 1411 предоставляет консультации по вопросам социально-трудовой сферы, пенсионного и социального обеспечения, адресной социальной помощи, трудовым отношениям, а также осуществляет прием заявок на онлайн-психологическую консультацию лиц, воспитывающих детей-инвалидов. Он работает с 9.00 до 20.00 часов без перерыва и выходных дней.
В связи с ростом обращений в контакт-центр в этом году мы увеличили его штатную численность с 25 операторов до 60.
За 8 месяцев они оказали более 800 тысяч консультаций, большинство из которых было по вопросам пенсий и соцпособий.
- Планируется ли предоставлять госуслуги соцсферы без привязки к месту жительства? Если да, то когда это будет реализовано?
- В части экстерриториальности пока планируется внедрить без привязки к месту жительства услугу «Назначение пособий на рождение ребенка и по уходу за ребенком». Внесение изменений в действующие НПА планируется на 2021 год.
- Будет ли повышение пенсий и пособий?
- Повышение размеров пенсий и пособий проводится ежегодно Указом Президента РК.
В этом году пенсии были повышены на 5% с 1 апреля 2020 года.
Поэтому в период действия режима ЧП работниками соцблока госкорпорации был произведен автоматический перерасчет по повышению размеров пенсионных и социальных выплат. Наряду с этим велась непрерывная и своевременная выплата пенсий, пособий и социальных выплат.
- Во время пандемии беременные женщины столкнулись с тем, что недополучили свои декретные из-за того, что их работодатель был освобожден от выплаты соцотчислений. Как быть в таких ситуациях? Нужно ли беременным женщинам предоставлять дополнительные документы для оформления декретных пособий? Если да, то, что это за документы?
- В связи с принятием новой нормы, согласно которой отдельные виды деятельности освобождены от уплаты налогов и социальных платежей по заработной плате с 1 апреля по 01 октября 2020 года, Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан были внесены изменения в Приказ «О некоторых вопросах оказания государственных услуг в социально-трудовой сфере и обеспечения продуктово-бытовым набором некоторых категорий населения на период чрезвычайного положения и ограничительных мероприятий», согласно которому стаж участия в пенсионной системе и в системе обязательного социального страхования, а также доход учитываются на основании справок работодателя.
Поэтому теперь работники предприятий, применяющие поправочный коэффициент «0» при оформлении социальных выплат, должны представить справку о доходах в отделения Государственной корпорации, то есть в ЦОНы.
- В целом, как происходила работа соцблока во время пандемии? Были ли какие-то проблемы?
- В период действия на территории республики режима ЧП корпорация наряду с другими госорганизациями работала в экстренном режиме.
Так, например, в целях недопущения социальной напряженности были приняты срочные меры для получения гражданами бумажных государственных услуг социально-трудовой сферы через сервис «Электронные обращения» портала электронного правительства.
Кроме того, на госкорпорацию были возложены функции по формированию электронного макета дела и выплате 42500. Нашими сотрудниками был произведен автоматический перерасчет пенсий на 5 % с 1 апреля 2020 года.
Помимо всего этого работники Правительства для граждан в оперативном режиме рассматривали проблемные вопросы, требующие незамедлительного решения, осуществляли консультации по вопросам социального и пенсионного обеспечения.
В целом, можно положительно оценить работу каждого нашего сотрудника в этот период. Ведь, объединившись, мы смогли оперативно ответить на все требования времени в условиях пандемии.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1877197-birzan-zunusov-v-kazahstane-maksimalno-uprosaut-uslugi-socialnoj-sfery/