Дорожная карта занятости: результаты, эффективность и возможности
Опубликовано:
В этом году мерами содействия занятости в Казахстане планируется охватить более 1,2 млн человек, 255 тыс. человек из них – в рамках Дорожной карты занятости.
В непростое время антикризисная мера помогла казахстанцам не остаться без работы и не потерять доходов, в связи с чем ее решено было продлить и на следующий год. О том, какой вклад вносит ДКЗ в решение проблемы безработицы, насколько она эффективна и как планируется ее усовершенствовать, в интервью NUR.KZ рассказала директор Департамента занятости МТСЗН РК Найла Мухтарова.
— Какую роль играет Дорожная карта занятости в обеспечении занятости населения?
— Дорожная карта занятости является антикризисной мерой и обеспечивает занятость людей через создание временных и массовых рабочих мест. Особенностью этих рабочих мест является их доступность и гибкость.
Реализация Дорожной карты позволяет не допустить массовый рост безработицы, а также сохранить навыки и компетенции людей, которые на какое-то время оказались не у дел.
По данным на 16 ноября, Дорожная карта занятости уже обеспечила работой 213 тыс. человек, из них 114 тыс. человек - официально зарегистрированные безработные.
— Насколько существенным оказался вклад Дорожной карты занятости в решение вопроса безработицы в период пандемии?
Борьба с пандемией COVID-19 вызвала сильнейший за последние десятилетия мировой социально-экономический кризис.
Замедлены производственные процессы, нарушены цепочки поставок, резко сократился спрос на сырье, инвесторы покинули развивающиеся рынки.
Всё это привело к снижению доходов населения и сокращению занятости.
Рынок труда отреагировал на кризис преимущественно сокращением рабочего времени и снижением роста доходов населения, чем на сокращение занятости.
Безработица во третьем квартале находиться на уровне 5%. А с учетом увеличения численности временно незанятых лиц (со 130 до 536 тыс. чел.), доля лиц вне активной занятости составила 10,8%.
Отмечается снижение показателей использования рабочего времени. Количество работающих более 36 часов в неделю уменьшилось на 542 тыс. человек, менее 30 часов в неделю выросло на 104 тыс. человек.
Наиболее пострадавшими секторами стали туризм и гостиничный бизнес, транспорт, автомобилестроение, нефтегазовая отрасль, сфера потребительских товаров.
Правительством было мобилизовано все ресурсы и возможности, задействованы потенциал всех государственных программ. В том числе была принята новая антикризисная программа «Дорожная карта занятости».
Благодаря реализации Дорожной карты занятости и других программ занятости уровень безработицы удалось сохранить на приемлемом уровне.
— Какие еще задачи, кроме трудоустройства людей решает ДКЗ и насколько успешно?
— Кроме социального эффекта в виде трудоустройства ДКЗ несет в себе следующие эффекты.
На сегодняшний день более 213 тыс. человек обеспечены доходом в виде заработной платы, что способствует увеличению платежеспособного спроса. С учетом коэффициента семейности постоянным доходом будут обеспечены более 1 млн человек.
Порядка 2,5 тыс. предприятий принимают участие в Дорожной карте в качестве подрядчиков. Отечественные компании получили поддержку в виде заказов на сумму 488 млрд тенге, включая 19 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, которые сохранили 114 тысяч рабочих мест.
Занятость населения в рамках Дорожной карты занятости населения обеспечивается за счет реализации инфраструктурных проектов по строительству, капитальному, текущему ремонтам и реконструкции социально-культурных объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства населенных пунктов.
Таким образом, Дорожная карта занятости вместе с решением вопросов занятости населения создает условия для развития инфраструктуры регионов, тем самым решает социальные проблемы и способствует улучшению качества жизни казахстанцев.
— Совсем недавно Президент поручил продлить действие Дорожной карты занятости на 2021 год. Как будет усовершенствована ДКЗ?
В настоящее время Министерством труда и социальной защиты населения РК проводится работа по продлению действия Дорожной карты занятости. Для этого в НПА, регламентирующий Дорожную карту занятости будут внесены некоторые изменения и дополнения.
Главный акцент будет делаться на создание постоянных рабочих мест. В связи с этим, из перечня инфраструктурных проектов будут исключены проекты предусматривающие капитальный, средний и текущий ремонт объектов с минимальной продолжительностью работы. Останутся только строительство новых объектов и работы по реконструкции при условии создания постоянных рабочих мест.
Вместе с тем, часть финансирования будет направлена на микрокредитование. На сегодняшний день прорабатываются условия этого инструмента.
— Спасибо за интервью!
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1885592-doroznaa-karta-zanatosti-rezultaty-effektivnost-i-vozmoznosti/