Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

«Я благодарен Казахстану за все»: ушел из жизни основатель династии финансистов Тян Ден Ман

Опубликовано:

Тян Ден Ман
Фото: архивное фото семьи Тян

В возрасте 98 лет в Алматы скончался известный казахстанский финансист Ден Ман Тян (Дмитрий Михайлович Тян). Он умер от осложнений коронавируса.

Его жизнь полна нелегких поворотов судьбы, высоких достижений в карьере любви и радости семейной жизни и теплоты воспоминаний. Он прожил целый век, видел своими глазами и прочувствовал на себе весь ужас 30-х годов, массовых переселений, голода, в 40-х Великой Отечественной Войны, перестройки и других важных исторических событий. Его жизнь — это целая эпоха!

А началось все в далеком Приморском крае в 20-х годах прошлого века. Маленький мальчик из бедной семьи даже не мог себе представить, что станет выдающимся деятелем Советского и независимого Казахстана. Он, как и сотни корейских семей, приехал в товарном вагоне в далекую степь неизвестной страны. Но именно ему судьба подарила шанс стать лучшим из лучших. И он им воспользовался сполна, доказав всем, что он непростой человек железной воли и стального характера.

Он пережил сложные годы депортации, бедность, тяжелые годы войны, голод, языковые барьеры. Но всегда вспоминал только доброту, хороших личностей, которые встречались на его жизненном пути. Именно такое отношение к жизни он называл своим секретом долголетия.

Даже в последние годы он крепко стоял на ногах и радушно встречал многочисленных гостей в своем доме, работал и хотел работать всегда: будь то домашние хлопоты или бухгалтерия. Труд был для него главной мотивацией.

До выхода на пенсию Дмитрий Михайлович работал в Министерстве финансов Казахской ССР, занимал высокие и ответственные посты. Радушный, приветливый, улыбчивый и безмерно энергичный — так отзываются о нем родные и близкие.

Несмотря на пережитые трудности, он до последних дней сохранял любовь к жизни и желание учиться новому. Дмитрия Тяна хвалили за невероятно ответственное отношение к работе. Даже после выхода на пенсию он сохранял тонус, активно участвуя в общественных мероприятиях для ветеранов и участников трудового фронта.

Ден Ман Тян родился 22 февраля 1922 года в селе Таланту Борисовского района Уссурийской области Дальневосточного края (позже Приморского края, выделенного от ДВК) Российской Федерации, в семье крестьянина-бедняка. Его родные жили в бедности, в тяжелых условиях — еще до Дмитрия в семье родились три девочки, которые скончались в ранние годы.

Несмотря на это глава семьи старался обеспечить достаток и даже помогал своим родным. Дмитрий Михалович помнил рассказы своей мамы о первых днях жизни после рождения. Эти теплые и важные воспоминания он описал в автобиографии.

«В старину многие дети не доживали до трех месяцев, поскольку частые эпидемии и другие неблагоприятные условия уносили их жизни. Поэтому, когда четвертый родился мальчик, то с целью ограждения ребенка от нежелательного контакта с посторонними, меня и маму долго не показывали родственникам и другим. В течение более трех месяцев мы находились в затемненной части комнаты. Сотый (100) день рождения — это первый «выход в свет» младенца. В этот день устраивали торжество по случаю благополучного исхода этого трудного периода. Родители приготовили угощение для гостей. Считалось, что чем больше будет гостей, тем лучше для ребенка. Гости приносили разные подарки, в том числе и мотки белых ниток, символизирующие долгую жизнь. Существовало поверье: если 100 человек съедят приготовленные на пару рисовые лепешки, то у ребенка будет долгая жизнь. Поэтому такими лепешками угощали как можно большее количество людей», традиция почти исполнилась, до 100 лет Дмитрий Тян не дожил совсем немного.

Детство у Дмитрия было тяжелым, он два раза едва не погиб: в 8 лет его спас из реки неизвестный мужчина, в 10 лет — ударила копытами лошадь. А за год до этого семья потеряла отца. Дмитрий был единственным в своей деревне мальчиком своего возраста, который ходил в школу.

В Казахстане он оказался в 1937 году в возрасте 15 лет, когда для укрепления восточной границы страны Правительством СССР было принято решение о переселении корейцев с Дальнего востока в Казахстан и в Среднюю Азию. Но вспоминал Ден Ман не невзгоды поездки, а невероятные виды, открывшиеся по пути, красоты увиденного им озера Байкал и казахстанских степей, доброту местных жителей, окруживших переселенцев заботой.

Семью Ден Мана сначала разместили в суровое зимнее время в Петропавловске, а затем в марте 1938 года в городе Уштобе Каратальского района Алма-Атинской области, куда они были направлены для выращивания риса. Тем не менее Дмитрий Тян с отличием окончил среднюю школу в селе колхоза имени «Ленинский путь» Каратальского района Алма-Атинской области в 1940 году.

И тут же он столкнулся с препятствиями — первые выбранные им для учебы институты присылали ему либо вежливый отказ, либо предлагали учиться без стипендии. В то время в СССР по причине войны еще действовали ограничения для лиц корейской национальности. Но молодой студент не опускал голову и поступил в Ташкентский финансово- экономический институт, который в 1944 году закончил с отличием, несмотря на невероятные трудности в изучении русского языка.

С 1 августа 1944 года он работал на должности ассистента при кафедре «Анализа и Бухгалтерского учета». Однако его амбиции и желание проявить себя не давали ему сидеть на месте, и в марте 1945 попросил о переводе в Алма-Ату, где работал старшим инспектором в центральном аппарате Наркомфина Казахской ССР.

Отсюда начался его путь к успеху, который позволил ему стать известным в стране, одним из первых корейцев-финансистов. Он перевелся в Талды-Курган, где занял должность начальника отдела финансирования народного хозяйства. Его успех выкраивался с мелочей, которым другие специалисты не отдавали должного внимания.

«После войны широко развивалось на местах швейное производство и обжиг кирпича кустарным способом. Для проверки правильности списания материалов необходимо знать технологию их производства. Мне удалось быстро освоить некоторые методы экономии материалов при раскрое мужских брюк и топлива при обжиге кирпича. При проверке швейного цеха Жаркентского райпромкомбината я отметил излишнее списание материалов на пошив брюк от 10 до 15 см на единицу изделия. Закройщик был уверен, что я ничего на практике не понимаю в этом деле и спокойно просил показать, как раскраивать материал. Я спокойно разложил ткань на стол и мелом начертил, как раскраивать и куда использовать образовавшиеся отходы от раскроя. Закройщик с удивленными глазами смотрел на меня, но не возражал против моего метода раскроя. Во время ужина в доме директора комбината, с которым я имел дружественное отношение, закройщик хотел узнать о моем трудовом стаже закройщика. Когда я ответил, что никогда не работал закройщиком, он не согласился с моим ответом. Этот случай навсегда остался в моей памяти».

Дмитрию приходилось заниматься не только финансами, но и вникать в смежные отрасли — для грамотного проведения проверок он изучал и гончарное, и швейное дело, чтобы не допустить чрезмерных списаний материалов — краж. Его доскональность, честность, уверенность высоко ценили и коллеги и сотрудники других ведомств, с которыми он сотрудничал.

Своей качественной работой он смог заслужить уважение окружающих. В годы жизни в Талды-Коргане в семье едва не произошла трагедия — в доме случилась утечка угарного газа, но и здесь счастливый случай спас Дмитрия и его родных.

В августе 1963 был переведен в центральный аппарат Министерства Финансов и работал в начале заместителем начальника управления, а затем до ухода на пенсию (до 1-го января 1987 года) — начальником управления финансирования жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи.

Многолетний добросовестный труд Дмитрия Михайловича отмечен несколькими правительственными наградами, в числе которых и медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», «За освоение целинных земель», «Ветеран труда». Награжден также юбилейной медалью «За победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».

Его жизнь был наполнена трудностями, невзгодами, но в то же время радостями и успехами. Его хвалили за невероятный трудоголизм, любовь к своему делу, умение замечать детали и доводить начатое до конца, несмотря на постоянные препятствия, появляющиеся на пути.

Несмотря ни на что, он испытывал благодарность к Казахстану, к людям, которые помогли ему состояться. Это был и добрый спасатель в детстве, и шофер, подаривший корейскому мальчику, который только приехал в Казахстан, груши, и студентка Нина, которая заступалась за Дмитрия в институте перед чрезмерно строгим руководством, и преподаватель, который не отпустил его в Казахстан в 1942 году, в результате чего Дмитрий довел свое образование до конца. До конца своих дней он доверял окружающим и верил в лучшее, тепло отзывался о родных.

«После ухода Розы Васильевны в иной мир, благодаря вниманию внука Армана и внучки Марины, моя жизнь по-прежнему устроена нормально. Арман со своей семьей сразу перешел ко мне и заботился до переезда в столицу. Хотел забрать меня в Астану, но отложил по совету добрых людей из-за сурового климата. Марина всегда уделяет мне много внимания. Систематически покупает мне вещи, несмотря на мои постоянные возражения. Всегда следит за моим питанием, внешним видом и подсказывает, что надеть», такими теплыми словами Дмитрий Михайлович отзывается в своей автобиографии о самых близких ему людях. И неустанно повторяет, что благодарен всевышнему за подаренную судьбу и прожитую сложную, но очень счастливую жизнь.

«Позади насыщенная жизнь, наполненная трудностями, успехами, радостями и невзгодами. Оглядываясь на пройденный путь, вспоминая всех тех, с кем мне довелось пройти по жизни, я могу уверенно сказать, что мне повезло. И еще хочу сказать спасибо Казахстану, стране, куда волею судьбы мы попали в 1937 году. Здесь я реализовался, и здесь сбылись все мои мечты».

Дмитрий Михайлович передал полученные навыки своим детям, стал основателем династии финансистов — эту стезю выбрали его сын, внук и внучка. Свою любимую супругу Ким Розу Васильевну с которой прожил в счастливом браке более 60 лет, он пережил на 13 лет, потеряв ее в 2007 году, в возрасте 83 лет.

Как и родоначальник династии, все младшие Тяны оказались трудолюбивыми, целеустремленными, добрыми к людям и стойкими характером. Родные Дмитрия Михайловича скрасили его последние годы, которые он провел в селе Белбулак (Мичурино).

«Продвинутый дедушка, которым мы гордимся!» — так говорят о нем родные.

Дмитрий Михайлович, несмотря на преклонный возраст, никогда не жаловался на здоровье, не хотел беспокоить родных любимый дедушка и в этот раз. Молниеносное развитие коронавирусной пневмонии не дало ему шансов на выздоровление.

Дмитрий Тян скончался сегодня, 7 декабря, в 8:40 утра. У него осталось шестеро внуков и четверо правнуков. Церемония прощания с Дмитрием Михайловичем состоится с соблюдением всех санитарных правил завтра 8 декабря по адресу п. Белбулак (Мичурино) ул. Речная 36а.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1888236-a-blagodaren-kazahstanu-za-vse-usel-iz-zizni-osnovatel-dinastii-finansistov-tan-den-man/