Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

«У учеников выросла мотивация»: что такое формативное оценивание и как оно работает

Опубликовано:

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото: pexels.com

Одним из главных новшеств для казахстанских школьников в текущем учебном году стало введение формативного оценивания. Отныне учитель ежедневно выставляет баллы за работу учащегося на уроке, с учетом этих баллов в конце четверти будет выводиться итоговая оценка. Подробнее о том, что представляет из себя формативное оценивание и как оно влияет на успеваемость учащихся, читайте в материале NUR.KZ.

Новая система оценивания привела казахстанских школьников в тонус - теперь их успеваемость остлеживается на ежедневной основе, и будет влиять на итоговую оценку наряду с суммативным оцениванием за раздел (СОР) и за четверть (СОЧ). От того, насколько качественно, и в каком объеме учащийся выполнит учебное задание, будет зависеть, на сколько баллов учитель оценит его достижения за урок.

Напомним, что привычной нам ежедневной 5-балльной системы оценивания в школах страны нет с 2016 года, когда в рамках обновленного содержания образования была внедрена система критериального оценивания. С тех пор, домашняя работа учащихся, подготовка ими рефератов, презентаций, активное участие при обсуждении темы урока, а также комментарии, представленные учителем, при подведении итогов оценки за квартал не учитывались. Многие эксперты тогда критиковали нововведение за то что, из-за этого у школьников снижалась мотивация к учебе, ведь в расчет принимались только оценки за СОР и СОЧ.

Пандемия расставила все на свои места: анализ итогов 4-й четверти показал, что при дистанционном обучении проведение суммативного оценивания не дает объективной картины. Потому было принято решение о введении дополнительного, формативного, оценивания.

Есть ли эффект

Педагоги ощутили результаты нововведения сразу же. Многие из них отмечают, что у детей стало больше заинтересованности к учебе.

«Раньше мы могли просто похвалить детей за их успехи на уроке: «Молодец!», «Умница», «Отличная работа», но это никак не влияло на итоговую оценку. Сейчас у нас появилась шкала, по которой мы оцениваем, и знаете, у учащихся на глазах вырос интерес, и даже появилась цель – набрать высокий балл, превзойти свой вчерашний результат. Я вижу в этом только плюсы, так как они каждый день совершенствуются, стремятся лучше учиться», - делится учитель английского языка столичной школы-лицея №73 Берикболсын Кемелбек.

Учитель начальных классов специализированного лицея №82 «Дарын» города Нур-Султан Акмарал Уракова отмечает, что с новой системой оценивания дети стали более активными, а родители – более вовлеченными в учебный процесс.

«Самое главное, что дает новый вид оценивания – это ответственное отношение ученика к уроку. Конечно, эффект есть, главное правильно вести и понимать формативное оценивание - оно должно давать ученикам ясное видение, почему они получили такую оценку, где нужно подтянуть слабые места. Учитель каждый день дает обратную связь, это очень важно», - утверждает педагог.

Из чего складывается итоговая оценка

Оценка за четверть выставляется с учетом формативного оценивания, суммативного оценивания за раздел и суммативного оценивания за четверть, а оценка за полугодие - по результатам формативного оценивания и суммативного оценивания за раздел (сквозные темы).

Таким образом, система электронного журнала на основании заложенной формулы автоматически выводит итоговую оценку за четверть и за полугодие.

Есть ли разница в формативном оценивании при штатном и дистанционном обучении

Принцип выставления баллов за формативное оценивание единый - и при штатном, и при дистанционном формате обучения выставляются не более 10 баллов. Отличие может быть разве что в видах выполнения работы.

В штатном режиме балл может выставлятся и за устную работу, и за письменную работу, и за домашнее задание. К тому же, в штатном режиме учитель может непосредственно проверить работу учеников, и занести оценку в журнал.

При дистанционном режиме учащийся может показать выполненные учебные задания как в синхронном формате (онлайн), так и в асинхронном (выслав фото работы через электронную почту или мессенджер). Учитель оценивает результаты по таким критериям, как качество выполненных письменных и устных заданий, а также активность ученика.

Обратная связь от учителя

Если раньше учитель при оценивании классной и домашней работ обучающегося давал только комментарий, то теперь эти комментарии будут отражены в баллах. Балл за формативное оценивание выставляется в электронный журнал. Для более расширенной обратной связи учитель использует рубрики в виде комментариев, которую предоставляет через электронный дневник ученика.

Отмечается, что новшество никак не отразится на нагрузке учителей.

Что даст формативное оценивание

Главное, что даст внедрение ежедневного оценивания учащихся по 10-балльной шкале – это то, что у школьников будет мотивация учиться, а у родителей - возможность прослеживать их учебный прогресс в условиях дистанционного обучения. Также, утверждают в МОН, новый формат оценивания послужит стимулом для повышения ответственности у детей за свое обучение.

Что говорят эксперты?

В рамках проекта «Модернизация среднего образования» проводится независимая оценка учебной программы обновленного содержания. Респонденты-эксперты считают, что учителя все еще испытывают серьезные затруднения, реализуя формативное оценивание в школьной практике.

По их мнению, основными причинами являются отсутствие у педагогов достаточных знаний, опыта, а в ряде случаев и мотивации, отсутствие мотивации к высоким учебным достижениям у обучающихся и их родителей, а также высокая наполняемость классов. Кроме того, учителя не всегда предоставляют обратную связь или предоставляют ее формально.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1889339-u-ucenikov-vyrosla-motivacia-cto-takoe-formativnoe-ocenivanie-i-kak-ono-rabotaet/