Кому выгодна гибель наружной рекламы в Казахстане
Опубликовано:
Первый день долгожданного 2021 года может запустить смертельный маховик для весомого сегмента казахстанской рекламной отрасли – наружной (визуальной) рекламы, а это уже привычные для столичных жителей и алматинцев видеоборды, надежные и эффективные для рекламодателей билборды, улучшающие облик городов сити-форматы. За короткий период мы можем лишиться не только их, но и дополнительного освещения как в городах, так и на трассах.
Именно по такому сценарию фильма ужасов может развиваться ситуация, если с 1 января 2021 года не отменить СТ РК 1633-2015, который пять лет назад был наспех сформирован без участия бизнеса и отраслевых ассоциаций.
“С 8 января 2019 года в Закон Республики Казахстан «О Рекламе» были внесены изменения, предусматривающие соответствие объектов наружной (визуальной) рекламы национальным стандартам РК. Данное требование вводится в действие с 1 января 2021 года", – последовательно излагает юрист отраслевой ассоциации «Бiрлiк» Наталья Беркалова.
"В настоящее время существует СТ РК 1633-2015 «Средства наружной рекламы на автомобильных дорогах и в населенных пунктах. Общие технические требования и правила размещения», который в корне исключает размещение конструкций на тех местах, где они фактически установлены и находятся без вреда для населения и участников дорожного движения. Установка объектов (визуальной) наружной рекламы на протяжении трех десятилетий производилась на основании согласования с соответствующими уполномоченными органами и является максимально безопасной", - добавила Беркалова.
Но еще год назад было принято решение о разработке нового стандарта СТ РК 1633, который призван отражать картину по отрасли, предъявлять требования к объектам наружной (визуальной) рекламы с учетом 30-летней практики размещения, безопасности движения, улучшения облика городов и текущей ситуации экономического кризиса после пандемии.
И именно в сентябре этого года, после длительного периода проведения тендера и выбора победителя, увидев сырой проект СТ РК 1633, бизнес и отраслевые ассоциации вовлеклись в процесс разработки и предложили отражающий действительность вариант. В противном случае порядка 90% конструкций в Казахстане могут демонтировать из-за несоответствия таким требованиям проекта как запрет на размещение конструкции возле трех дорожных знаков на одном перекрестке или метраж расстояние от края дороги до края ОНВР, или даже отсутствие конструкций в 25 метрах от остановок.
Все эти и другие губящие отрасль требования объединены в предложении от КАП МВД РК, который не появлялся на заседаниях рабочей группы, НТС, НТК и, к сожалению, не предоставил доказательную базу к предлагаемым им пунктам.
НТК при Комитете технического регулирования и метрологии (КТРМ) МТИ РК в срочном порядке без привлечения бизнеса и КАП МВД РК провело заседание с целью поставить на утрату СТ РК 1633 и оставить старый стандарт от 2015 года.
“Сегодня отрасли нужен новый СТ РК 1633, - объясняет Дана Дауленбаева (Центрально-Азиатская Рекламная Ассоциация), - стандарт который будет включать объединенную позицию бизнеса и отраслевых ассоциаций. Более того, чтобы не рубить с плеча, предприниматели готовы вернуться к рассмотрению каждого пункта предложений КАП МВД РК и НТС после проведения полномасштабного мониторинга и аудита конструкций по всем регионам. Эти данные позволят отрасли трезво оценить ситуацию и совместными усилиями минимизировать потери, но в то же время улучшить качество конструкций, а значит привлечь большее внимание к наружной рекламе как к каналу коммуникации. Наружная реклама имеет мультипликативный эффект – на конструкциях размещается реклама казахстанских производителей товаров и услуг. Ее отсутствие в той или иной степени будет влиять на еще большее сокращение ВВП, а значит и на благосостояние граждан».
Возможное недостижение консенсуса между бизнесом с госорганами по вине КАП МВД РК, КТРМ при МТИ РК, пассивной позиции уполномоченного по рекламе органа МНЭ РК повлечет катастрофическое положение предпринимателей, ограничение предпринимательской деятельности в сфере рекламы, сокращение налоговых поступлений в бюджет, рабочих мест и частичного закрытия бизнесов.
Так какие из госорганов и госпредприятий понесут ответственность за "мрак" в городах и последующую безработицу?
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1890957-komu-vygodna-gibel-naruznoj-reklamy-v-kazahstane/