«Кровь хлестала фонтаном»: известный нейрохирург рассказал о самом ярком клиническом случае
Опубликовано:
Преданность профессии, талант, упорство и бесконечное обучение новому – такими эпитетами можно описать героя сегодняшней статьи. Заведующий отделением нейрохирургии «Совминки» Мынжылкы Сайлауович Бердиходжаев.
Его имя известно далеко за пределами страны, а в Казахстане он является одним из лучших нейрохирургов и рентгенхирургов, помогает внедрять новые виды операций в различных медицинских организациях, оперирует по 5 пациентов в день, обучает молодых специалистов и мечтает о том, что высококвалифицированные центры нейрохирургии появятся во всех регионах страны.
Его рабочий день длится почти 10 часов, за которые врач успевает обойти отделение, осмотреть пациентов, назначить (кому надо) операции, провести онлайн консультации по WhatsApp. Консультации Мынжылкы Бердиходжаев старается проводить даже во время приема пищи.
«Я просыпаюсь в 6:30, затем гигиенические процедуры, а потом я завтракаю здесь недалеко в кофейне. Во время завтрака где-то в 8:30 подходят пациенты, которых нужно посмотреть и проконсультировать прямо сейчас. Обычно это 3-4 человека каждое утро с понедельника по пятницу. Пациенты знают, что я там завтракаю и со снимками приходят. К 9 я иду в отделение, оформляю пациентов, которых консультировал и уже к этому времени готов первый наркоз, я иду на операцию. Все время между операциями я провожу в телефоне: консультации в инстаграме, ватсаппе, консультации не только пациентов, но и коллег, которые работают в регионахи зарубежом», - рассказал о распорядке своего дня нейрохирург.
Связать свою жизнь с медициной он решил еще в школьные годы в родном городе Кызылорда. Мынжылкы Сайлауович с отличием закончил среднюю школу, и без колебаний отправился в Караганду, сдавать экзамены в медицинский университет.
Он не ограничился одним ВУЗом и интернатурой и решил воспользоваться образовательной программой «Болашақ». Дальнейшее становление специалиста высокого уровня проходило в военно-медицинской академии имени Кирова в Санкт-Петербурге. После российского ВУЗа Мынжылкы Бердиходжаев пополнял багаж своих знаний в Израиле и Германии, проходя там стажировки в лучших клиниках нейрохирургии. К слову, специалист и учится и сейчас.
«Выходных у меня как таковых нет. Потому что сейчас я параллельно учусь на MBA в «AlmaU», первый год. Хотя в университете ВШОЗ я закончил магистратуру, потом обучился и в докторантуре. Сейчас у меня докторская на этапе подготовки к защите. Для себя решил для понимания бизнес-процессов обучиться еще и на MBA. Раз в месяц я выезжаю в Нур-Султан там три дня с пятницы по воскресение идут занятия».
В списке важных дел – выступления с лекциями на международных форумах и медицинских конференциях. Но все же большую часть своего времени Мынжылкы Сайлауович проводит с пациентами, спасая жизни людей. Вспоминая о ярком клиническом случае, нейрохирург отмечает, что нередко решение приходится принимать в течение секунд.
«Был случай – молодой парень лет 20 из Кыргызстана, у него случилось носовое кровотечение. Его начали обследовать и выявили огромную опухоль на основании черепа. При дообследовании выявилась гигантская аневризма левой внутренней сонной артерии размерами более 6 см. Ему рекомендовали поехать в нашу клинику, и он приехал. Его госпитализировали. В этот день я вышел из операционной где-то в 6 вечера, бежит медсестра и говорит, там у пациента открылось сильное кровотечение.
Забегаю в палату, сидит пациент, у него из носа и рта хлещет кровь, вокруг лужа крови. Я сразу вспомнил, что это пациент из Кыргызстана, сверил имя по браслету на запястье. Он начал уже терять сознание, кровь не останавливалась. Зная где расположена аневризма я пережал ему сразу левую общую сонную артерию, удалось кровоток временно остановить. Не отпуская пальцы на сонной артерии, мы с коллегами его переложили на каталку и повезли в операционную.
В операционной руками поменялись с ассистентами, чтобы начать операцию. Сонную артерию мы на операционном столе закрыли, такая тактика есть, когда идет кровотечение, артерия закрывается. Потом мы восстановили ему гемоглобин и на утро сделали открытую операцию, сделали обходной шунт. На следующий день после открытой операции его разбудили, пациент полностью разговаривал, руками, ногами шевелил. На 7-день мы пациента на ногах выписали. Достаточно такая экстренная ситуация, хотя если бы не было опыта, то в такой ситуации легко растеряться, и пациент просто от геморрагического шока мог умереть».
В течение нелегкого 2020-го года Мынжылкы Сайлауович часто проводил прямые эфиры, разъясняя лечение коронавирусной инфекции. В соцсетях врач старается донести до казахстанцев, что опаснее болезни может стать лечение от нее, предостерегая людей от самолечения и бесконтрольного приема сильных препаратов.
«Ближе к июлю месяцу, когда случился «взрыв», я в инстаграме проводил более 100 консультаций в день. Надо сказать, что порядка 80% этих консультаций были у пациентов с легким течением болезни. Но была паника, что вот температура началась, теперь все органы забьются тромбами, вот я умираю. Хотя было понятно, что 80-85% людей, которые заболели, они обязательно вылечатся.
Очень много людей сразу начали глотать антибиотики, присылали разные схемы, в том числе которые были подписаны какими-то «иностранными сообществами». В течение 5 дней бывало, что в схеме лечения менялось более 5 видов антибиотиков. Было понятно, что скорее всего это была какая-то диверсия, может быть, чья-то злая шутка.
И пациенты в результате становились мульти резистентными (состояние организма, когда в результате бесконтрольного приема ряда лекарственных препаратов, инфекция начинает не поддаваться лекарствами – прим. автора) буквально в течение недели, и я до сих пор опасаюсь, что в течение года может появится какая-то суперрезистентная инфекция, которую не один антибиотик сможет не взять».
Мынжылкы Бердиходжаев отмечает, что пандемия коронавируса обнажила очень много проблем в отечественной медицине. Наиболее важная – статус медицинского работника в Казахстане. Нейрохирург считает, что в нашей стране необходимо срочно повышать ценность и статус врача, иначе утечка квалифицированных кадров только усилиться, а нам придется импортировать узкопрофильных специалистов из других стран.
«Мы видим, как ситуация менялась, и очень много обиженных на систему здравоохранения медицинских работников. Когда люди (медики – прим. Авт.) начали заболевать и, к сожалению, умирать. Х начали обвинять в том, что они специально заразились, чтобы получить какие-то надбавки.
Это первое. Второе, мы понимаем, что надбавки, которые делались для провизорных, инфекционных стационаров, это где-то 1,2 млн тг, потом 850 тысяч и 450 тысяч тенге. Это на сегодняшний день считается высокой зарплатой. Зарплата в 450 тысяч считается очень высокой и достойной и люди готовы для этой работы переходить в инфекционные и провизорные стационары.
Мы понимаем, что у многих есть какие-то кредиты, их надо закрывать. Наверное, многие сферы в нашей стране недооценены и в том числе медицинская сфера в несколько раз недооцененная, что зарплата в 450 тысяч тенге вызывает большой отток кадров в ту сферу, которая предлагает эту зарплату. Учитывая отношение к медикам, которое сложилось в последние годы: это юридическая незащищенность, «пациентский» терроризм.
Бывает, что персонал могут избить, мы знаем, что нашему коллеге из ГКБ№ 7 сломали череп, на выезде бригады скорой помощи его чуть не убил родственник пациента. Это агрессия все из-за того, что имидж профессии годами был занижен и почти раздавлен».
Однако, не смотря на негатив, свалившийся на медиков, сам Мынжылкы Бердиходжаев не теряет оптимизм и уверено смотрит в будущее. Главной мечтой известного нейрохирурга является открытие профильных центров в регионах страны.
«Наверное, достаточно с одной стороны амбициозные цели. Я работал в национальном центре нейрохирургии и видел, как этот центр развивается и становится на ноги. Но душой я понимаю, что таких центров в Казахстане должно быть как минимум 5. Это центральный Казахстан – город Нур-Султан, на западе и на востоке по 1 центру, на юге и на севере по 1 центру.
Мы планируем же, что у нас будет развиваться медицинский туризм. Мы знаем, что уровень нейрохирургии у нас достаточно высокий и на этот вид медицинской помощи есть высокий спрос, но при всем при этом центр нейрохирургии расположен со всех сторон границы минимум 1000 километров. Логистически невыгодно пациенту из соседней страны ехать в Нур-Султан.
Это транспортные расходы в первую очередь. Не только иностранцы не могут до этой помощи доехать, но и наши граждане порой чувствуют какую-то ущемленность. Можно было бы построить и 10 центров, но если 5 центров будет хотя бы по 150 коек, уже хорошо, они покроют половину потребности. Мы знаем, что уже есть отток пациентов на западе и на севере страны по каким-то мелким нейрохирургическим операциям».
К слову, центр нейрохирургии в АО «Центральная клиническая больница Медицинского центра Управления делами Президента», в народе известная как «Совминка» работает уже 5 лет. На различные операции сюда приезжают из разных регионов страны. Кроме этого, за квалифицированной помощью обращаются в месяц несколько десятков иностранцев. Причина проста –качество нейрохирургии здесь на высочайшем уровне, его можно сравнить с европейским, а стоимость услуг в десятки раз ниже.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1891667-krov-hlestala-fontanom-izvestnyj-nejrohirurg-rasskazal-o-samom-arkom-kliniceskom-slucae/