Айдар Арифханов: Господдержка помогла смягчить удар от пандемии
Опубликовано:
СOVID-19 стала серьезным испытанием для казахстанской экономики. Но в то же время этот новый вызов стал катализатором важных изменений. Так, в частности, пандемия расширила возможности государственной поддержки. Об этом и о том, как коронавирусная инфекция повлияла на сферу деятельности Национального управляющего холдинга «Байтерек», в большом интервью NUR.KZ рассказал Председатель Правления холдинга Айдар Арифханов.
- Айдар Абдразахович, поддержка бизнеса – одно из важных направлений работы холдинга «Байтерек». Как коронавирусный кризис отразился на предпринимательстве, и какие решения были предложены холдингом для того, чтобы смягчить удар?
- Пандемия стала вызовом для нашей экономики. И, конечно, холдинг «Байтерек» и его дочерние организации не могли оставить бизнес без внимания и помощи в такой непростой период. Во исполнение поручений Главы государства был оказан ряд мер в поддержку предпринимателей, оказавшихся в сложной ситуации в период ЧП.
В первую очередь, для удобства наших клиентов все бизнес-процессы были оцифрованы. Начнем с АО «Банк Развития Казахстана» (БРК). Так, по линии БРК появилась возможность получать инструменты поддержки в режиме онлайн. В 2020 году мы запустили систему, которая позволяет клиентам подавать заявки на финансирование из любой точки мира, а также отслеживать статус их рассмотрения вне зависимости от времени суток и месторасположения. К тому же, в конце прошлого года было запущено веб-приложение «Личный кабинет», с помощью которого можно подать заявку на кредитование в онлайн-формате. Вместе с тем, сегодня услуги БРК доступны и на портале электронного правительства. Это - финансирование инвестиционных проектов и экспортных операций, а также межбанковское кредитование.
- К слову, о кредитовании. Какие меры были приняты для поддержки заемщиков?
- В 2020 году в рамках прямого кредитования БРК поддержку получили 30 субъектов предпринимательства на общую сумму 486,2 млрд тенге, а в рамках межбанковского кредитования – еще 20 компаний на сумму 14,3 млрд тенге.
Учитывая кризис, мы постарались облегчить обслуживание долга для наших клиентов. Так, по экспортным операциям были реструктурированы кредиты 4 заемщиков в пищевой промышленности и машиностроении. Если конкретнее, то им снизили ставку и продлили срок кредитной линии. Реструктуризация коснулась и инвестпроектов – речь идет о конвертации валюты освоенного займа и переносе платежей.
То есть, даже во время пандемии, финансирование новых крупных проектов не прекращалось. Например, в прошлом году БРК выдал кредит ТОО «Qaz Carbon» на сумму свыше 9 млрд тенге сроком на 7 лет для строительства фабрики по обогащению угля и модернизации действующего литейного производства в Караганде.
Между тем, наши клиенты также достигали высоких результатов, несмотря на коронавирусный кризис. Например, завод высокомощных трансформаторов ТОО «Asia Trafo», который получил поддержку БРК, заключил контракт с национальным оператором электросетей Таджикистана на поставку силового трансформатора. Таким образом, один из крупных районов Душанбе был обеспечен электроэнергией. То есть, несмотря на пандемию, продукция казахстанского производителя остается востребованной не только на внутреннем рынке, но и за рубежом.
Кроме того, в этот сложный период при нашей поддержке активность проявляла молодежь. Так, например, известный американский венчурный фонд и стартап-акселератор 500 Startups профинансировал первый стартап казахстанца Алибека Жунисбаева на сумму 150 тыс. долларов США. Наш соотечественник основал цифровой проект, который помогает подросткам повысить финансовую грамотность. Само финансирование стало возможным в рамках соглашения 500 Startups с АО «QazTech Ventures» - дочерней организацией нашего холдинга.
Напомню, что в декабре 2019 года наша «дочка» подписала соглашение с американским венчурным фондом о присоединении к V Глобальному фонду. Цель нашего партнерства – помочь казахстанским стартап-проектам привлекать инвестиции и масштабировать их на глобальном рынке.
- Как пандемия отразилась на контактах с инвесторами?
- Мы и с этим неплохо справились. Хотя из-за карантинных мер мы и ограничили встречи с инвесторами, но контакта с ними не теряли. Как известно, пандемия ускорила цифровую трансформацию, так что, мы, как и многие, все эти месяцы активно используем видеоконференцсвязь. Важные мероприятия проводим в режиме онлайн. К примеру, так мы провели Demo Day - презентацию стартапов перед иностранными инвесторами. Так что карантин нашей работе не помешал. В каком-то смысле наоборот, даже усовершенствовал ее – ведь мы в сжатые сроки активизировались, и сделали все, чтобы наши клиенты получали поддержку своевременно и дистанционно.
- Что вы можете сказать о поддержке малого и среднего бизнеса? Как известно, МСБ за время коронакризиса пострадал не меньше крупного.
- В период пандемии холдинг «Байтерек» работал, как антикризисный инструмент Правительства. Мы понимаем, что от малого и среднего бизнеса зависит многое – это сфера услуг, продовольственная безопасность и многое другое. Стоит отметить, что в отличие от крупного бизнеса МСБ намного мобильнее в случае, если им оказать поддержку. Они довольно быстро выходят из застоя, могут перепрофилировать свою деятельность.
Поддержкой малого и среднего предпринимательства, как вы знаете, занимается еще одна «дочка» холдинга «Байтерек» - АО «Фонд развития предпринимательства «Даму». В период коронакризиса совместно с Министерством национальной экономики РК мы оперативно внесли изменения в законодательство с тем, чтобы облегчить и ускорить доступ бизнеса к финансированию. Это целый ряд нововведений. Так, например, в июле 2020 года в программу «Дорожная карта бизнеса-2025» было включено новое направление, в рамках которого финансирование стало доступно по ставке не более 6% за счет субсидирования. До 5 млн тенге предприниматели могут получить на пополнение оборотных средств, и до 20 млн - на инвестиционные цели. При этом, если банк требует залог, а у предпринимателя его нет, он может получить гарантию фонда «Даму» до 85%.
Естественно, поддержка оказывалась целый год, а не только в период локдауна. В целом, в 2020 году в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2025» господдержку в виде субсидирования получили около 6 тыс. проектов с общим размером кредитов свыше 440 млрд тенге. Было выплачено 35 млрд тенге субсидий. Гарантии на сумму 81 млрд тенге получили более 6,7 тыс. проектов с общим размером кредитов 215 млрд тенге.
Кроме того, поддержку получили субъекты МСБ, которые больше всего пострадали во время пандемии. Это турагентства, рестораны, фитнес-клубы и другие. Всего 29 секторов экономики. Так вот, около 8,5 тыс. проектов получили субсидии по действующим кредитам сроком на 1 год - с марта 2020 года по март 2021 года, включительно. Я считаю, это очень весомая поддержка. Аналогичные меры были приняты и в рамках программы «Экономика простых вещей».
Также, в апреле 2020 года наш фонд начал осуществлять поддержку МСБ в рамках исламского финансирования. Сделки на принципах исламского финансирования были заключены с АО «Исламский банк «Al Hilal» с лимитом на сумму 9 млрд тенге и с АО «Казахстанская Иджара Компания» с лимитом на сумму 3 млрд тенге. Это тоже хорошая поддержка.
- Сколько всего предприятий получили господдержку в 2020 году, в том числе в период жесткого карантина, который длился с марта по октябрь?
- Если делить по видам господдержки, то по части субсидирования в прошлом году по всем направлениям субсидии получили 15 тысяч проектов на общую сумму кредита 1 трлн 197 млрд тенге, сумма выплаченных субсидий составила 66,7 млрд тенге.
Инструментом гарантирования в период с 16 марта по 31 декабря 2020 года воспользовались около 7 тыс. субъектов предпринимательства на сумму кредитов свыше 260 млрд тенге. Сумма гарантий составила более 102 млрд тенге.
Реструктуризация кредитов - это большая поддержка МСБ. И с момента, когда начал действовать карантин и до сегодняшнего дня, по инструменту «субсидирование» получили реструктуризацию кредитов 4 179 проектов. За этот же период по инструменту «гарантирование» Фондом согласовано предоставление реструктуризации по 3 291 проекту.
- Разумеется, все это было организовано в формате онлайн? Как легко адаптировались к новым реалиям клиенты фонда?
- Да, все эти инструменты поддержки возможно получить онлайн. Клиенты фонда достаточно легко освоили новый формат взаимодействия, к тому же, все сервисы интуитивно понятны и просты в использовании. Сегодня в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2025» предприниматели могут получить меры господдержки в виде субсидирования процентной ставки и частичного гарантирования кредитов через портал EGOV. В целом, поддержку по другим программам по линии фонда «Даму» можно получить через портал www.online.damu.kz.
Отмечу, что по итогам 2020 года 96,7% всех заявок по инструменту субсидирования процентной ставки в рамках реализации госпрограммы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2025» поступили онлайн в Фонд «Даму». Для сравнения, в 2019 году только 678 проектов или 28% от общего числа были одобрены по заявкам, направленным через портал электронного правительства. Аналогичный показатель по предоставлению гарантий в 2020 году составил 90,5%. При этом, за прошедший год поток обращений в Фонд «Даму» на участие в программах поддержки предпринимательства увеличился в 1,3 раза с 24,3 тысяч по итогам 2019 года до 32,5 тысячам проектов по итогам 2020 года.
Стоить отметить, что предоставление государственных услуг поддержки предпринимательства в электронном формате на egov.kz позволило минимизировать физические контакты, а также обеспечило удобство и безопасность для предпринимателей, реализующих бизнес-проекты в отдаленных регионах. Процесс рассмотрения и принятия решения по заявлению предпринимателя стал прозрачным благодаря статусам, получаемым в личном кабинете на портале электронного правительства. Онлайн-обслуживание стало особенно актуальным в период чрезвычайного положения и последующих карантинных мер в связи с пандемией COVID-19, когда финансовый институт развития смог оперативно и качественно обслужить всех без исключения представителей микро, малого и среднего предпринимательства для получения ими своевременной государственной финансовой поддержки.
Благодаря максимальной автоматизации всех процессов Фонд «Даму» смог не только охватить весь поток обращений, но и существенно ускорить процесс обслуживания заявителей. Так, срок рассмотрения проектов фондом по субсидированию займов составляет не более 5 дней, при этом по проектам реструктуризации субсидирования займов срок рассмотрения обращения был сокращен до 1 дня. При этом Фонд «Даму» уменьшил административные расходы и оптимизировал штат сотрудников.
Напомню, что кроме прочего, Фонд оказывает бизнесменам информационно-консультационные услуги, сопровождает проекты и обучает предпринимательским навыкам. Так вот, в 2020 году охват участников по сравнению с предыдущим годом оказался больше. К примеру, было сопровождено около 10 тыс. бизнес-проектов, это на 19% больше, чем в 2019 году. Онлайн-обучение прошли более 9,4 тыс. казахстанцев, это выше позапрошлогоднего показателя на 16%.
- Как удаленный режим сказался на деятельности других дочерних организаций холдинга, таких как АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport» и АО «Казына Капитал Менеджмент»?
- Клиенты-экспортеры не ощутили на себе проблем с оформлением сделок и документов. За 2020 год страховую поддержку компании KazakhExport получил 91 экспортер на общую сумму 134,6 млрд тенге. В период действия чрезвычайного положения KazakhExport вели разъяснения экспортерам по инструментам поддержки, принимались все необходимые решения. За этот период KazakhExport поддержано 26 казахстанских экспортеров несырьевого сектора на более чем 6 млрд тенге.
Напомню, что KazakhExport предоставляет 17 инструментов поддержки, с ними можно ознакомиться на сайте компании www.kazakhexport.kz. То есть, получая непосредственную значительную поддержку от Министерства торговли и интеграции, KazakhExport остается важным звеном, поддерживающим предпринимателей, начиная с этапа производства отечественных товаров и до реализации его на внешних рынках.
Что касается АО «Казына Капитал Менеджмент», то специфика деятельности компании не позволяет применять инструменты поддержки, предоставляемые онлайн. При этом, даже при дистанционном методе работы, здесь продолжали работу по привлечению, рассмотрению новых проектов и мониторингу действующих проектов. Поддержка казахстанских проектов осуществлялась в рамках действующей Программы льготного финансирования, а также в рамках рыночных программ кэптивных фондов. Так, девять субъектов крупного, среднего и малого бизнеса, получили поддержку в течение 2020 года на общую сумму 15,4 млрд тенге. Один субъект среднего бизнеса получил реструктуризацию.
- Как холдинг поддерживал лизингополучателей, которые также были загнаны в угол в период пандемии?
- Предоставлением лизинга занимается АО «Фонд развития промышленности» (это дочерняя организация БРК, созданная по поручению главы государства - прим. ред.), куда в первые дни объявления ЧП стали поступать обращения лизингополучателей. Клиенты просили изменить графики лизинговых платежей, не применять в их отношении штрафных санкций, не начислять пеню, штрафы или неустойки за просрочки. Фонд не оставил эти просьбы без внимания и конечно, пошел навстречу предприятиям. Так, с 15 марта по 15 июля 2020 года с них не взымали штрафов и пени, к тому же, по 42 лизинговым сделкам была проведена реструктуризация.
- Отдельный блок деятельности холдинга «Байтерек» - повышение финансовой доступности жилья. В 2020 году люди столкнулись и с проблемой выплаты ипотечных платежей. Многие остались без заработка. Какая помощь была оказана этой категории граждан?
- В целях поддержки населения наши дочерние организации АО «Отбасы банк» и АО «Казахстанская Ипотечная Компания» предоставили отсрочки платежа по основному долгу и вознаграждению на 90 дней по всем сделкам аренды с выкупом/купли-продажи объектов недвижимости, без начисления штрафов и пеней. Отсрочка была предоставлена для 34,7 тыс. клиентов.
Дополнительно для субъектов частного предпринимательства до конца 2020 года приостановили арендную плату по объектам недвижимости (1,8 тыс. квадратных метров), находящимся в собственности организации.
Вообще, Отбасы банк сильно клиентоориентирован. Практически все услуги банка можно получить в онлайн-режиме. В том числе, не выходя из дома, можно открыть счет в банке. Стоит отметить, что видео-банкинг – это логичное продолжение развития информационных технологий в нашем банке. В своем личном кабинете в интернет-банкинге каждый клиент может воспользоваться 18 услугами, не посещая отделение банка. А на базе контакт-центра Отбасы банка еще в декабре 2019 года внедрен роботизированный чат-бот, который работает в самых популярных мессенджерах. Это не только упрощает взаимоотношения с клиентами банка, но и позволяет банку экономить на услугах телефонии.
Что примечательно, Отбасы банк приступил к реализации нового направления программы «Нұрлы жер» - «Шаңырақ», которое предусматривает кредитование граждан на приобретение жилья на условиях 5-10-20.
Еще одним из уникальных примеров цифровизации является ситуационный центр «Нұрлы жер». Он был создан в 2018 году компанией «Байтерек Девелопмент» и Satpayev University. Сейчас центр работает при другой дочерней организации холдинга – Казахстанской ипотечной компании.
Это помогает дистанционно мониторить все объекты, строящиеся в рамках госпрограммы «Нұрлы жер» – с помощью камер, дронов, планшетов и функций распознавания людей и техники. На портале можно в режиме реального времени наблюдать за ходом строительства любого объекта в любом регионе страны, вплоть до малейших подробностей: видно каждый самосвал, заезжающий на объект, ход строительства каждого этажа.
- Спасибо за интервью!
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1895349-ajdar-arifhanov-gospodderzka-pomogla-smagcit-udar-ot-pandemii/