"Гражданская идентичность в Казахстане должна стать доминантой": Талгат Калиев
Опубликовано:
Этническая палитра Казахстана состоит из более 125 этносов и народностей. Все три десятилетия межэтнические отношения были и остаются в зоне особого внимания. Год назад по инициативе Президента Токаева были учреждены Комитет по развитию межэтнических отношений и Институт прикладных этнополитических исследований.
Об особенностях современной этнополитики в Казахстане и о мерах по предотвращению межэтнических конфликтов в интервью NUR.KZ рассказал директор Института Талгат Калиев.
- Талгат Бегимович, расскажите пожалуйста, что представляет собой этнический конфликт и какова специфика этнических конфликтов в Казахстане?
- Отличительной чертой конфликтов на этнической почве является этническая неприязнь или ксенофобия, которая обусловлена территориальными, историческими, культурными или иными претензиями одного народа к другому.
У нас же конфликты происходят на фоне столкновения коммерческих, бытовых интересов или трудовых отношений. По сути, это конфликты между двумя индивидами или группами лиц на основе конкретных разногласий. Однако проскальзывающие иногда в средствах массовой информации или в социальных сетях сообщения о конфликте казаха с представителем какой-либо этнической группы способны спровоцировать самые негативные последствия.
Хотя на самом деле инцидент следует понимать как конфликт двух имеющих равные права и обязанности граждан Казахстана, которые вне зависимости от этнической принадлежности должны нести ответственность перед законом.
Для примера возьмем ситуацию в Кордае, которая произошла в прошлом году и вызвала широкий общественный резонанс. Там был исключительно бытовой конфликт: на автомобильной дороге одна группа людей не пропустила другую группу.
При этом конфликтов между представителями одного этноса, которые заканчиваются драками случается намного чаще, но СМИ не пишут об этом, потому что не видят в этом сенсационности. Хотя именно к этому нужно относиться с осторожностью, ведь в реальности в таких ситуациях не было этнической подоплеки. Есть только оговоренные законом нормы и правила, которые все должны соблюдать.
- А что необходимо сделать, чтобы минимизировать или исключить возникновение межэтнических конфликтов?
- Для этого нам необходимо минимизировать возникновение числа отдельно взятых социальных конфликтов, не допускать их трансформации с переходом в этническую плоскость. Необходимо проводить широкую информационную политику в этой сфере, разъяснять в формате кейсов истинные причины и предпосылки уже случившихся конфликтов, которые ошибочно были охарактеризованы как этнические.
Особенно в ходе конфликтов с участием представителей различных этносов не нужно обращаться за комментариями к представителям одного из этносов. Будучи хоть и косвенно вовлеченными в процесс, им ведь сложно комментировать ситуацию беспристрастно.
Вместо этого необходимо идти к профессиональным конфликтологам, которые лишены заинтересованности в конкретной ситуации.
- Как, на Ваш взгляд, этническое разнообразие обернуть в пользу для общества?
- Есть такая вещь как этнопсихологическая специфика, наработанная столетиями: когда в силу хозяйственных ниш и климатических условий народы научились жить по определенным канонам. К примеру, у казахов сильная сторона – родственные связи, в основе которых лежал общинный уклад.
Можно использовать отдельные особенности конкретного народа для того, чтобы повышать общую экономическую состоятельность страны. При этом не должно быть каких-либо ограничений по этническому признаку. В Казахстане все имеют равные права независимо от этноса. В этом плане гражданская идентичность должна стать абсолютной домининантой.
Мы должны группироваться, в первую очередь, как представители одной страны, и только внутри этого люди могут группироваться в различные сообщества: в профессиональном, спортивном плане и по другим интересам. Вместе с этим, возникают и этнические группы. Но это не означает, что эти все идентичности должны между собой конфликтовать.
В условиях доминирования общегражданской идентичности мы должны уважать пространство друг друга, поскольку в основе всего находятся интересы страны и нас, как граждан Казахстана. Личные и групповые интересы всегда ограничены и нередко пересекаются с другими, в то время как общегосударственные едины – мы все хотим жить в мирной и процветающей стране, в здоровом и благополучном обществе.
- А какие шаги нужно предпринять, чтобы укрепить в Казахстане общественное согласие?
- Общественное согласие – это динамичный процесс, он не должен быть статичным. Сейчас наблюдается огромное количество вызовов: во всем мире растет уровень агрессии, ксенофобии. Нам нужно понимать природу и причины их возникновения, что позволит работать на их предупреждение. Потому что всегда будут находиться в обществе люди, которые захотят свою несостоятельность, провалы и ошибки списать на внешние факторы. Здесь роль может сыграть и этнический триггер, когда индивид начинает руководствоваться мнением, что «тот народ живет лучше меня, не потому что я не работаю или плохо учился в школе, а потому что я родился не там или не в той стране».
Всегда нужно предпринимать шаги по укреплению согласия. Потому что вызовы всегда будут возникать, ведь они все формируются в обществе. Здесь следует обратить внимание и на процесс этнической мобилизации в процессе развертывания конфликтов – сколько времени он занимал в нулевые года и насколько ускорился сегодня.
Конфликты эволюционируют, информационные потоки конкурируют со скоростью света, провокационные вбросы распространяются мгновенно.
- Что в таком случае необходимо сделать, чтобы идти в ногу со временем?
- Межэтнические отношения не должны быть зоной ответственности одного отдельно взятого министерства или государства. Благополучие в обществе в зоне ответственности в первую очередь общества и каждого индивида в отдельности. Если после ДТП водители бросаются друг на друга с кулаками, то ведь не власть к этому побуждает, а ценности общества, в котором живут эти индивиды.
Этнические конфликты случаются и в Европе, и в США, и в других развитых странах. Это не зависит даже от социально-экономического самочувствия населения.
В целом, в обществе сейчас растет этот уровень агрессии, люди становятся более раздражительными.
К примеру, во всем мире растет уровень дорожного трафика. И если у нас автомобильные инциденты являются поводом для конфликтов, значит надо с разных сторон подходить к решению данной проблемы, но в то же время общество должно воспитывать в себе терпимость.
Еще одна проблема – подмена этнической идентичности национальной. В СССР национальность служила инструментом политизирования этничности, сегментирования этносов с целью эффективного управления и последующего создания качественно новой советской идентичности.
В цивилизованном же мире этническая принадлежность, как и религиозная, относится к категории индивидуально-частного.
Согласитесь, задавать вопрос о вероисповедании считается неприличным. По сути, таким же является вопрос и об этнической принадлежности. Мы ведь доверяем друг другу не по крови, а по степени взаимного уважения, по близости ценностных ориентиров, потому что мы все – сограждане одной страны. Какой у нас повод не доверять друг другу? Ведь мы подчиняемся законам одного государства, воспитаны на одних ценностях, трудимся на благо одной страны.
- Вы говорите, что нельзя политизировать… А как же этнополитика?
- Этнополитика должна быть. К ней нужно подходить научно, неэмоционально. К ней могут подключаться люди любых этносов, но в этой работе каждый должен быть беспристрастен, рассматривать проблематику объективно, без привязки к своей этнической группе. Только так можно находить способы снижения межэтнической дистанции повышения уровня доверия между этническими группами.
В данном контексте также следует помнить о статье «Независимость превыше всего» Президента Токаева, где он высказался о необходимости формировать новую идентичность, отвечающую современным вызовам. Это не статичный процесс. Непрерывно вступают в активную политическую и социально-экономическую жизнь новые поколения, ориентированные на обновленную систему ценностей, на качественно иные тренды. Они не обременены старыми смыслами и не склонны их воспринимать, у них другой уровень восприятия информации и концентрации внимания. И, разумеется, быстроменяющийся мир открывает перед ними новые вызовы.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1904789-grazhdanskaya-identichnost-v-kazahstane-dolzhna-stat-dominantoy-talgat-kaliev/